Ну кто тут нелегал? Репортаж с Привокзальной площади

 
30 сентября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков, Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков, Влад Борисевич

Бомбилы, «фильтры», шабашники… Нелегальные таксисты заработали много нелицеприятных эпитетов. Но несмотря на всю общественную неприязнь к этому бизнесу, он по-прежнему существует и в последнее время приобрел в Минске причудливые формы. Например, некоторые из нелегалов теперь получают заказы напрямую от диспетчеров служб. Но как изобличить такого таксиста, работающего под прикрытием? Вместе с сотрудниками транспортной инспекции мы решали эту нетривиальную задачу возле столичного железнодорожного вокзала.

Служебный Geely первым делом заворачивает к автовокзалу «Центральный». «Вообще-то у нескольких легальных таксистов заключены договоры на право находиться на этой стоянке, — рассказывает инспектор управления контроля транспортной деятельности транспортной инспекции по Минску и Минской области Евгений Булойчик. — Они за это платят деньги, а значит, заинтересованы в отстаивании „своей“ территории. Но как на самом деле — посмотрим».

У двоих таксистов, припарковавшихся возле входа, с документами полный порядок. Это как раз те, кто платит за возможность подбирать клиентов в богатом месте.

— А нелегалов не видели? — спрашивают транспортники.

— Вы бы потише… — озираются водители. — Их тут много: и у входа, и возле касс. Человек десять…

Обернувшись, замечаем несколько человек у входа в вокзал. Этих плечистых завсегдатаев легко распознать. Они неторопливо потягивают кофе из одноразовых стаканчиков, а завидев потенциальных клиентов, как мантру, повторяют: «Такси-такси-такси». Но стоит только приблизиться сотруднику транспортной инспекции в форме, сразу замолкают. Предъявить им ничего не предъявишь. А их автомобили ничем не выделяются — обычные гражданские машины, припаркованные вдоль улицы Бобруйской.

Пока явных улик нелегальной деятельности нет, перемещаемся в другую часть Привокзальной площади. По дороге транспортники вспоминают недавнюю историю: «Летом на улице Руссиянова остановили „Волгу“. Решили проверить на всякий случай, хотя машина была с плафоном и обклеена как положено. За рулем находился мужчина в возрасте. При проверке выяснилось, что это нелегал. Пока оформляли документы и ждали ГАИ, он сбежал. Прибывшие сотрудники ДПС выяснили: водитель на пять лет лишен прав за пьянку. Ему выписан штраф в 300 б. в., возбуждено уголовное дело за неисполнение приговора суда, а машину, вероятно, конфискуют».

Поскольку случаи обнаружения вот таких автомобилей под прикрытием бывают, транспортники обращают внимание и на легальные с виду такси. Один Citroen с шашечками на перекрестке улиц Свердлова и Аранской им показался подозрительным. Инспекторы включают спецсигналы и останавливают таксиста.

— С документами порядок. А вот таксометр не включен, что является грубым нарушением правил автомобильных перевозок пассажиров. Штраф — от 2 до 5 базовых величин, — замечает Евгений Булойчик.

— У меня таких денег нет, — демонстрирует мятые купюры водитель.

— Зато есть пять дней на оплату штрафа. При согласии выписывается минимальный. Ну как, согласны? — проводят ликбез инспекторы.

— Согласен-согласен, — бормочет мужчина. И добавляет то ли в шутку, то ли всерьез: — Только чур у меня на сегодня проездной.

По словам инспекторов, нелегальных таксистов стало значительно меньше, чем два-три года назад. Особенно повлиял жесткий мониторинг рынка, который устроили перед чемпионатом мира по хоккею. Это косвенно спровоцировало уход нелегалов, если можно так сказать, в полулегальную тень. Транспортники намекают на так называемую аренду авто с водителем. Вроде бы пассажиры особой разницы не видят, но формально — уже не такси, а нерегулярные перевозки. С водителем, оказывающим такие услуги, нам пришлось столкнуться чуть позже.

А пока заезжаем на пятачок около старого здания железнодорожного вокзала. Он известен тем, что тут дежурят самые матерые таксисты в городе. Сюда не то что нелегал не сунется, даже официалу без постоянной прописки показываться боязно. Дежурная проверка документов выявляет: все бумаги есть, медик-механик пройдены, путевые листы заполнены.

Пользуясь возможностью, задаем пару вопросов по поводу главной темы рейда.

— Мы все тут в прошлом нелегалы, — смеется один из водителей. — А если серьезно, куда мне теперь в «фильтры» с Toyota Avensis за $21 тысячу?

Мужчина намекает на опасность конфискации через суд автомобилей у нелегальных таксистов. Периодически такие случаи бывают. Это совсем не теоретическая возможность — на стоянке конфиската мы видели несколько таких машин. Правда, следы коррозии на кузове и состояние салона заставляли задуматься, сколько же проехали на этом автомобиле?

— Нелегалы работают в основном по ночам, на «гробиках» 1988 года выпуска, — подключается к разговору еще один таксист. — А нам есть что терять… Когда работаешь легально, все время несешь расходы: на повышенную страховку, техосмотр дважды в год, прохождение предрейсового осмотра.

Да, нелегальные таксисты этим всем не обременены. И это может стать проблемой для их пассажиров: у последних нет ни гарантий страховых выплат в случае ДТП, ни гарантий, что они в это самое ДТП не попадут. Вспоминается случай на проспекте Независимости, когда автомобиль с наклейками службы такси попал в лобовую аварию. Погибли водитель и пассажирка. Выяснилось, что мужчина был пьян, а из такси его уволили три месяца назад, но он почему-то продолжал ездить с наклейками. Интересный вопрос, почему?

— Вот смотри, — демонстрирует на смартфоне специальное приложение для таксистов водитель. — На вокзале сейчас зарегистрировано 78 автомобилей моей службы. Где они все? Я тут целый день и никого не вижу. А они, как в том анекдоте, есть. Смекаешь?

Смекаем и меняем тактику. Заходим в здание железнодорожного вокзала. Может, там есть зазывалы? Увидев нас, мужчина в красной куртке, который, казалось, без цели слонялся у входа, сразу ретируется. Больше никого схожего по приметам с таксистами не заметили. Словно все испарились.

Тогда садимся в автомобиль и возвращаемся к автовокзалу. Сразу бросается в глаза Nissan, припаркованный на улице Бобруйской. На машине — желтые наклейки. Никаких других признаков такси нет. Типичный нелегал? Инспекторы включают спецсигналы, разворачиваются и подходят к автомобилю.

Водитель находится за рулем — искать его не придется (иначе бы он всуе не подошел к машине). Его приглашают в служебный Geely для разговора. Тут есть весьма значительный нюанс, которым пользуются нелегалы: если на автомобиле присутствует хоть один признак, характерный для такси, то можно привлекать к ответственности. Но на полосах нет шашечек. За постороннюю наклейку может оштрафовать ГАИ, но доказать, что это такси, не так уж просто.

— А за что на штрафстоянку? Ну стал под знаком, так что… Я ж не таксую, — мужчина чувствует себя довольно уверенно.

— Значит, штраф за парковку заплатите.

На это водитель Nissan реагирует довольно вяло, мол, нашли, чем пугать. Однако в этот момент события круто меняются. Возле седана появляется молодой человек, явно кого-то ожидающий. К нему сразу направляется сотрудник транспортной инспекции. А наш водитель заметно нервничает. В последний момент он пытается подать какой-то знак, открывает двери Geely, но поздно…

— Это пассажир. Договорились доехать до улицы Кропоткина, — инспектор быстро проводит предварительный опрос. — Оформляй!

— А обманывать нехорошо, — это транспортники уже обращаются к таксисту. — О сумме договаривались?

— Ну… 40 тысяч рублей, — водитель понимает, что дальше отпираться бессмысленно.

Во время дальнейшего разговора с пассажиром выясняется, что он делал вызов через диспетчерскую известной службы такси. Вот вам и 78 автомобилей, о которых говорили таксисты с Привокзальной площади!

— Что ж вы не оформляетесь как ИП? — спрашивают мужчину транспортники.

— Так машины нету, — тертый калач, кажется, совсем не расстроен.

В протоколе он пишет краткое «Согласен». Впоследствии его вызовет налоговая инспекция для разбирательства. За нелегальный извоз ему грозит штраф и, не исключено, конфискация автомобиля (который не оформлен как такси). Словом, дело серьезное.

А мы уже снова в пути. Но только отъехали, как возле железнодорожного вокзала замечаем еще одну подозрительную машину. Из таксистских примет на Audi — только плафон. Из автомобиля высаживаются две женщины с чемоданами. Снова инспекторы включают спецсигналы, разворачиваются и подъезжают к водителю.

— Что вы хотите? За нами в санаторий «Криница» приехали… — удивленно отвечают пассажирки и спешат на вокзал.

Водитель остается один на один с транспортниками. Он очень удивлен:

— За что меня задерживают?

— У вас плафон на крыше.

— Ну плафон, е-мое, и что?

— По правилам автомобильных перевозок он является опознавательной атрибутикой такси. Вы перевозите двух пассажиров, которые подтвердили это, а значит, выполняете пассажирские перевозки. При этом у вас не пройден предрейсовый осмотр, нет путевого листа и так далее. А где ваши документы — на машину, водительское удостоверение?

— У жены…

— Значит, вызываем ГАИ для разбирательства.

По словам молодого человека, в санатории у него работает родственник, который «попросил завезти людей на вокзал, а женщины ничего не платили». В общем-то, это мало меняет дело: плафон есть, факт перевозки установлен. Налицо нарушение правил автомобильных перевозок пассажиров.

Трогаемся снова. Однако уже через две сотни метров опять останавливаемся — на сей раз в кармане для троллейбусов. Зоркие инспекторы заметили маршрутку, в которую загружаются пассажиры. У автомобиля — обычные белые номера (а не желтые, как у легальных перевозчиков).

— Это тоже нарушитель, нелегальный извозчик, — объясняют транспортники. — Сейчас будем разбираться, почему он работает и есть ли лицензия.

Однако водитель Mercedes Sprinter наотрез отказывается предоставлять документы. При этом не стесняясь продолжает принимать пассажиров в присутствии инспекторов.

— У порядочных перевозчиков пусто, а тут салон битком набит, — удивляются сотрудники транспортной инспекции.

В конце концов парень нехотя показывает водительское удостоверение, но из своих рук. Отвечать на какие-либо вопросы отказывается. Требует вызвать ГАИ. Потом просит пассажиров покинуть салон. А через некоторое время заявляет:

— Короче, я уезжаю. Это личный автомобиль, я коммерческой деятельностью не занимаюсь.

— В данном случае будет составлен акт о препятствовании при проведении внеплановой проверки. Водителю грозит штраф от 10 до 50 базовых величин. Дело будет рассматриваться в суде, где нарушителю хочешь не хочешь придется объясняться, — говорит Евгений Булойчик.

Сотрудник транспортной инспекции — официальное лицо. Его полномочия закреплены законодательно, в том числе в ПДД. Если кто-то считает, что инспектора можно безнаказанно послать и уехать, то сильно ошибается. Никто, конечно, в погоню пускаться не будет. А вот письмо вдогонку отправят, можно не сомневаться.

Таксисты — легальные и нелегальные — это хорошо знают. Поэтому, как правило, останавливаются сразу и особо не протестуют. Правда, сейчас в сфере перевозок появилась новая тенденция: на улицах ездит много машин с надписью на борту «Аренда авто с водителем». Что это — такси или нет? Кто должен их контролировать? С последним вопросом уже определились — транспортная инспекция. Как раз такой автомобиль ее сотрудники останавливают на улице Могилевской.

— Да что такое! Я просто забыл снять наклейки, — водитель Toyota Yaris Verso явно раздосадован. — Везу друзей. За бесплатно!

Инспекторы настаивают на предъявлении документов. Семья, находящаяся в салоне, начинает нервничать. Они не понимают, что происходит.

— Кто меня будет досматривать? — мужчина хватается за блокнот, заводясь с пол-оборота. — Где ваше предписание, что вы можете проверять аренду авто с водителем?

Сотрудники транспортной инспекции молча демонстрируют бумагу.

— А где сказано, что можете останавливать на улице Могилевской? — не унимается водитель.

Ему молча указывают на список улиц.

— Тогда где сказано, что вы можете останавливать? Ваша фамилия указана? — продолжает мужчина.

И это есть в предписании.

— Хорошо… Две секунды, — водитель хватается за мобильник, так ничего и не предъявив. Слышно, как он пытается донести суть по телефону: «Такая ситуация: не скинул наклейки, реально вез знакомых…»

— Пассажиры в данном случае находятся в арендованном автомобиле, — объясняют тем временем транспортники. — Соответственно, должны быть составлены договор аренды и заказ-наряд, поскольку это нерегулярные перевозки. А для этого пассажиру нужно предъявить водителю свой гражданский паспорт, что является трудновыполнимым условием по ряду причин. Именно поэтому зафиксировать факт нарушения не так уж сложно.

— Покажите также ваш путевой лист, — обращаются инспекторы к водителю, закончившему разговор и предъявившему наконец техпаспорт и водительское удостоверение. — Или вы опять сейчас будете звонить?

— Алло… — предсказуемо хватается за трубку мужчина.

— Когда на машине появляется наклейка «Аренда авто с водителем», это уже не личный автомобиль, а транспортное средство, работающее на юрлицо, — объясняет Евгений Булойчик. — Оно должно отвечать определенным требованиям, поскольку люди воспринимают его как автомобиль для перевозок. Кроме путевого листа должны быть заказ-наряд, договор аренды, полугодовой техосмотр, желтые номера, а также отметка о прохождении предрейсового осмотра. Водитель же пассажиров везет!

После долгих разбирательств составляется протокол. Водитель Toyota активно выражает несогласие, однако ничего не поделаешь. Транспортники предупреждают: в ближайшее время новоявленный рынок «аренды авто с водителем» ждут большие проверки. Уловки, которые были найдены, теперь могут обернуться против их авторов.

В гуще минских такси по-прежнему прячутся те, кто пытается работать по-другому, не как все. Но рынок постепенно претерпевает изменения, на что указывает появление новых служб и более новых автомобилей. Очевидно, что на стоянках такси становится теснее, и это хороший знак для пассажиров. Усиление конкуренции, хочется надеяться, заставит работать чище и честнее.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by