«Тайный клиент» столичных служб такси. Об их хитростях и легальных нелегалах

 
05 сентября 2014 в 8:38
Автор: . Фото: auto.onliner.by
Автор: . Фото: auto.onliner.by

Пожалуй, от многих горожан можно услышать негативные отзывы о таксистах. И зачастую поводов пожурить их действительно хватает: постоянные нарушения, нелегальный извоз, формирование стоимости «из головы», случаи хамства...  Мы решили проверить все эти слухи и проехаться на машинах самых популярных в столице служб такси, оценивая их по одной схеме. Выдали ли чек, как быстро обработали заказ, о чем говорили во время поездки.

Отметим, что все автомобили были вызваны через официальные короткие номера служб, то есть намеренно выбрать водителя и машину мы не могли. Подлинность дальнейших разговоров с водителями может быть подтверждена диктофонными записями.

Такси 161 «ЛегАвтоТранс» 

Начать мы решили с единственного государственного перевозчика — службы с коротким номером 161.

Автомобиль службы 161, перевозивший нас

Звонок в диспетчерскую службу продлился 1 минуту 6 секунд. За это время женщина-диспетчер уточнила отправную точку маршрута, а также нашла машину, пообещав, что «Волга» желтого цвета прибудет в течение 5 минут. Впрочем, такси было на месте уже через 3 минуты 40 секунд. Автомобиль внешне оформлен в полном соответствии с законодательством: имеются бортовые наклейки с указанием короткого номера службы и юридических реквизитов перевозчика, а на крыше установлен так называемый «плафон» с шашечками. Усаживаюсь на заднее сиденье и быстро окидываю взглядом салон. Все именно так, как должно быть. Удостоверение работника такси, рация, включенный таксометр — всё на месте. Что ж, поехали!

— Да уж, нечасто встретишь такие машины! — говорю я, начиная разговор.

— Ну а что вы хотите! Сейчас у частников несколько тысяч автомобилей, все — иномарки. А у нас еще остались старушки «Волги», и то совсем немного, десятка два, — отвечает пожилой мужчина-водитель.

— Частников? А вы разве государственный перевозчик? — интересуюсь я, делая вид, что не разбираюсь во всех премудростях столичных перевозок.

— Гостакси, да. Во всяком случае, пока что.

— Пока что? Вы, наверное, уже «прикипели душой» к этой легенде советского автопрома?

— А черт его знает, время все покажет…

— Кстати, а как давно вы уже таксуете?

— 15 лет. Можно сказать, ветеран этого дела. Вот как из армии уволился, так и начал людей возить. И сменил службу за все время только однажды, когда один из предыдущих государственных перевозчиков обанкротился.

— А перейти к частнику не думали?

— Ой, нет! Я не тот человек. Не могу работать «на дядю», на кого-то лично.

— Но ведь условия в частной компании наверняка будут лучше.

— Только если в плане зарплаты. И то, работать там нужно как проклятому, отдавая бóльшую часть хозяину. А я работаю на государство, у меня есть зарплата, выручка, социальный пакет, больничные и прочее. Да и механизм получения зарплаты у меня другой. Всю свою выручку я отвожу на базу. За месяц должен выполнить один из трех нормативов, которые потом и выражаются в моей зарплате. Так, за «минимум» я получаю около 1,9 млн рублей, за «максимум» — около 3,3 млн. Другими словами, если план выполняю по максимуму, то мне по 41 копейке с рубля (то есть 41% выручки водителя идет на зарплату. — Прим. Onliner.by). Выполню необходимый минимальный порог — 30 копеек. Не выполню вообще — по 9 копеек. Так и живем.

— А как же себе в карман?

— Ну, этого тоже хватает.

— Разве это легально?

— Для нас — почти да. Объясняю. В расчете стоит так, что 71 км из 100 выделяется на саму перевозку клиента, а еще 29 считаются «холостыми». Они нужны для переезда с одной стоянки на другую, для дозаправки топлива, для дороги до следующего клиента и так далее. Так что если я экономлю эти 29 км, то вполне спокойно могу возить людей без счетчика, но по устной договоренности и только с учетом расчета километража для пассажира, чтобы он знал сумму платежа.

— Ладно, а что касается различных затрат?

— Они есть, но их не так много. За бензин и машину платит государство. А вот обслужить ее — уже стоит денег. Ибо механикам за то, чтобы двигатель подлатали, какие-то мелкие поломки устранили, все равно в качестве благодарности надо кому десятку, кому двадцатку дать. А вот диспетчерам я, в отличие от многих, денег не даю. Пусть мне и не будут давать так много заказов, как тем, кто задабривает деньгами, но зато я буду честен перед всеми и самим собой. И буду честно зарабатывать свои кровные рубли.

— Если вы действительно говорите правду, то это достойно уважения.

— Стараюсь жить по совести. Кстати, в одном моменте я чуточку соврал. Однажды меня таки соблазнили перейти в частную службу. Это был перевозчик с номером 107. Пришел к начальнику, обговорили условия. Все понравилось. Осмотрел машину. Не в лучшем состоянии была, но безопасно ездить можно было. Потом поехали на постановку на учет с хозяином. Во время всего этого оформления он положил купюру на стол кому надо, так что все прошло предельно быстро. А когда та же история начала повторяться на техосмотре, я понял, что так ездить нельзя! Как можно вообще не только самому ездить на автомобиле, но и других людей возить, когда он в неизвестно каком состоянии? Сразу после этого я отказался от такой работы. И уже точно никогда больше не пойду к частнику. Уж лучше в одиночку таксовать буду…

На этом моменте мы приехали в конечную точку маршрута. За 13 км пути, которые удалось преодолеть за 25 минут, пожилой водитель ни разу не совершил ни одного резкого маневра, будь то ускорение, торможение, перестроение или поворот. Все движения были плавными и аккуратными. Особо хотелось бы отметить тот факт, что несмотря на соблюдаемый скоростной режим, мужчине почти всегда удавалось опережать поток. Причина этому — опыт и способность предвидеть ситуацию. Жаль только, что на отметке в 44 900 рублей водитель остановил таксометр и распечатал чек, а дальнейший путь был продолжен по «расчету километража».

Итого: 100 тыс. рублей за поездку на легенде советского автопрома, с приятным собеседником и настоящим профессионалом своего дела. Был бы чек — претензий бы не было вообще никаких.

Такси 135 «Столица»

Разговор с диспетчером продлился ровно минуту. Уточнив все детали, сказали, что автомобиль будет на месте через 7 минут. Впрочем, прибыл он только спустя 26 минут. Водитель черного Mercedes сердечно извинился за опоздание, объяснив это тем, что никак не мог найти наше местоположение, а его телефон, к несчастью, разрядился за несколько минут до этого (он, кстати, действительно был разряжен). Касаемо самой машины сразу же возникли вопросы. Из всего необходимого на кузове имелись только бортовые наклейки. Ни желтых номеров, ни «плафона» не было. Уже в салоне я обратил внимание на еще одно нарушение — таксометр был выдернут из торпеды и лежал в углублении между передними сиденьями.

Mercedes службы такси «Столица», который приехал отвезти нас

— Вот попросил же телефон у одного, что тут рядом на парковке стоял. И не дал, вот же гад!

— Такая нелюбовь к конкурентам? — смеемся мы.

— Да ну, нет никакой нелюбви. Нормальные же мужики в большинстве своем работают.

— А вы же работаете на частника? Или на государство?

— На частника, конечно же. Что там заработаешь-то в госслужбе? Копейки одни! Но у нас же и расходов больше, это вы должны понимать. Бензин, обслуживание машины и прочее. А те, кто не на своей, еще и компании платят за аренду автомобиля. Например, день работы на том же Geely стоит 350 тыс.! Учитывая, что средний день — около 600 тыс., то видал я такую работу! Поэтому и езжу на своей. А что касается «государственников», так уж лучше на тот же завод пойти работать, ходить там целый день из угла в угол, изображая видимость рабочего процесса. И то будешь свои 5 млн иметь, что больше той зарплаты.

— А условия какие?

— Как какие? Все, что заработаю, то мое. Разве что 2,2 млн каждый месяц отдаю. Это налоги и 800 тыс. службе за то, чтобы меня диспетчер на линию ставила.

— И сколько, если не секрет, получается заработать в месяц?

— Ну, в районе 8 млн. Раньше было куда больше, около 15. Потом грянул кризис, люди стали меньше ездить. В результате имеем, что имеем.

— Я лично не очень часто езжу на такси, может несколько раз в месяц, в случае реальной надобности. Но абсолютно все таксисты рассказывают о каких-то постоянных разборках, зачастую даже с конкурентами.

— Лично у меня таких моментов было мало. Разве что только с одной службой. Туда понабирали 4 тыс. экипажей, большая часть из которых — обычные молодые пацаны. Кто на своих машинах, кто на аренде. Да и истории попадания в профессию в основном схожие. Получили права, понапокупали «корчей» за 3 тыс. — и вперед работать. И никакого стажа и подготовки эта служба не просит. Это раньше всем нужно было иметь минимум два года стажа, права профессионала, а не просто любительские.

В общем, понабирали пацанов этих, которые еще вчера коровам хвосты крутили, а сегодня они уже с серьезными рожами покоряют город. А «бабки» за свои услуги берут сумасшедшие. И никакого наказания для них нет, несмотря на десятки серьезнейших нарушений. Говорят, у нее есть серьезные покровители. Это многим уже давно понятно. Такого количества жалоб нет ни у какой другой службы. Кого угодно бы уже закрыли, но в этом случае. Чхают они на все суды, жалобы и прочее.

Да и по авариям и ситуациям тоже жесть. Месяц назад эта служба закупила 30 новых машин. И что вы думаете? Уже пять штук эти пацаны «разложили». О чем тут можно говорить? Еще хорошо, что автомобили на „Каско“ везде. И то это еще владельцам служб нужно отдавать на каждую машину по 1 тыс. долларов в год, если не больше».

— Говорите, понабирали пацанов из периферии?

— Конечно! А как их еще называть - «колхозаны», на 90%! А остальные 10% — наши минские оболтусы. Хотя им всем халявы хотелось. Они платили за абонентское обслуживание не 800 тыс., как мы, а 150! Но халявы не бывает. И сейчас они платят уже 900 тыс.

Далее следовали разговоры, касающиеся каких-то личных вопросов, выбора новой машины и так далее.

В результате в пункте назначения мы оказались за 16 минут. По пути (всё те же 13 км, начальная и конечная точки маршрута для всех тестируемых машин были абсолютно идентичны) водитель вел автомобиль быстро. Несмотря на несколько мелких и незначительных нарушений, скоростной режим он не нарушал. Чек, к сожалению, увидеть так и не удалось, ибо, как упоминалось выше, сам таксометр вообще был отключен от торпеды и лежал в кармашке.

Итого: всего за 78 тыс. рублей мы быстро и с комфортом добрались до необходимого места. Сумма немного удивила, ведь даже по тарифам службы мы должны были отдать больше. Что касается водителя, то он был немного эмоционален, но это не придавало поездке какой-либо напряженности. Если бы не мелкие огрехи во внешнем и внутреннем «оборудовании» такси, а также большое опоздание на вызов… В целом, если вам нужно дешево и быстро куда-либо доехать, можно смело садиться в машину этой службы.

Службы «Алмаз» 7788 и 152

«Легальное» такси от 7788
Автомобиль службы такси 152

Впечатления от поездки в автомобилях этих двух служб мы решили совместить, ибо испытали полный шок. И в первом, и во втором случае на вызовы из диспетчерской службы (дожидаться ответа диспетчера пришлось несколько минут, после чего еще около 20 ушли на ожидание такси) приехали машины вообще без опознавательных знаков. Ни желтых номеров, ни бортовых наклеек с информацией, ни «плафонов». Вообще ничего (хотя тут стоит отметить, что у водителя из службы 152 «плафон» стоял ровно до того момента, как мы сели в автомобиль). С виду — самые обычные «гражданские» машины. В салонах также не было ничего, что указывало бы на хоть какую-либо принадлежность к такси. Ни удостоверений, ни таксометров, ни касс, ни расчетных бланков. Если бы водители не позвонили сами, когда прибывали на место отправления, мы бы ни за что не догадались, что это «легальное» такси.

Узнать хоть что-то о том, каким образом они работают на автомобилях, не оборудованных для коммерческой перевозки людей, удалось только у молодого водителя «Алмаза». По его словам, он всего месяц назад стал таксистом. Помочь начать работать ему помогли знакомые. Как признался сам водитель, он просто-напросто договаривается с одним из диспетчеров (за заранее оговоренную сумму), чтобы заказы сбрасывали ему, а не кому-либо еще. При всем при этом у службы формально есть копии его документов, что якобы не позволит засудить водителя в случае каких-либо проблем. С точки зрения фирмы он представлен официально, с точки зрения легальности при проверке документов — нет.

Впрочем, его слова заслуживают доверия, ибо когда профессиональный таксист не может найти крупный торговый центр в городе, это, по меньшей мере, странно.

Итого: за поездку мы отдали 150 и 126 тыс. соответственно. За более высокие, чем у остальных, суммы мы не получили ни должной скорости передвижения, ни гарантий безопасности.

Служба 7500 «Пятница»

Такси 7500 «Пятница»

В качестве эксперимента мы решили воспользоваться услугами совсем новой службы такси, пока что работающей в стадии тестирования. После короткого разговора девушка-диспетчер сообщила номер автомобиля, его модель и имя водителя, попросив подождать 5 минут. Машина приехала вовремя.

Внешне (если не учитывать необычного вида боковых информационных наклеек, которые, помимо традиционных шашечек, представляют собой целую россыпь ярких цветных кубиков по всем бортам) все было в полном соответствии с законом. Приятно удивила и наклейка «WI-FI hotspot included». За рулем сидит опрятный, одетый в строгий деловой костюм молодой человек лет 30. Поприветствовав нас по имени, он пригласил нас в машину.

Уже в дороге мы узнали, что автомобиль практически новый, в полной комплектации и с действительно рабочим Wi-Fi. Внутри и исправно работающий таксометр, расположенный так, что его и текущую стоимость поездки видно всем пассажирам, и удостоверение таксиста, и показывающий маршрут навигатор.

Единственный чек, полученный нами

Итого: до искомой точки мы доехали за 23 минуты, водитель вел машину аккуратно. Единственное, что слегка подпортило общее впечатление, — завышенный по сравнению с остальными службами ценник. Поездка обошлась нам в 131 900 рублей.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by