Блокиратор на кроссовере, эмоции беженцев и штрафной антирекорд. Репортаж с платных дорог

 
19 сентября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Платными некоторые дороги в Беларуси стали более года назад. С того времени количество нарушителей уменьшилось в десять раз. Но отдельные водители по-прежнему готовы идти на острый конфликт. Так, во время нашего репортажа один украинец, ехавший за рулем Skoda Fabia, на эмоциях схватился за нож. Его землячка на Mazda CX-7 долгое время не соглашалась переводить плату в увеличенном размере — кроссовер почти месяц пылился на могилевской трассе. А некоторые, узнав, сколько придется заплатить, и вовсе отказываются от машины — закрывают ее и больше не возвращаются. В рейде не обошлось и без погони за микроавтобусом, также с украинскими номерами.

Многие помнят, как все начиналось 1 августа 2013 года: в пунктах обслуживания BelToll скапливались очереди, бортовых устройств не хватало, система периодически давала сбои.

— Сейчас ситуация обстоит иначе: систему отшлифовали, большинство шероховатостей устранили. Но главное, водители и руководство транспортных предприятий осознали, что все по-серьезному, а должный контроль на платных трассах обеспечен, — говорит заместитель начальника филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Юрий Супранович. — Для сравнения: год назад фиксировалось 3—4 тысячи нарушений в сутки, причем каждое второе совершалось белорусами. Сейчас в поле зрения системы каждый день попадает 300—400 нарушителей, из них менее 100 — граждане нашей страны.

Юрий Супранович

Новая тенденция — часто едут беженцы из Украины. Граждане соседней страны, убегая от войны, меньше всего думают об особенностях дорожного законодательства Беларуси. Но вне зависимости от массы транспортного средства, за проезд по платным дорогам автомобилей с украинской регистрацией нужно платить. Некоторые водители узнают об этом только после встречи с сотрудником транспортной инспекции. Юрий Супранович замечает: «С одной стороны, мы понимаем тяжелое положение людей, а с другой — обязаны следить за исполнением законодательства, иного подхода быть не должно. Это наша прямая обязанность, и мы не вправе делать исключения. Если система обнаружила нарушение, мы обязаны реагировать».

В словах представителя минской транспортной инспекции было слышно сочувствие к украинцам. Казалось, его сотрудники сталкивались уже с разными ситуациями и должны быть готовы ко всему. Но даже бывалые инспекторы явно не ожидали, чем обернется рядовая остановка автомобиля с украинскими номерами во время нашего рейда.

Только мы выехали на трассу М4 Минск — Могилев, как увидели стоящую на обочине Skoda Fabia. Обращаем внимание, что на рамке регистрационного знака указан г. Донецк.

Вообще-то аппаратура, установленная в служебном Volkswagen Transporter, сама может связаться с бортовым устройством проезжающей мимо машины (антенна установлена на крыше микроавтобуса). А если его нет, на мониторе тут же появляется красная строка, мол, зафиксировано нарушение. Но пока система молчит.

— Сейчас на всякий случай проверим автомобиль на предмет нарушения, — берет в руки клавиатуру сотрудник транспортной инспекции Владислав Чумаков.

Он вносит регистрационный знак машины в базу, и система тотчас выдает: три нарушения. Два зафиксированы в феврале, а одно — буквально час назад. Инспекторы сразу выходят и требуют у водителя предъявить документы. Как и оговорено в пункте 9 ПДД, специалисты — в форменной одежде, жилете повышенной видимости, в руках диск с красным сигналом. Все предполагает официальный характер общения.

Однако у водителя полномочия транспортной инспекции все равно вызывают вопросы. Он заводится с пол-оборота: «На каком основании? Я сейчас уеду! Вы кто такие вообще? Что я нарушил? Вызывайте ГАИ».

Транспортники не успели даже толком объяснить причину остановки. А мужчина уже выскочил из салона, размахивает руками, эмоционально требует вернуть документы. Создалось ощущение, что он понимает, почему его остановили. Иначе отчего такая реакция? Еще одно совпадение, которое наводит на определенные мысли: машина остановилась за 100 метров до рамки BelToll. Так все-таки водитель знал о считывающем оборудовании?

— Вы нарушили правила пользования платными дорогами Республики Беларусь… — предпринимают очередную попытку сформулировать суть транспортники.

Но их снова прерывают возмущенные возгласы. К водителю присоединяется пассажирка. С ходу она начинает обвинять сотрудников транспортной инспекции: «Вы украли документы. Верните, и мы уезжаем… Мы будем судиться в международном суде! Как ваши фамилии? Я сейчас запишу».

Похоже, они не совсем понимают, от чего их безуспешно пытаются предостеречь транспортники. Если автомобиль проедет под очередной рамкой, плата в увеличенном размере вырастет еще на 100 евро. В их же интересах побыстрее разрешить ситуацию. Хотя ничего слышать они не хотят.

В этот момент обстановка достигает точки кипения. Водитель Skoda снова выскакивает из машины, в руках у него раскладной нож. Мужчина хватает сотрудника транспортной инспекции за рукав и со словами: «Посмотри, что я с собой сейчас сотворю» отводит за служебный Volkswagen Transporter.

Что делать в такой критической ситуации? Физическую силу транспортники могут применять только для самообороны, оружия у них нет. А тут еще пассажирка требует вызвать милицию. Инспекторы решают, что действительно проще набрать 102. Забегая немного вперед, заметим: участковый прибыл, провел опрос, взял объяснения, но к тому времени эмоции уже поулеглись.

У нас сложилось ощущение, что люди, измученные военными действиями у себя в стране, просто не поверили, что все по закону. Насилу их удается успокоить. Водитель Skoda куда-то звонит. Наконец он приходит в себя. Слышны обрывки разговора: «Так что, платить? И покупать бортовое устройство?»

После этих слов диалог перешел в мирное русло. Водитель, успокоившись, пытается разобраться в ситуации. На экране показывают его автомобиль, фотографии, место и время нарушения. Объясняют, какой будет плата в увеличенном размере. Кстати, про бортовое устройство он, оказывается, все-таки в курсе. В общем, разобрались!

Во время репортажа к нам то и дело подъезжали водители, задавали вопросы. Например, дальнобойщик на Renault обратился к транспортникам с такой просьбой: «Ребята, боюсь, что бортовое устройство не сработало под Бобруйском. Помогите выяснить, что делать… У меня так однажды уже было. В самом начале, когда вводили BelToll, напарник не предупредил, что денег почти не осталось, а я проехал под рамкой… Пришлось вызывать шефа, чтобы оплатил штраф и положил денег на счет».

Обычно в таком случае рекомендуют обращаться на инфолинию BelToll. Но транспортники дальнобойщику не отказывают. Проверяют по базе: все чисто, нарушений за автомобилем не зафиксировано! Можно спокойно ехать. Но опасения водителя обоснованные — отсутствие достаточных средств на балансе трактуется как неоплата, а для грузовиков это 260 евро.

Пока водитель Skoda ожидает группу поддержки, которая поможет ему оплатить штраф и взять бортовое устройство, инспекторы занимаются другим случаем. В конце августа женщина, владелица Mazda CX-7, въехала в Беларусь из Украины. За две недели кроссовер шесть раз проезжал под рамками. Когда нарушительнице назвали сумму в 600 евро, она возмутилась, заявила, что таких денег у нее нет. Автомобиль пришлось задерживать, на колесо машины установили блокиратор. Право задержания в этом случае предоставлено транспортной инспекции законодательством.

— У нас и сейчас туго с деньгами. В семье трое детей. За учебу каждого надо платить, — рассказывает жительница ныне печально известного города Макеевка, что в Донецкой области. — Для нас 600 евро — это бюджет на месяц. Я понимаю, что сложно поверить, мол, такая машина, а денег нет... Но это так.

Сейчас женщина и ее семья в стадии получения статуса беженцев и вида на жительство в Беларуси. Она показывает подтверждающие документы из МВД. Учитывая сложные условия и входя в сложившееся положение, ей позволяют забрать автомобиль. С условием, что в течение 30 дней она обязуется выплатить 600 евро.

— Был случай с «Жигулями». Когда водителю сказали, что он должен заплатить 3200 евро, мужчина просто закрыл машину и ушел. Больше месяца автомобиль простоял без движения. Сейчас доставлен на штрафстоянку. Вероятно, будет принято решение о конфискации транспортного средства, — припомнили транспортники.

Между тем система предупреждает о приближении еще одного нарушителя — на Mercedes Vito с украинскими номерами. Он пять минут назад отметился в районе деревни Дукора (Пуховичский район). Значит, в ближайшее время будет проезжать здесь. И хотя мы внимательно всматривались в горизонт, микроавтобус все равно упустили.

Он пристроился за грузовиком и проехал практически незаметно — увидели лишь его заднюю часть. Инспекторы садятся в служебный автомобиль, включают спецсигналы. Буквально через пару минут настигаем искомую машину.

— Ребята, так у нас же есть бортовое устройство, — водитель и пассажиры показывают договор.

После короткого разбирательства выясняется, что украинцы взяли в аренду бортовое устройство уже находясь на платном участке гомельской трассы. То есть к тому моменту под одной рамкой они все же проехали.

— В чем наша вина? Мы в пять утра заехали в Беларусь, взяли информацию BelToll, — тыкают в карту ребята. — На первой заправке устройства были, но там нельзя было поменять доллары. Мы поехали дальше. Хотели купить около Бобруйска, но промахнулись.

GPS-навигатор вел украинцев в обход ремонтируемого участка дороги. Им нужно было немного вернуться назад — в сторону Рогачева, но они сбились и оказались на платном участке. «Почему на въездах нет предупреждений? Пусть бы поставили рекламные щиты», — возмущаются водитель и пассажиры Mercedes Vito.

Пресс-служба BelToll неоднократно сообщала, что информационные щиты выставлены на большинстве крупных погранпереходов (как правило, в 800 метрах от границы). В частности, в Гомельской области они есть в пунктах «Александровка», «Веселовка», «Глушкевичи», «Комарин», «Новая Гута» и «Новая Рудня». На 25 пограничных переходах информационные стенды установлены непосредственно на территории пунктов таможенного оформления.

«Новая Рудня»

Конечно, может сложиться ложное ощущение, что нарушают одни украинцы. Но это заблуждение — система в нашем присутствии обнаружила следующих нарушителей: фуру из Испании, строительный МАЗ с белорусскими номерами, грузина на легковушке. К слову, у последнего зафиксировали аж 10 нарушений — сумма увеличенной оплаты будет внушительная. Но абсолютным рекордсменом в Минской области пока считается водитель автобуса из Санкт-Петербурга. Он умудрился «наездить» по белорусским дорогам более 9000 евро.

Система сигнализирует об очередном нарушителе. К нам приближается Mercedes с немецкими номерами. В начале сентября эта машина проехала под рамкой. При этом аппаратура не обнаружила бортовое устройство. Водитель, который хорошо говорит по-русски, удивлен: «Да, ехал. Но устройство стояло. И сейчас есть». Он вежливо интересуется, почему такое могло произойти и как можно оспорить.

В итоге мужчина все же соглашается перевести плату в увеличенном размере. Для легкового автомобиля она составит 100 евро. Эту сумму можно уплатить в банке или через терминал, который есть в служебных машинах инспекции. «Закрыть» нарушение транспортники могут только на основании документа об оплате. В противном случае сумму им придется покрывать из собственного кармана.

В конце рейда инспекторам предстояло разобраться с дальнобойщиком из Латвии. Несмотря на то что нарушителей было немало и сотрудники работали без перерыва, нужно заметить: абсолютное большинство водителей оплачивают проезд и в курсе особенностей системы BelToll. Мимо нас проехали сотни фур, автобусов, микроавтобусов массой более 3,5 тонны и легковушек с иностранными номерами. Аппаратура неизменно определяла бортовые устройства. Неоплативших же единицы, и практически всех их оперативно останавливает транспортная инспекция.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by