Колонка главного редактора. Властям пора серьезно ограничить рост автомобилизации

 
23 755
26 мая 2014 в 11:18
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Песня про заполонившие все автомобили — теперь и про Минск. Еще какое-то время назад можно было говорить о резком контрасте с другими городами мира, но с каждым годом ситуация только ухудшается. Среднестатистическая белорусская семья уже давно имеет 1—2 автомобиля, и каждый год парк столицы пополняется 35 тысячами машин. Ситуация по большому счету аховая: ежедневно по городу перемещается порядка полумиллиона автомобилей, все ярче проявляют себя точки напряженности на дорогах, во дворах невозможно пройти из-за припаркованных «коней», появляются «народные мстители», рискующие кошельком и свободой в борьбе против засилья авто.

Что в этой ситуации предпринимают власти? Актуальной задачей, отмечал Николай Ладутько три года назад, становится обеспечение беспрепятственного передвижения по Минску. Он сообщил, что в столице начали активно реализовывать программу строительства транспортных развязок.

Я не могу сказать, что власти поддерживают только автомобилистов, а на интересы пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта им плевать. Худо-бедно, но в городе строится метро, на микрон, но расширяется зона комфорта для двухколесных, закупается новый общественный транспорт, модернизируется трамвайная сеть. Однако положа руку на сердце можно сказать, что перекос в сторону интересов автовладельцев есть.

Здесь надо отметить, что власти в какой-то степени заложники белорусской ментальности, диктующей необходимость иметь автомобиль любому человеку с любым достатком. Человек без машины непонятен нашему обществу, в умах большинства здоровый работоспособный обязан иметь личный автомобиль. Тот же, кто его не имеет, априори на ступеньку ниже — его интересы не столь важны.

Спорное утверждение? Сейчас все объясню. Моя панельная многоэтажка на окраине города-героя словно создана для эксперимента над автомобилистами. В отличие от многих других новостроек, здесь проектировщики расщедрились на достаточное количество машино-мест — их хватает не только жильцам, но и гостям. С одной лишь оговоркой: плоскостные бесплатные автостоянки размещены в 50 и 100 метрах от дома, а не прямо под окнами. Удивительно, но столь малой преграды хватает, чтобы повсеместно нарушались правила парковки. Люди готовы сознательно идти против ПДД, бросать машины на газонах и тротуарах, лишь бы они были рядом, под окнами. Словно владельца и машину связывает какая-то пуповина, и парковка в 100 метрах от жилья разорвет ее!

Надо ли говорить, что самая дальняя стоянка всегда пустая, а огромные внедорожники и кроссоверы дружно в ряд занимают пространство пешеходов?

Я не раз задавался вопросом: почему так происходит? Почему даже в случае, когда места хватает на всех, автомобилисты имеют больше необъявленных прав, чем остальные? Ответ на поверхности: потому что им можно, а это «можно» продиктовано все той же ментальностью. У властей же она та же, что и у простых смертных: мы живем в одной системе координат. Так закрываются глаза на «несущественные» нарушения ПДД — ГАИ далеко не всегда выпишет штраф нарушителю парковки во дворе и приедет на вызов.

Однако это я разобрал частный случай. Поощрение владением автомобилем на всех уровнях — полноценная политика властей. Дешевое топливо, огромные бюджеты на развязки и широченные улицы, низкий входной порог на владение авто, лояльное налогообложение, отсутствие платных участков, вот эти закрывания глаз на мелкие нарушения ПДД во дворах... Система работает на комфорт автомобилиста, хотя в городе живут люди, а не автомобили.

Мне кажется, настало время ограничений. Гордиться ростом автомобилизации, какими-то показателями на душу населения в сравнении с другими странами недальновидно. Тот комфорт, что дает автомобиль, с каждым годом требует все бóльших жертв в ущерб общества. Пространство ограничено, оно не может бесконечно расширяться для одних и сужаться для других.

Кто-то справедливо возразит: власть обязана давать альтернативу в виде удобного общественного транспорта. Это правда — в отличие от инвестиций в зону комфорта автомобилистов, власть действительно обязана инвестировать в общественный транспорт, и Минск в этом плане не идеал. Однако в кризисных ситуациях (а я утверждаю, что ситуация в столице именно кризисная) действовать нужно решительно и быстро, как при гангрене. Сначала отсечь больную плоть, а затем заниматься интенсивной терапией.

Об этом — в следующем выпуске.