Старое дело: за скотину тоже нужно отвечать!

 
27 893
17 июля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов
Автор: Андрей Журов

Интересный факт из ПДД, о котором часто забывают работники сельского хозяйства. По правилам погонщик скота тоже является водителем. То есть наравне с автовладельцами несет ответственность в том числе за ДТП. Последний громкий случай на трассе М1 вызвал бурную реакцию. «Кто будет возмещать ущерб собственникам Opel и Audi, разбившим автомобили?» — спрашивали пользователи. Старое дело на $40 тыс., о котором Onliner.by сообщил адвокат из Витебска, рассказывает, кто именно.

Евгений рассказал о точь-в-точь таком же случае, какой приключился в Толочинском районе в конце минувшей недели. Только авария, о которой пойдет речь, произошла в августе 2011 года в соседнем Оршанском районе.

— Дорожно-транспортное происшествие случилось также ночью, — рассказывает представитель потерпевшей стороны. — Автомобиль столкнулся со стадом телят, которое принадлежало одному из хозяйств Оршанского района. Подчеркну, что водитель двигался в крайней правой полосе с соблюдением скоростного режима. Кроме того, у него был включен дальний свет фар.

По словам адвоката, незадолго до столкновения эту машину опередил еще один автомобиль. Именно после этого все и случилось. Вскоре на дорогу стали выбегать телята. Поскольку опередившая машина ехала левее, ее водителю удалось уйти от столкновения. А вот россиянину, ехавшему правее и чуть позади, — нет.

— Водитель рассказал, что телята появились из темноты внезапно, — продолжает представитель защиты. — Cтадо именно выбегало, а не стояло на месте, причем достаточно быстро. Никаких предупреждающих знаков о выпасе скота установлено не было. Кроме того, на данном участке дороги между полосами имеется металлическое ограждение, которое однозначно свидетельствует о том, что никакого перегона скота здесь быть не может.

Все это будет иметь важное значение: при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, по ПДД он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства. Но что если препятствие появилось буквально из ниоткуда, там, где его быть не должно в принципе?

В результате ДТП погибли два теленка. Пастух, по данным Евгения, появился на месте происшествия спустя более чем двадцать минут в сопровождении представителя хозяйства: «В тот момент их интересовали лишь телята. Животных буквально добили на обочине. При этом они сильно переживали, чтобы не пропало мясо. Никто даже не поинтересовался здоровьем водителя».

Впоследствии хозяйство указывало, что пастбище находилось на расстоянии более одного километра от дороги возле небольшой части леса, телят якобы напугал дикий зверь, в результате чего они и побежали. Представители все время ссылались на некую непреодолимую силу, явно пытаясь снять с себя ответственность. Также они утверждали, что поскольку телята после столкновения отлетели на значительное расстояние, то водитель двигался с нарушением скоростного режима. Но подтвердить это, разумеется, не смогли.

— У нас тоже были неподтвержденные сведения. По словам одного из бывших работников хозяйства, телята паслись на небольшом расстоянии от дороги, в пределах 100—200 метров, никакой электропастух не использовался, — дополняет адвокат. — А сотрудники ГАИ, с которыми в последующем приходилось общаться, говорили, что выходы скота происходили и ранее, но к ДТП не приводили.

Зато предельно четко «высказалась» автотехническая экспертиза, из выводов которой следует, что у водителя не было технической возможности избежать столкновения со стадом. Фактически данным заключением была поставлена точка в этом деле.

— Конечно, в добровольном порядке никто ничего возмещать не собирался, даже не извинились. Да и вины никто за собой не чувствовал, — считает представитель потерпевшей стороны. — Весной 2013 года по делу было принято решение об удовлетворении требований по возмещению ущерба. Решение было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, однако оставлено в силе. В настоящее время оно полностью исполнено и ущерб (у автомобиля была сильно повреждена передняя часть и сорван двигатель) примерно в $40 тыс. возмещен!

Евгений считает, что потерпевшим в Толочинском районе также следует обращаться в суд и действовать аналогичным образом. Минские адвокаты, к которым мы обратились за комментарием, солидарны с витебским коллегой. Такого рода аварии с животными они считают чуть ли не единственным происшествием, при котором автовладелец может взыскать ущерб. «Хотя бы потому, что есть ответственное лицо, например пастух или представитель СПК. Потенциально — ответчик, физическое или юридическое лицо, отвечающее за выпас скота. А вот в случаях, когда сбивают лосей или диких кабанов, водитель может получить еще и штраф — например, за непринятие мер к снижению скорости вплоть до остановки. Впрочем, многое зависит от лояльности конкретных исполнителей в ГАИ и трактовки ими этой формулировки», — подчеркивают юристы.

В одном из лесничеств Минского района, на территории которого несколько лет назад Ferrari сбил косулю, нам прокомментировали данный вопрос. «Если автомобилем было сбито дикое животное, то водитель обязан вызвать милицию. Все-таки это ДТП. А сотрудники ГАИ уже обращаются к нам. Мы составляем акт о происшествии, мясо в обязательном порядке утилизируем — иногда сдаем в зоопарк, например. Бывает, что животное после наезда не погибает и находится где-то неподалеку. Тогда действуем в зависимости от обстоятельств — животное может быть нежизнеспособным в естественных условиях. Если же водитель после ДТП скроется, это, безусловно, будет считаться нарушением.

Больше всего подобных происшествий фиксируется в конце весны и начале осени, например, на трассе Минск — Молодечно — Нарочь возле Крыжовки. Поймите, миграционные пути были проложены тысячи лет назад, задолго до появления автомобилей и дорог. А с началом охотничьего сезона к нам прибивается много лосей, кабанов, косуль. У нас зеленая зона, отстрел запрещен, вот животное и бежит, где тихо», — рассказал лесничий.

А вчера информагентство БЕЛТА сообщило об изменениях в законодательстве, вступающих в силу со дня на день: «Теперь лицо, обнаружившее больное, раненое или травмированное дикое животное, должно будет сразу же сообщать об этом пользователю охотничьих угодий, или в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел, или в дежурную службу районного отдела по чрезвычайным ситуациям. После этого информация об обнаружении животного передается в соответствующий территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и районную, городскую ветеринарную станцию, а представители госорганов выезжают на место обнаружения больного, раненого или травмированного животного. Далее по обстановке принимается решение о дальнейшей судьбе животного и при необходимости его изъятии».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by