Дорогая дорога: МКАД-2 станет трассой дачников и дальнобойщиков?

 
28 апреля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Без преувеличения можно сказать: с нуля трасс такого уровня (не берем в расчет реконструкцию дорог с индексом «М») в Беларуси не строили давно. Последний случай — как раз таки первая Минская кольцевая автомобильная дорога. По сути, в начале 2000-х ее строили заново. В этом году вновь зашла речь о возведении второй МКАД. Выехав в Минский район, корреспонденты Onliner.by увидели, что активные работы действительно ведутся. Но кого будет обслуживать четырехполосная трасса — дачников, дальнобойщиков или, может быть, иностранцев на легковушках?

В 2010 году всерьез зашли разговоры о том, что надо бы разгрузить МКАД. Движение по этой дороге самое интенсивное в Беларуси — трафик в пиковые дни достигает 120—125 тысяч автомобилей в сутки! Уже тогда обеспокоенность вызывала грузовая часть потока. Решено было сместить транзит Запад — Восток на альтернативные трассы. Тогда было предложено решение: построить вторую кольцевую дорогу вокруг Минска. Водители сразу заинтересовались: где она будет проходить? Дальнобойщики спрашивали: запретят ли им въезд в столицу? Дачники заволновались: не пойдут ли под снос участки?

Вскоре чиновники доложили, что протяженность дороги будет около 160 км, проектом предусмотрено по две полосы в каждом направлении с ограждением. Частично в ее состав войдут существующие участки трасс (М1, М2, Р80 Слобода — Паперня и другие), но большую часть второй МКАД придется строить с нуля. А немного погодя дорожники обнадежили автомобилистов, сообщив, что дорога проектируется под 120 км/ч.

Вариант, предложенный в 2010 году. С тех пор проект претерпел некоторые изменения (изображение кликабельно)

Но мало кто знает, что существовал и другой проект МКАД-2, предложенный итальянцами. Их бизнес-план был простой: построить вторую кольцевую дорогу по европейским стандартам в нескольких километрах от первой. Финансировать работы собирались сами итальянцы, а взамен просили право произвести застройку между двумя скоростными трассами. В этой прослойке предполагалось разместить офисные центры, гостиницы, гипермаркеты и т. д.

В жизнь пошел все же первый, белорусский проект. В 2011-м начались земляные работы, но кризис чуть было не поставил крест на всей затее. По официальной версии, три года «строительство велось в минимальных объемах». Неизвестно, сколько бы продолжался этот вялотекущий процесс, но в марте 2014 года А. Лукашенко неожиданно заявил: «Мы немедленно должны начать работы по строительству второй кольцевой дороги вокруг Минска, чтобы город не задохнулся в этой грязи, чтобы 2 млн человек, четверть населения нашей страны, не чувствовали эту проблему. Надо иметь в виду, что от этого и все болезни. И нам придется платить бешеные деньги для того, чтобы лечить людей. Это тоже не надо забывать».

Как смещают проблему, можно увидеть в 11 км от первой МКАД. Сейчас активные работы, в частности, ведутся возле мядельской трассы (Р58), рядом с деревней Вишневка. Погрузчики, самосвалы, экскаваторы… Говоря языком дорожников, ведется подготовка для последующей укладки дорожной одежды: нужно снять верхний растительный слой до твердого грунта, возвести земельное полотно.

— Работают два треста, примерно 100 человек и 70—80 единиц техники, — рассказывает наш сопровождающий, начальник управления подрядных работ «Минскавтодор-Центра» Андрей Лис. — Это действительно большие силы.

С трассы Р58 хорошо видно, как пройдет МКАД-2 — рядом с Вишневкой. Кстати, другие деревни тоже находятся в непосредственной близости от будущей дороги. Но сносов не планируется, успокоили чиновники. В пресс-службе Минтранса нам официально сообщили: «При проектировании были учтены существующая транспортная сеть дорог в пригородной зоне, ее состояние, интенсивность движения, существующая и перспективная жилая и дачная застройка, границы рекреационных зон, природоохранные территории и другие факторы».

А что местные жители? У них нет единой позиции. Одни, автомобилисты, скорее довольны — проще будет добираться. Другие осторожно замечают, мол, наверняка станет шумно, да и воздух разбавят выхлопные газы. Но кое-кто уж точно рад: в деревне располагается крупная транспортная компания. Их интересует главный вопрос: когда уже построят дорогу?

— В этом году при достаточном финансировании уже можем приступить к укладке асфальта, — уклончиво отвечает Андрей Лис.

Именно нехватка денег уже однажды остановила строительство. Ну а как же средства от госпошлины? Именно эти деньги планировалось выделять в том числе на новые дороги. В Минтрансе нам рассказали, что сейчас рассматривается возможность привлечения кредита ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также средств Государственного целевого бюджетного фонда национального развития. Нужно построить более 80 км, это немалые деньги!

Строительство МКАД-2 разбили на два этапа. Во время первого построят «перемычку» от витебской (район Острошицкого Городка) до гродненской трассы (ориентир — Аксаковщина), протяженностью около 44 км. Эти 44 км разделили на пять отрезков. Один из них — от Вишневки до Семкова Городка — мы проехали полностью. Везде работы ведутся. Нас заверяют, что такая ситуация еще на двух отрезках.

Параллельно существует местная сеть дорог. Но они в довольно унылом состоянии. Доты времен Великой Отечественной войны, формировавшие Линию Сталина, кажется, сохранились лучше.

Во время второго этапа планируется построить дорогу протяженностью 42 км — от гродненской трассы до М1. Вторая кольцевая будет пересекать все трассы с индексами «М» и «Р», ведущие в Минск, в том числе популярные дачные направления. Как будет решаться вопрос с конфликтом перпендикулярных направлений? Нам сообщили: только во время первого этапа запланировано строительство семи развязок в разных уровнях, отдельные участки будут освещены. Расчетная нагрузка на одиночную ось составит 11,5 тонны. Что ж, такой дороге будет не стыдно присвоить индекс «М».

— Все дороги такого уровня уже платные или скоро станут таковыми. А как в случае с МКАД-2? — спрашиваем.

— Говорить о возможности введения платы за проезд по второй МКАД до окончания работ по ее строительству преждевременно, — кратко ответили в Минтрансе.

Все время мы пытались найти ответ на вопрос, кто же будет ездить по МКАД-2? Каким целям она послужит? По официальной версии, новая трасса обеспечит снижение нагрузки на существующей МКАД. Но это выглядит фантастической целью с учетом того, что абсолютное большинство потока на кольцевой дороге — это легковые автомобили. Неужели кто-то из этих водителей в здравом уме будет объезжать затор на ул. Немиге в двадцати километрах от города?

А водители грузовых автомобилей, обслуживающие городские предприятия и организации, всегда ездили и будут ездить по наикратчайшему пути, тем более что в некоторых случаях им это разрешено по ПДД. Чтобы убрать большегрузы из столицы, нужно вводить тотальный запрет, обеспечивать соблюдение этого требования (лучше всего — с помощью приборов фотофиксации, вроде тех, что устанавливает система BelToll) и строить логистические центры возле МКАД-2. Словом, это большая комплексная задача, которая на данный момент трудноосуществима.

По поводу транзита Восток — Запад. Почему-то считается, что именно это направление дает нагрузку на МКАД. Но ведь есть М1, ведущая с юго-запада на северо-восток. Чтобы попасть с нее на могилевскую трассу, не надо заезжать в Минск. Из Бреста в Гомель можно добраться по М10. Единственное направление, которое упирается в Минск, — это гродненское. Хотя многие дальнобойщики едут с белорусско-польской границы через дорогу М11 (граница Литвы (Бенякони) — Лида — Слоним — Бытень) как раз на М1, в этом мы убедились во время нашего репортажа по объезду платных трасс. Водители фур, следующие транзитом, могут заезжать в столицу разве что для того, чтобы перекусить или переночевать. А в этом случае для перенаправления потока потребуется развивать придорожный сервис, а вовсе не строить дорогую дорогу.

Пока МКАД-2 видится эдаким дачным вариантом и трассой для местного трафика. Сейчас не верится, что она серьезно разгрузит первую кольцевую дорогу. Но, безусловно, транспортное сообщение вокруг Минска будет улучшено, а стоимость земли со всеми постройками возрастет. Город словно объявляет экспансию, на перспективу обозначая свои границы.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by