Приемка проспекта Дзержинского: почему поток вынуждены сдерживать?

 
06 мая 2014 в 8:20
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Сейчас снова все внимание приковано к проспекту Дзержинского в Минске. Автомобилисты жалуются на работу светофоров, велосипедисты и пешеходы — на высокие бордюры, а все вместе — на закрытый выезд с улицы Чечота. Небольшие недочеты, можно не сомневаться, вскоре устранят, а вот градостроительная проблема на данный момент трудноразрешима. Именно поэтому водителям рекомендуют ехать не полностью по проспекту, аккумулирующему колоссальный поток, а по второму городскому кольцу и МКАД.

Вчера был первый настоящий день, можно сказать, приемки проспекта Дзержинского автомобилистами. Горожане после выходных вернулись в Минск и выдвинулись по этой восьмиполосной магистрали в центр. Новый асфальт, свежая разметка, да уже сама возможность проехать напрямую, а не кругами, поначалу доставляют удовольствие!

В целом магистраль оставляет неплохое впечатление: на основных перекрестках левые повороты по возможности спрятаны в «карманы», что стало уже типовым решением для города. Предусмотрены левые стрелки, читай — светофорные фазы, то есть конфликт левого поворота (эти столкновения одни из самых тяжелых по последствиям в городе) максимально исключен.

Открыли наконец съезд с проспекта Дзержинского на улицу Алибегова. Развязку в конце прошлого года сдавали без него. Теперь «должок» вернули. На пешеходных переходах бордюры сделаны в ноль — велосипедисты и пешеходы оценят.

На всем протяжении проспекта Дзержинского для пешеходов построены подземные переходы. Нужно отметить, что это очень дорогое решение для города. Но факт: на проспекте теперь нет ни одной нерегулируемой «зебры» (остался лишь один регулируемый переход возле ул. Хмелевского)!

Недалеко от развязки с улицей Алибегова остались светофоры, однако их скоро демонтируют, там тоже открыт подземный переход.

Может ли это полностью исключить ДТП с участием пешеходов? На этот вопрос нельзя ответить однозначно — на участке от улицы Голубева до проспекта Любимова пока нет ограждения. Да и те конструкции, что призваны остановить пешеходов, совсем не останавливают, например, пожилых людей. Даже старики легко пролезают между двумя продольными балками.

На другие шероховатости тоже нельзя не обратить внимание. Например, на перекрестке с улицей Голубева (если ехать из центра в направлении МКАД) не все соображают, что разворот и поворот налево теперь запрещены. Водители, внимание на разметку и контур стрелки на основной секции светофора!

Зато примерно в 150 метрах есть разрыв как раз для разворота. Одновременно компенсирующие мероприятия будут приняты на соседних перекрестках (например, улицы Голубева и проспекта Газеты «Правда»).

Непросто развернуться на пересечении проспекта с улицей Есенина (если ехать из центра в направлении МКАД). Но на этом перекрестке грядут большие изменения, когда откроют улицу Чечота. Это, между тем, еще одна проблема. Жители Брилевичей жалуются, дескать, из микрорайона не выехать. Строители опять просят потерпеть: перекрытие связано с возведением станции метро «Малиновка». Определенный срок открытия они назвать не могут. Так что выезжать из нового микрорайона на проспект Дзержинского пока придется по соседним улицам — Гедройца и Чюрлениса.

Именно из-за метро пока не уложен еще один слой асфальта на проспекте Дзержинского и бордюры остаются высокими. Велосипедисты уже заметили, что требования стандартов не соблюдены. Кое-где даже машины с трудом заезжают на парковку — слишком существенная разница между уровнями асфальта.

По этому поводу строители говорят: «Верхний слой асфальта будет уложен, но позже — есть вероятность, что покрытие в результате подземных работ потрескается. Вообще, проспект Дзержинского как объект еще не сдан, хотя движение открыто. Можно было бы, конечно, в течение месяца-двух устранять недочеты на закрытом участке, но это вряд ли бы устроило горожан».

Но главная претензия автомобилистов — средняя скорость движения по проспекту. В часы пик складывается ощущение, что светофоры работают как будто вразнобой: на перпендикулярном направлении никого, а на проспекте собирается затор, пишут у нас на форуме.

Мы обратились по этому поводу за комментарием к заместителю начальника Минской ГАИ Андрею Зырянову. Вот что он сообщил: «Проектировщик предложил лишь один план координации светофорного регулирования, не согласованный с ГАИ. Разумеется, необходимо формировать более гибкие и разнообразные светофорные режимы — для утреннего и вечернего часа пик (а они существенно отличаются), отдельно для середины дня, а также для выходных. Фактически это предложили сделать нам, хотя решение, на наш взгляд, при сдаче такого сложного объекта должно быть комплексным и предусмотренным заранее. Проектировщики отвечают, мол, это проще сделать, когда поток уже запущен. Сейчас мы не только следим за безопасностью, но и влияем на организацию дорожного движения. Поэтому в данный момент наши специалисты проводят расчеты коэффициента загрузки перекрестков. Где-то добавим секунды, где-то сократим. Со дня на день у нас появится возможность вручную регулировать светофоры с пульта — будем реагировать оперативнее».

Вопрос светофорного регулирования, можно сказать, стратегический. Много раз эксперты объясняли: собираются заторы совсем не из-за узких улиц, а на пересечениях. Если сделать работу светофоров гибкой, подстраивающейся под поток, то удастся добиться хорошей средней скорости. После вмешательства специалистов по организации дорожного движения по-настоящему поехал Партизанский проспект, улицы Орловская, Кальварийская и другие.

Самым простым было бы применить классическое решение — сделать большую светофорную фазу для проспекта Дзержинского и разогнать поток. Но тут есть одна опасность, о которой хорошо знают в ГАИ. Широкая магистраль собирает огромное количество автомобилей из Малиновки, Брилевичей, Юго-Запада. Эта восьмиполосная дорога сама по себе аккумулирует поток. А куда его приводит? Правильно, в центр. И вот вопрос: что с этими машинами делать там?

«Площадь Богушевича и улица Немига сейчас не готовы принять такое количество автомобилей, — продолжает Андрей Зырянов. — Мы вынуждены сдерживать поток по проспекту Дзержинского еще на подъезде к центру. Это происходит на перекрестке с улицами Уманской и Гурского, например. Водителям предлагается выбирать оптимальные маршруты, чтобы потом не терять время в заторах. Иначе это грозит обернуться коллапсом возле театра музкомедии».

Фактически автомобилистам недвусмысленно намекают: поезжайте через второе городское кольцо. Возможно, путь более длинный, но не исключено, что и более быстрый. Однако для этого нужно улучшать условия для проспектов Жукова, Пушкина, улицы Орловской и так далее.

«Мы хотим добиться средней скорости на втором городском кольце в 50 км/ч. Поверьте, это очень быстро, — говорит заместитель начальника ГАИ города. — Главная проблема — на тех перекрестках, где не „спрятаны“ левые повороты: на пересечениях с улицами Харьковской, Матусевича и другими. Мы хорошо знаем болевые точки и будем решать задачу за счет ускорения потока именно на втором кольце».

С открытием проспекта Дзержинского в Минске еще больше обострилась градостроительная проблема. Проспект упирается в улицу Немигу, улица Маяковского — в улицу Свердлова, Логойский тракт — в улицу Я. Коласа и так далее. Широкие магистрали, которые выглядят привлекательными, провоцируют колоссальное напряжение в центре. Идею строительства альтернативных новых магистралей (например, вдоль железной дороги), а не реконструкции старых проспектов, когда-то отвергли. И напрасно, понимание пришло слишком поздно! Теперь разрубить гордиев узел очень непросто. Потоки явно пытаются перенаправить на кольца, улучшая там условия для движения. Но это не может быть идеальным решением. Впрочем, председатель Мингорисполкома уже намекал, что когда-нибудь проезд по улицам в центре станет платным…

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by