Tesla Model S: первые 2500 километров

 
16 мая 2014 в 11:00
Источник: Виталий Шуравко. Фото: Влад Борисевич, Виталий Шуравко
Источник: Виталий Шуравко. Фото: Влад Борисевич, Виталий Шуравко

Полтора месяца назад Onliner.by зарегистрировал первую в Беларуси Tesla Model S. Однако это не значит, что на дорогах нашей страны появилась машина, которую никто не знает, — название революционного электромобиля уже давно у всех на слуху (спасибо автомобильным новостям). Мы уже публиковали статьи о том, как машина ставилась на учет, какие нюансы возникли со страховкой, а также о том, где и как заряжать такого рода автомобили. Сегодня, когда за «спиной» у нашей Tesla две с половиной тысячи километров, самое время для подробнейшего обзора!

Двери и замки, компоновка

Театр, как известно, начинается с вешалки, а знакомство с Model S — c дверной ручки. Если подойти к машине с ключом в кармане, то ручки эффектно выезжают из дверей, а затем, при начале движения или по прошествии некоторого времени, точно так же эффектно заезжают внутрь. Если потянуть за ручку, срабатывает электромеханический замок и дверь открывается. Чтобы закрыть автомобиль, достаточно просто отойти от него с ключом в кармане.

Помимо некоторой футуристичности процесса проникновения в салон, такая конструкция ручек позволяет существенно снизить коэффициент лобового сопротивления. Это крайне важно при движении электромобиля на больших скоростях.

Если в теории полная автоматизация открытия и закрытия машины выглядит неплохо, то на практике есть нюансы. Стоит пройти рядом с автомобилем, как двери открываются. При удалении с ключом проходит несколько десятков секунд, прежде чем машина закроется. Можно перевести всю систему в полуавтоматический режим (когда для того, чтобы выдвинулись ручки, нужно дотронуться до них) и пользоваться кнопкой на ключе для закрытия. Это неудобно, особенно когда ключ находится в сумке. Обычные системы бесключевого доступа намного удобнее, так как всегда есть возможность гарантированно закрыть автомобиль нажатием кнопки на ручке, чего очень не хватает Model S.

Если вы вдруг оставите руку в дверной ручке в тот момент, когда она будет задвигаться в дверь, — ничего страшного не произойдет. Когда система «чувствует» препятствие, ручка просто «повисает» на относительно слабой пружине. С другой стороны, в зимних условиях эксплуатации мощный механизм, который способен вытолкнуть даже замерзшую ручку, будет весьма кстати.

Другой неприятный момент связан с отсутствием доводчиков дверей и электромеханической конструкцией замков. Если закрыть дверь с недостаточным усилием, до «первого щелчка», то сразу же открыть ее снаружи, чтобы захлопнуть полностью, не получится. Нужно подождать секунду, пока механизм открытия сработает снова. В итоге следует отметить, что ручки выглядят круто, к ним можно привыкнуть, но обычная система типа Keyless Go намного приятнее и удобнее.

Теперь о компоновке салона. Так как батарея находится в днище кузова, а двигатель — между задних колес, в автомобиле огромное количество свободного пространства. Задний багажник помимо огромных размеров имеет дополнительную секцию в полу, где могут быть установлены два опциональных детских сиденья. Эта дополнительная выемка стала возможна потому, что в Model S нет бензобака, выпуска и глушителя. Электропривод двери багажника работает как с брелока, так и с кнопок на двери и центрального экрана, что очень удобно.

Передний багажник, который в Tesla называют frunk (от front trunk), очень радует своим дополнительным объемом. Открыть его можно либо с ключа, либо с центрального экрана в салоне. А вот с закрытием не все так просто. Для начала капот нужно просто опустить не захлопывая, а потом, упершись двумя руками в передний край, с силой прижать. Надо сказать, что похожая схема на Porsche 911 реализована намного приятнее, достаточно одной руки и легкого нажатия. Зимой, когда машина будет грязной, постоянно пользоваться передним багажником будет неудобно.

Хромированная окантовка бокового стекла была установлена не совсем ровно. Пришлось ее подклеивать
Хромированная окантовка бокового стекла была установлена не совсем ровно. Пришлось ее подклеивать

Сам интерьер очень минималистичный, ничего лишнего. Дизайнеры постарались избавиться от всех ненужных элементов, таких как выключатели, кнопки, ручки над дверным проемом и т. д. Получилось неплохо, но есть одна претензия — недостаток мест для хранения всякой мелочи. Например, в дверях нет привычных карманов, а в центральном подлокотнике отсутствует привычный ящик для мелочей. В итоге остаются только бардачок, небольшая открытая полочка под центральным экраном и полностью открытая секция на полу между передними сиденьями. Отсутствие коробки передач и кардана делает возможным наличие плоского пола в ногах как передних пассажиров, так и задних. Таким образом, центральное место на заднем сиденье является полноценным, ногам ничего не мешает.

Ключ от Model S напоминает по форме сам автомобиль. Несмотря на минималистичный внешний вид, под глянцевым пластиком спрятаны три кнопки. Если дважды нажать на «корму», откроется багажник, на «крышу» — двери. Передняя часть ключа, соответственно, отвечает за frunk. Для закрытия достаточно однократных нажатий на соответствующие кнопки. Ключ очень маленький, что позволяет не чувствовать его, например, в переднем кармане джинсов.

Динамика и управляемость

Без сомнения, самое интересное в Model S — это то, как автомобиль едет. Но для начала его нужно как-то «завести». Привычной кнопки запуска двигателя нет: чтобы включить машину, нужно дотронуться ногой до педали тормоза. На приборной панели картинка с автомобилем сменяется спидометром, и все, можно ехать. Приятным моментом является то, что стоит вам открыть машину или даже просто подойти к ней, как тут же начинает работать система обогрева или кондиционирования. Когда на улице холодно, теплый воздух начнет согревать водителя еще до того, как он «включит двигатель». Разумеется, можно включить обогрев или отопление салона еще до того, как вы выйдете из офиса или дома, — через приложение на мобильном телефоне или компьютере.

Руль, селектор «коробки передач», «поворотники» и другие элементы управления позаимствованы у Mercedes предыдущего поколения. Разобраться с ними не составляет никакого труда. Разве что переключатель поворота находится в положении 8 часов, а не в привычном для других автомобилей 10 часов. Нажимаем на тормоз, смещаем селектор вниз и поехали. По умолчанию машина начинает движение после нажатия на педаль газа, но для тех, кто привык к «автомату», можно включить режим, когда движение вперед начинается при отпускании тормоза.

На маленькой скорости Tesla катится совершенно беззвучно, как будто заглушенный автомобиль. Педалью газа легко варьировать движение: например, можно маневрировать на очень-очень маленькой скорости. На парковках гипермаркетов и во дворах пешеходы, идущие спиной к машине, вообще никак не замечают ее, поэтому при движении на небольших скоростях особое внимание нужно уделять безопасности.

В автомобиле нет камеры кругового обзора, а задняя камера не имеет разметки (возможно, появится в новой прошивке). Если добавить сюда фигурные бока в зеркале заднего вида и немалые габариты, то парковаться в тесных городских условиях нужно привыкать.

Но когда вы выезжаете на дорогу и нажимаете на педаль хотя бы до половины, сразу становится понятно: вот оно — будущее автомобильного транспорта. Даже пересев с очень мощной машины (в моем случае это 557 л. с. и 760 Н·м), ускорение Model S не сравнимо ни с чем. Главное преимущество электродвигателя — это МГНОВЕННАЯ реакция на педаль газа, которая СРАЗУ прикладывает к задним колесам МАКСИМАЛЬНЫЙ крутящий момент, с нуля оборотов. В реальной жизни это означает прямую связь с автомобилем. Если в случае с ДВС вы управляете подачей «угля в топку паровоза», то в электромобиле вы управляете напрямую вектором ускорения.

Активная езда на Tesla напоминает американские горки или космический корабль из «звездных войн». Обгоны, перестроения, да и просто старт со светофора происходят легко, непринужденно и с большим запасом мощности. Всегда точно знаешь, что при нажатии на педаль автомобиль мгновенно и с легкостью ускорится, без задержек на переключение передач или набор оборотов двигателя.

Особенно хорошо преимущества Model S заметны при спокойном движении и необходимости ускориться, например, с 30—60 км/ч. Нет никаких кнопок Sport, «спортивных» режимов коробки передач и т. д. Да и коробки передач тоже нет — двигатель соединен с колесами напрямую через простой редуктор. Традиционная машина сначала «подумает», потом «прыгнет» на две передачи вниз, затем подбросит в «топку» топливо, после чего двигатель наберет достаточные обороты и вы почувствуете ускорение, услышав шум из моторного отсека и системы выпуска. В нашем случае ускорение произойдет моментально, плавно и в тишине, только пассажиры почувствуют, как их мягко и сильно вдавливает в кресла.

Если же утопить педаль полностью, чтобы желтая стрелка указателя мощности прыгнула в район 320 кВт, то сначала шлифанут асфальт задние колеса, потом немного вильнет корма, а затем последует перегрузка, похожая на американские горки. Четыре с половиной секунды стремительного разгона, и скорость уже отображается в трехзначном виде.

К слову, наша Tesla уже успела поучаствовать в местном соревновании по драг-рейсингу на 402 метра, где заняла первое место в классе заднего привода.

Как активная езда сказывается на заряде батареи? Самое большое преимущество электромобиля — это возможность работы мотора в режиме генератора. Если отпустить педаль газа полностью, то Model S способна тормозить двигателем и возвращать энергию обратно в батарею. Это позволяет пользоваться обычным тормозом крайне редко и ездить «одной педалью». Помимо того что после резкого ускорения вы можете большую часть затраченной энергии отправить обратно в батарею, тормозные диски и колодки изнашиваются при этом минимально.

Второе важное преимущество Model S, помимо ускорения, — это рекордно низкий центр тяжести. Батарея находится в полу в пределах базы, а двигатель — между задними колесами. Вместе с полностью алюминиевым кузовом это дает рекордно низкий центр тяжести, который даже ниже колесной оси, что недостижимо для традиционных автомобилей. Низкий центр тяжести и распределенный по базе вес означают минимальные продольные и поперечные крены, лучшую управляемость в поворотах. Единственный недостаток — это сам вес: поскольку батарея имеет рекордную емкость в 85 кВт·ч, машина весит более двух тонн.

Кресла, даже в версии Performance, к сожалению, не имеют достаточной боковой поддержки. Чувствуется американское влияние с упором на комфорт и необходимость перемещать более «широких» пассажиров, каковых в Северной Америке немало.

Компания Tesla проделала колоссальную работу над самой важной функцией автомобиля — движением, оставив позади обычные машины с ДВС. Вместе с тем нужно отметить, что другие производители электромобилей все еще идут по пути того, чтобы догнать даже средние по характеристикам бензиновые автомобили. В итоге их разработки обладают ограниченным запасом хода, вялой динамикой и унылым «экологическим» дизайном. У такой концепции туманное будущее.

Софт

Если вы взглянете на свой телефон или планшет, то вам нетрудно будет заметить, что физических кнопок на них нет. Почему тогда они должны быть в машине, особенно достаточно дорогой? Руководствуясь этим наблюдением, разработчики Model S заменили традиционные стрелки и кнопки на более подходящие в этом веке ЖК-экраны. Роль приборной панели здесь выполняет 12,3″ экран с разрешением 1280×480.

Экран может менять свое назначение в зависимости от того, чем занят автомобиль. Во время зарядки здесь отображается информация о силе тока, напряжении и оставшемся времени, во время стоянки — запас хода и заряд батареи. Когда машина находится в движении, можно видеть текущую скорость (как стрелку, так и цифру) и мощность, которая подается в двигатель либо возвращается обратно в батарею. Надо сказать, что информативность панели и цветовое кодирование великолепны. В боковых зонах можно выводить график расхода энергии, счетчики пробега, название проигрываемого аудиотрека, карту навигации и меню телефона. Запас хода можно вывести как в «идеальных», так и реальных километрах, которые весьма приближены к действительности.

Но самое интересное — это центральный 17″ мультитач-экран с разрешением 1080×1920. Он разделен на три зоны: верхнее меню с программами, центральная часть, где отображается одно или два приложения, и нижний блок с климат-контролем, кнопкой громкости и кнопкой вызова панели управления и настроек. Поскольку блоки всегда находятся на своих местах, а элементы управления имеют большие размеры, работать с панелью можно даже во время движения. Этот экран принципиально отличается от всего того, что вы видели раньше в других автомобилях, поэтому сравнивать его можно только с большим iPad. Единственный момент, который доставляет неудобство, — это управление громкостью с центрального экрана, но в этом случае на помощь приходит колесико на левой части руля.

Стоит отметить некоторые моменты, связанные с работой этой системы в условиях Беларуси. Первое, что нужно сделать, — это обеспечить машине интернет. В странах Евросоюза и Северной Америки интернет в автомобиле бесплатный, включая роуминг. В Европе пользоваться интернетом можно от Португалии до Эстонии. Поменять SIM-карту очень сложно (она находится на плате с обратной стороны центрального экрана), для этого нужно разобрать полмашины.

Но, к счастью, есть возможность подключить Model S к Wi-Fi. Можно сделать либо раздачу интернета с телефона, либо установить портативную точку доступа. Второй вариант предпочтительнее, так как будет возможность пользоваться мобильным приложением для автомобиля. Есть хорошие новости: если подключить точку на зарядку к USВ-порту, то она будет заряжаться, если машина подключена к зарядному кабелю, а если еще и отключить в автомобиле «спящий режим», то питание от USB-порта будет всегда. «Спящий режим» экономит совсем немного энергии, поэтому им вполне можно пожертвовать ради постоянного и быстрого удаленного доступа.

В условиях Минска и сети velcom есть определенная проблема, связанная с работой беспроводной точки в 3G-сети. Во-первых, в движении переход между базовыми станциями происходит не совсем гладко, а точнее говоря, в большинстве случаев не происходит вовсе. Связь на некоторое время пропадает, а затем восстанавливается. Во-вторых, имеет место периодический разрыв Wi-Fi-соединения. Пока точно непонятно, происходит ли это из-за помех на частотах Wi-Fi или же автомобиль самостоятельно разрывает соединение, если нет интернета.

Навигация использует систему Navigon для прокладывания маршрутов и отображения фрагмента 3D-карты на панели приборов и Google Maps для отображения полноценной карты на центральном экране. Это замечательное сочетание, так как Google Maps позволяет получить очень детальную карту, информацию о пробках и поиск, в том числе в Беларуси, но вот навигация будет доступна только на основных трассах. Прокладка маршрута посредством Navigon будет работать без интернета, так как в системе есть офлайн-карты. Карта Google в таких условиях работать не будет. Пока при выборе маршрута не учитывается трафик, но в версию прошивки 6.0 обещают добавить не только пробки, но и температуру воздуха, направление ветра, рельеф местности. Тогда можно будет с большой точностью планировать маршруты и получать оценку затрат энергии на поездку.

В системе поддерживается русский шрифт, в браузере, на карте, в интернет-радио особых проблем нет. Но на сегодняшний момент нет поддержки русского языка интерфейса и кириллической клавиатуры. Эта поддержка появится на этапе старта продаж в России, который пока не определен.

Помимо традиционного радио в системе есть поддержка как спутникового радио, которое у нас не работает, так и интернет-радио TuneIn. Если вам надоел белорусский эфир с музыкой сомнительного качества, можно настроиться практически на любую радиостанцию мира. Если радиостанция отдает название песни, то Model S тут же загрузит обложку альбома. Также присутствует сервис Rdio, чем-то напоминающий по функциям Spotifу. Автомобиль не умеет проигрывать музыку при подключении iPhone через кабель, но может делать это через Bluetooth.

Браузер позволяет просматривать сайты прямо на большом экране. Поддержки flash и видео нет, как, впрочем, и русской клавиатуры. Поддерживаются мультитач-жесты, но скорость работы и плавность прокрутки пока еще очень далеки от того, что сейчас есть на современных планшетах. Однако с каждым обновлением софта панель начинает работать быстрее и появляется поддержка дополнительных функций.

У компании есть планы выпустить SDK с магазином приложений для автомобилей. В этом случае можно будет расширять возможности машины безгранично.

Обновления софта и удаленный сервис

Пожалуй, самый интересный момент, связанный с владением Model S, — это обновления прошивки автомобиля. В традиционных машинах с момента покупки у вас остается один и тот же набор функций, прямо как в доисторическом мобильном телефоне с кнопками. В Tesla используется тот же подход, что и в современных устройствах: компания предоставляет постоянные обновления, которые расширяют и улучшают функциональность. Но в нашем случае помимо «развлекательно-навигационной» части улучшается и функциональность всех без исключения блоков и систем автомобиля.

Часто с обновлениями появляются функции, которых раньше не было вообще, например память зеркал и сидений, поддержка Wi-Fi, система удержания машины на уклоне, возможность прогреть батарею автомобиля от сети зимой, режим буксировки, режим имитации начала движения, как на автоматической коробке передач, и многое другое. Улучшаются даже самые базовые функции, касающиеся, к примеру, реакции педали газа, системы стабилизации, работы пневмоподвески, работы ручек дверей, режимов обдува стекол, защиты от перегрузки сети и проблем с проводкой и т. д.

Машина самостоятельно проверяет обновления, скачивает новую прошивку из интернета и затем предлагает установить. Можно начать установку немедленно или запрограммировать этот процесс, например, на ночь. Процесс длится 30—40 минут и затрагивает все блоки. Слышно, как срабатывают разные системы, видно, как перезагружаются по очереди экраны.

В нашем случае во время процесса «что-то пошло не так». На экране появилась надпись «Contact service». Не самая приятная надпись на новом автомобиле, учитывая, что ближайший сервис-центр находится аж в Берлине. В процессе был еще один остросюжетный момент, когда во время перепрошивки дверей они перестали открываться. Учитывая, что телефон и вещи с документами лежали внутри, — это было уже не смешно.

Тем не менее процесс завершился, и машина поехала. Но не тут-то было. Во-первых, перестал работать климат-контроль, а во-вторых, появилась ошибка пневмоподвески. В итоге автомобиль перешел в аварийный режим и сильно ограничил мощность двигателя. Никакие перезагрузки систем не помогали.

При звонке в берлинский сервис-центр нам на приличном английском языке ответил сотрудник Tesla. Первое, что он спросил, — это 5 последних цифр VIN. Затем пообещал глянуть машину и перезвонить по итогу. Через 10 минут проблема была решена. Как объяснил по телефону сервисмен, он удаленно через интернет перепрошил несколько блоков управления вручную и сбросил состояние ошибок. Model S «чудесным образом» снова заработала! Больше никаких проблем с этими системами не возникало.

Таким образом, сервис Tesla имеет полный доступ к автомобилю. В случае возникновения проблем весь объем диагностики можно делать удаленно. Кроме того, Model S постоянно находится на связи с сервером компании и отсылает диагностическую информацию. Из сервис-центра могут позвонить, попросить подъехать для замены какого-либо блока — в качестве превентивной меры, если автомобиль сообщит о неисправности и удаленная диагностика покажет наличие проблемы. Владелец вообще может не знать о ней до факта звонка.

Компания собирает огромный объем информации о том, как эксплуатируются ее машины. На основе анализа статистики можно планировать открытие новых сервис-центров там, где это наиболее востребовано, или же установку быстрых зарядок Supercharger. Производитель знает, как ведут себя автомобили в различных климатических условиях. Это позволяет, например, постоянно оптимизировать формулу расчета реального запаса хода.

Технические модификации

В процессе производства Model S постоянно совершенствуется. Более ранние автомобили, к примеру, поддерживают зарядку с помощью Supercharger до 90 кВт, современные способны делать это на 135 кВт и даже на 150 кВт в будущем. Появляются новые опции, такие как датчики парковки, автоматически складывающиеся зеркала, несколько модифицированные кресла. Но есть и более серьезные изменения.

В 2013 году при наезде на препятствия на большой скорости было несколько происшествий, связанных с возгоранием Model S. Во всех случаях речь шла о повреждении батарейного блока. Поэтому начиная с мая 2014-го на все произведенные автомобили устанавливается титановая защита днища, которая способна выдержать практически любой удар. На нашей машине этой защиты еще нет, но производитель объявил, что на все ранее произведенные автомобили она будет установлена во время ближайшего визита на сервис.

Приятно, что большинство модификаций и новых опций при желании можно официально установить в более старую машину, правда за дополнительную плату.

Приложения для удаленного доступа

Автомобилем можно управлять через официальное мобильное приложение для iOS или Android или через неофициальные программы для различных мобильных и настольных платформ. Основные функции — это отображение состояния и местоположения машины, мониторинг и управление зарядкой, климат-контролем. Можно удаленно закрыть и открыть автомобиль, поморгать фарами, подать звуковой сигнал, приоткрыть крышу для вентиляции и т. д.

Если включен режим сна, то прежде чем машина «проснется» и станет реагировать, должно пройти около минуты, что не очень удобно. Для работы этой функции Model S нужно активное подключение к интернету.

Вход в приложение осуществляется с учетной записью My Tesla, для этого к ней должен быть привязан автомобиль. Если написать запрос в Tesla, то компания может перенести машину из одной учетной записи в другую, что будет полезно сделать при ее покупке у третьих лиц или продаже.

Повседневное использование

По прошествии некоторого времени, когда эффект новизны проходит, эксплуатация Model S ничем принципиально не отличается от обычного автомобиля. Когда привыкаешь к мгновенному ускорению, отсутствию коробки передач и езде в тишине, традиционные машины кажутся чем-то несуразным и очень-очень устаревшим. Экраны развлекательных систем, которые когда-то казались большими и современными, теперь вызывают улыбку, а кнопки на панели напоминают телефон Nokia на базе Symbian S60 десятилетней давности.

Когда была подключена розетка в гараже, вопрос с зарядкой был решен полностью. Если ранее приходилось больше смотреть на указатель запаса хода, чем на спидометр, то имея «персональную заправку», на него вообще не обращаешь внимания. В городских условиях, даже проведя большую часть дня за рулем, очень сложно потратить половину или даже треть запаса хода. Даже если бодро ускоряться, энергия снова возвращается в батарею в случае, когда «тормозишь двигателем». Активная езда влияет на расход энергии в значительно меньшей степени, чем в бензиновых автомобилях.

Кабель для зарядки сделан очень удобно, при нажатии на кнопку на ручке лючок зарядного порта открывается автоматически. Ежедневная установка и снятие с зарядки совершенно не напрягают, это гораздо проще и быстрее, чем заправка бензином. На «дозаправку» электроэнергией дневного пробега уходит около двух часов. Каждое утро машина радует 363 километрами реального запаса хода. Начало зарядки запрограммировано на 22:05, чтобы потреблять энергию по льготному тарифу.

С зарядкой от обычной бытовой розетки на практике оказалось все гораздо сложнее, чем предполагалось. В большинстве случаев такая розетка работать не будет! Основная проблема в городе — это отсутствие настоящего заземления. За городом — пониженное в час пик напряжение. Если поставить автомобиль на зарядку днем или поздно вечером — процесс пойдет, даже если напряжение впоследствии упадет. Если же подключиться в часы максимального потребления, когда напряжение падает ниже 210 В, Mobile Connector моргнет три раза красным и машина не примет зарядку вообще. С трехфазной красной розеткой как в городе, так и за городом проблем не возникало никогда.

В качестве апгрейда мы защитили переднюю часть автомобиля пленкой 3М. Что интересно, для американского рынка защитную пленку можно заказать прямо на заводе, для Европы же эта опция недоступна. Учитывая любовь наших дорожных служб к «ямочному ремонту» смолой и совершенно варварскому посыпанию дорог камнями, чтобы они, по разумению изобретателя процесса, влипли в эту смолу, наличие пленки на бампере и капоте совсем не лишено смысла.

Также были куплены новые щетки стеклоочистителя. Поскольку заказывать у дилера их долго, они были приобретены на авторынке. Так как Tesla в каталогах отсутствует, нужно потратить некоторое время на то, чтобы подобрать подходящие по длине и типу крепления.

Чего не хватает в автомобиле? Автоматического дальнего света, активного круиз-контроля, мониторинга «слепых» зон и камеры кругового обзора при парковке (эти опции уже давно являются стандартом для машин премиум-класса, в которые метит и Model S). Не говоря уже о том, что в задней камере даже нет линий для траектории движения. Но даже с учетом этого то, как сделан интерфейс автомобиля, и то, как машина едет, с лихвой перекрывают указанные моменты.

Лирическое отступление

Постепенно приходит понимание того, что Model S — это не автомобиль будущего, это автомобиль настоящего. Он соответствует сегодняшнему времени и степени развития технологий. К сожалению, другие производители пока не верят в идею того, что время массовых электромобилей наступило. Компания BMW, как технологический лидер немецкого автопрома, вместо выпуска реальных электромобилей робко прощупывает рынок линейкой «i», используя в i3 оторванный от реальности дизайн «будущего», россыпь кнопок, мелкие экраны, недостаточный для реального мира запас хода и эти ужасные голубенькие элементы в кузове, которые, по всей видимости, должны подчеркивать его неполноценность и экологичность. В случае с i8 покупателей и вовсе вводят в заблуждение, продавая по цене суперкара пластиковый двухместный автомобиль с трехцилиндровым (!) двигателем, без которого машина способна проехать аж 37 «идеальных» километров. Компания Mercedes предлагает в электроверсии только самую скучную модель класса B c посредственными характеристиками и той самой «голубизной» в дизайне. Такой «хоккей» нам не нужен.

Чтобы электромобили смогли завоевать рынок, они должны быть лучше традиционных по разгону, управляемости, удобству и интерфейсу пользователя. У них должен быть нормальный дизайн без «голубизны» и зеленых листиков. Model S — первый массовый автомобиль, который выбрал правильную концепцию. Хочется надеяться, что остальные последуют этому примеру.

Денис Логунович (корреспондент Onliner.by):

По долгу службы мне доводилось ездить на самых разных машинах. Быстрых, экономичных, экологичных, «заряженных», «перезаряженных»… Но еще до того, как я впервые сел в Model S, я назвал ее «новой главой» в истории автомобилей. Да, это не первый электромобиль. Это даже не первая модель Tesla. Но через 200 лет в учебниках по автомобильной истории именно Model S будет упоминаться в первом абзаце второй главы. Все, что вы сегодня видите на улицах Минска, в своих дворах, в шоу-румах автомобильных центров, будет описано в первой главе. Как ни крути, самый «навороченный» Mercedes S-Class W222 — это всего лишь Ford T c крутым «климатом», подогревом сидений, ионизатором воздуха, кучей систем безопасности и прочими «наградами» времени.

Даже удивительно, почему машины уже более века практически не меняются. Обратитесь к любому ребенку и задайте вопрос: какая самая важная часть в автомобиле? 9 из 10 ответят, что это двигатель. Компания Tesla заменила один из самых важных элементов современного автомобиля, и после этого машину по-прежнему хочется купить! Формула успеха, которую не достиг никто до Model S, проста: привычный автомобильный дизайн + вменяемый запас хода + соответствующие цене динамические характеристики.

Первое, что впечатляет за рулем Tesla, — это разгон. Такое ощущение, что ты передвигаешься не в автомобиле, а в каком-то супербыстром горизонтальном лифте. Мертвую тишину в салоне нарушают легкий аэродинамический шум и шелест шин. До этого я и представить не мог, что можно разгоняться с такой скоростью, когда щеки расползаются в стороны, и при этом слышать, как «дует» отопительная система. Мгновенный отклик на педаль газа поначалу очень непривычен, как и то, что автомобиль тормозит, если правая педаль полностью поднята. Если наловчиться и не «выстреливать» со светофоров, то весь Минск можно проехать не касаясь тормоза.

Сравнивать Model S с какими-нибудь другими машинами сложно. Это все равно что сравнивать вилку с зажигалкой. Tesla — это новое «дыхание» автомобильной промышленности. Да, пока это лишь капля в море (в первом квартале текущего года Tesla продала 6,5 тыс. машин), но нет сомнений — это начало большого пути. И если Model S — это скорее игрушка для состоятельных людей, то не за горами выход более доступных автомобилей Tesla. Прогнозирую, что до конца десятилетия на рынке появятся неплохие электромобили и от других производителей. Вряд ли мировые концерны упустят возможность получить свой кусок «пирога будущего».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by