Штрафы, ДТП, погони: репортаж из машины с мигалками

 
23 июля 2014 в 9:13
Автор: Елена Николаева
Автор: Елена Николаева

К ним не питают теплых чувств, про них придумывают анекдоты и предпочитают не попадаться им на пути. Но когда на дороге случается беда, то именно к ним обращаются за помощью. Мы постарались разобраться в непростых отношениях «водитель — инспектор ДПС», для чего отправились в рейд с экипажем батальона дорожно-патрульной службы ГАИ.

Пятница. Три часа дня. Экипаж в составе майора Сергея Бондаренко и старшего лейтенанта Юрия Седневца заступает на дежурство. Оно обещает быть непростым: завтра выходные.

— Самое сложное время — вечер пятницы и суббота. Люди отдыхают после трудовой недели, следовательно, возрастает число нарушений, увеличивается количество пьяных за рулем, — сворачивает с главной и направляет служебную Lada Priora к каскаду волотовских озер старший экипажа Бондаренко. Сюда инспекторы едут неспроста.

— Некоторые горожане после отдыха на природе могут отправиться за добавкой, а чтобы быстрее было, садятся за руль, — поясняет инспектор.

Не спеша, на второй двигаемся по грунтовой дороге вдоль побережья, усыпанного загорелыми гомельчанами. Все спокойно. Выезжаем на улицу Мазурова. Здесь и в обычный-то день движение плотное. В пятницу же и вовсе не протолкнуться. Все спешат домой. Спешат и нарушают.

Красная «шестерка» дерзко несется через «зебру». Собравшийся было переходить дорогу пешеход даже не успел испугаться. Включаем мигалки.

Инспектор подходит к машине, представляется и просит предъявить документы.

— Увидели цыган — и уже скорей штрафовать, — сокрушается молодой человек на пассажирском сиденье. С ним солидарны двое сидящих сзади.

— Вы не пропустили пешехода, у которого на пешеходном переходе преимущество.

— Не было никакого пешехода. Мы вас сейчас сглазим, — угрожает пассажир.

К счастью, у самого водителя «шестерки» темперамент оказался поспокойнее — без пререканий молодой человек садится в служебную машину ГАИ. Оформляем протокол, выписываем штраф, желаем счастливой дороги и едем дальше.

У лейтенанта Юрия Седневца в руках то, из-за чего водители не любят гаишников больше всего — прибор фото- и видеофиксации «Визир». На ходу ловим радаром лихачей и приравненных к ним. На этот раз не повезло мужчине за рулем Volkswagen. Ехал на 19 км/ч быстрее положенного.

— Пятница, День водителя. Спешил домой отметить, — пожимает плечами нарушитель. Инспекторы ДПС выписывают ему минимальный штраф — 75 тыс. Мужчина на месте оплачивает квитанцию, и мы разъезжаемся.

— Естественно, нам мало кто рад. Ведь людям при встрече с нами приходится расставаться с деньгами. Но мы не стремимся, как многие думают, наказать по полной. Напротив, если человек адекватный, вежливо разговаривает, признает вину, то, учитывая осознание совершенного проступка и в соответствии с административным кодексом, мы выписываем минимальный штраф. Ведь понимаем: сейчас у людей каждая копейка на счету, — говорит Юрий Седневец.

— Те, кто думает, что от количества составленных протоколов у нас зависит зарплата, ошибаются. Плана у нас никакого нет, — расставляет точки над «i» майор Бондаренко.

Инспекторы останавливают свой автомобиль недалеко от перекрестка улиц Каменщикова и Крупской. На прошлой неделе здесь была серьезная авария с пострадавшими. Поэтому профилактика не повредит.

Работа у экипажа сразу спорится.

Инспектор останавливает Nissan. Его водитель выехал на перекресток не из той полосы.

— Вы слышали, как вам сигналили водители? Не знаете почему? Потому что вы при движении не из той полосы создали помеху остальным, — объясняет нарушителю инспектор.

Водитель неуклюже оправдывается, мол, не видел, не заметил и просит его простить. Сотрудника ГАИ чистосердечное раскаяние не проняло. Мужчина платит штраф.

— А как вы определяете, какую машину остановить?

— Вот смотрите, из этих четырех какая вам не нравится? — предлагает простой тест Сергей Бондаренко.

— Вон та старая Jetta!

— Мне тоже, — взмахивает жезлом инспектор. И уже через минуту становится понятно: интуиция не подвела. — Jetta оказалась без техосмотра. Ее водителю пришлось раскошелиться на 75 тыс. рублей.

— За годы службы четко выделяешь даже из самого интенсивного потока автомобили нарушителей. Отсутствие регистрационных номеров, наклейки ТО, установленные на авто, не предусмотренные заводом-изготовителем световые приборы — все это повод остановить и проверить транспортное средство, — делится профессиональными секретами сотрудник ДПС.

Следующим автомобилем, который подтвердил теорию о шестом чувстве инспекторов ДПС, оказался ничем не примечательный Opel. За рулем — молодой человек, на пассажирском сиденье — девушка. Обычная пара. Проверяем документы — они в порядке, а вот прав у водителя нет. Еще в мае был лишен.

— Сейчас супруга пересядет за руль, — пытается сгладить недоразумение «бесправник».

— Супруга-то пересядет, но сначала вам придется оплатить штраф, — неумолим инспектор.

В итоге семейный бюджет нарушителя пострадал на 750 тыс. рублей.

Следующий клиент сотрудников ГАИ — водитель черного ВМW. Его останавливают, как и полагается любому уважающему себя ВМW, за превышение скорости.

Через пару часов дежурства настроение безнадежно испорчено. Жалко людей, которым приходится расставаться с деньгами. Но не всех. От некоторых нарушителей исходит столько негатива, что от стресса хочется съесть шоколадку и запить ее святой водой.

— Здесь быстро привыкаешь и к хамству, и к тому, что тебя постоянно снимают на телефон, а потом выкладывают на YouTube. К чему я так и не привык за четыре года работы, так это к ДТП с пострадавшими. Помню первое дорожное, на которое выезжал, — мальчика лет десяти, который лежал на дороге, раздавленный мусоровозом. До сих пор не по себе, — старший лейтенант на этот раз эмоционален как никогда.

Вскоре и нам выпало побывать на месте аварии. Около семи часов вечера на пересечении улиц Чехова и Хатаевича поворачивавший налево Nissan не пропустил Renault. В результате в последнем — двое пострадавших: женщина и четырехлетняя девочка. Их увозит «скорая». ДТП оформляет другой экипаж.

Позже узнаем: с пострадавшими все хорошо. После оказания медицинской помощи они отпущены домой. С легким сердцем направляемся в Новобелицу. Крадемся по второстепенным улицам: их очень любят «бесправники».

Мимо на видавшем виды мотоцикле проносится парень — нужно проверить. Разворачиваемся, догоняем, предлагаем остановиться. В ответ мотоциклист лишь прибавляет газу. Включаем мигалки, начинаем преследование.

Гонщик надеется уйти по узким улочкам частного сектора. Скорость у нас — не больше 60 км/час. Но на гравийке и бездорожье кажется, что мы не едем, а летим. Сначала страшно за себя, потом за мотоциклиста, позже за прохожих.

Вообще-то, такое лучше один раз увидеть.

Все заканчивается на очередном повороте… А дальше — как в голливудских экшенах: «Руки за голову, что в рюкзаке?»

— Чего не останавливался? — убедившись, что перед ними не преступник, смягчают интонацию инспекторы.

— Испугался.

— А без прав почему?

— Только 18 исполнилось.

— На «A» с 16 можно сдавать.

— Денег нет, — парирует «бесправник».

Его «Иж» выглядит неважно. Но, оказывается, все еще на ходу.

 

У парня нет прав, нет документов на технику. В таких случаях сотрудник ГАИ должен произвести задержание транспортного средства и отстранить водителя от управления. Мотоцикл нужно гнать на штрафстоянку.

Инспектор Бондаренко садится за руль «Ижа». Вообще-то, мог вызвать и платный эвакуатор. Но пожалел парня. Штраф и так будет приличным — миллиона два, не меньше.

На постоянно глохнущем полуисправном детище советского мотопрома инспектору предстоит проехать через весь город. Для того чтобы сделать дорогу максимально безопасной, мы обеспечиваем ему «зеленый коридор». Выглядит наш эскорт очень зрелищно. Водителям и пешеходам нравится.

— Да у меня уже десятый мотоцикл, — отдышавшись и освоившись в служебном авто, рассказывает юный гонщик. — Я с ними с самого детства вожусь. Покупаю за копейки, довожу до ума и езжу.

— Ну, с этим байком тебе придется расстаться. Забрать его со штрафстоянки теперь сможет только хозяин, вряд ли ты его отыщешь, — сообщает парню инспектор.

Такого поворота мотоциклист не ожидал. Новость его явно расстроила.

— Хоть родители обрадуются, что больше гонять не буду, — упавшим голосом признается «бесправник».

Пока инспекторы оформляли мотоцикл на штрафстоянку и составляли протокол, стемнело. На часах 23:15 — уже 15 минут как конец смены. Возвращаемся на базу. По радиостанции в служебном автомобиле голос дежурного сообщает: на стоянке возле «Гиппо» водитель на красном BMW врезался в мотоцикл и скрылся. Через три минуты новое известие: BMW обнаружен на автозаправке, водитель задержан, он пьян. Начинаются выходные. Но это уже работа другой смены.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by