Битва за машино-место: парковка в центре Минска станет платной, а за порядком будут следить инспекторы новой службы

 
35 653
03 сентября 2014 в 8:30
Автор: Роман Протасевич. Фото: Влад Борисевич
Автор: Роман Протасевич. Фото: Влад Борисевич

Сейчас в столице зарегистрировано около 800 тысяч автомобилей, а городской ресурс, не рассчитанный на такое количество транспорта, просто не успевает предоставлять комфортные условия для всех. Во многих случаях увеличить число парковочных мест просто невозможно. Результатом становятся «стихийные» парковки и стоянка под запрещающими знаками. Впрочем, городские власти стараются хоть немного улучшить ситуацию — путем выделения все новых мест для парковки, строительством новых паркингов и так далее. Что же ожидает Минск автомобильный и какие другие радикальные изменения грядут в ближайшее время? На этот вопрос нам ответил Юрий Петрович Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте.

На данный момент Минск — единственный город во всей Европе, в котором отсутствует система платных парковок. И это сказывается. В большинстве случаев система паркингов не оправдала ожиданий, поэтому в самое ближайшее время столицу ожидают серьезные реформы. Появится целая система платных парковок, которая будет призвана улучшить ситуацию с «автоместами», особенно в центре города. Работать она будет по примеру западных стран.

Самый первый проект был готов в далеком 2004 году, но тогда осуществить его, как ни странно, помешал указ президента. И только сейчас, спустя 10 лет, проект запускается в полной мере. Первый и, по сути, тестовый этап стартует на улице Гикало, где станут доступны 79 платных парковочных мест. Уже сейчас начали устанавливать первые тумбы, где будет размещена вся информация о парковке, оплату которой можно будет произвести сразу шестью способами.

Первый из них — посредством SMS. На единый для всех операторов мобильной связи номер 204 нужно будет отправить номер своей машины. Причем если номер, к примеру, 1234 АВ-7, то текст сообщения будет выглядеть следующим образом: «12347» (то же и для автомобилей с иностранными номерами), то есть буквы учитываться не будут. Да, при такой системе возможны ошибки, но они крайне редки и будут играть только на руку водителю. Что касается денег, то они будут сниматься с номера абонента.

Второй способ — USSD-запрос. Принцип работы будет схож с SMS. А текст запроса будет выглядеть следующим образом: *204*12347#. Деньги точно так же будут списаны с мобильного счета.

Третий и, пожалуй, самый новый способ — оплата с помощью специально созданного приложения. При регистрации в нем нужно будет указать номер автомобиля (или номера, если транспортных средств несколько). И когда вы приедете на новую парковку, машинку на главном экране программы просто-напросто нужно будет сдвинуть в сторону знака парковки, а смартфон уже сам отправит SMS для оплаты. Чтобы продлить время стоянки, необходимо будет снова повторить ту же операцию в приложении. Что касается мобильных платформ, то на первых порах программа будет доступна только для Android, однако в скором времени выйдет и версия для iOS. Также в дальнейшем у приложения появится возможность оплаты с банковского счета с помощью системы ЕРИП.

Четвертый способ подразумевает оплату посредством пластиковой карточки. Во всех банкоматах вот-вот появится новая соответствующая опция.

Пятый способ, наиболее распространенный в Европе, представляет собой так называемые парковочные карты. Водитель, выходя из машины, должен будет оставить такую карту под лобовым стеклом. На ней будут указаны дата и время, и действовать она будет 60 минут. Соответственно, для того чтобы оставить автомобиль на два часа, понадобятся две такие карточки. Приобрести их можно будет только в киосках «Белсоюзпечати».

Последний, шестой, способ оплаты работает в столице уже давно. Это паркомат.

Но самое главное нововведение — появление специальной инспекции, которая будет заниматься поиском недобросовестных автомобилистов на парковках. Это будет служба, отличная от привычных «парней в оранжевых накидках», у которых, как известно, половина денег уходит в карман. Отныне оплата и контроль будут разделены полностью. За оплату, как несложно догадаться, будет отвечать техника, а людям будет доверен лишь контроль.

Экипированы новые инспекторы будут в особые, яркого цвета и с большим количеством световозвращающих элементов жилеты, сзади у которых будет надпись «Инспектор» с логотипом знака парковки. Спереди на таких жилетах предусмотрено несколько карманов, а также отделение с беджем, где будет находиться официальное и заверенное удостоверение.

Что касается «рабочего инвентаря», то его главным элементом будет планшет. Так, для того чтобы проверить автомобиль (если под лобовым стеклом не будет карточки), сотруднику инспекции понадобится лишь ввести номер машины в специальной программе. Приложение проверит информацию по базе данных через интернет. Если стоянка оплачена, то об этом даст знать отдельный значок. Если же нет, то инспектор с помощью все того же планшета сделает фотофиксацию нарушения с указанием точных координат, номера авто и времени. Штраф будет выписан в установленном законом размере (сейчас это 1 базовая величина).

В целом, в том, что касается нарушителей, практически все согласовано с ГАИ. Сама система будет мягкой и лояльной к людям. Штраф заплатит только тот, кто «попался» уже не в первый раз. Также будет введена система желтых и красных карточек (будут у новой инспекции), на которых будет вынесено предупреждение.

Помимо улицы Гикало аналогичная система через некоторое время будет введена на улице Ленинградской и Привокзальной площади, в чуть более дальней перспективе — на участке от реки Свислочь до железнодорожного вокзала.

С новой системой парковок появятся и новые проблемы. Во-первых, увеличится число припаркованных машин на дворовых территориях. С этим явлением также будут активно бороться. Сейчас прорабатываются несколько вариантов. Основным считают установку шлагбаумов на въездах во дворы жилых домов. Жильцам будут оформляться специальные карты, стоимость которых будет предельно низкой — в районе нескольких десятков тысяч белорусских рублей за год. Нарушители, проигнорировавшие систему, будут караться штрафами.

Вторая проблема будет касаться социальной справедливости, так как деньги поступят непосредственно из бюджета. Важно донести до всех минчан, что такая система позволит разгрузить улицы города, уменьшить напряженность трафика и улучшить экологию.

Третий вопрос — вопрос окупаемости. По расчетам БАЭС, прибыль от таких парковок будет складываться из платы за стоянку, абонементов (будут оформляться в виде карточки на парковку на определенный срок или же использоваться различными заведениями для предоставления машино-мест своим посетителям и клиентам), дополнительной оплаты, штрафов (нарушители будут всегда, изначально рассчитывают на уровень оплаты примерно в 50%) и смежных от парковки доходов.

Осталось лишь сказать про цены. В центре города один час простоя машины будет обходиться владельцу в 16 тысяч рублей, в чуть более отдаленных районах — в 8 тысяч. С введением в эксплуатацию новых парковок заработает специальный сайт parkouka.by, на котором можно будет завести себе «Личный кабинет» с информацией о выплатах и штрафах.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by