В начале весны довольно скорые преобразования в вопросах оплаты за проезд немного взбудоражили минчан. Вначале в трамваях, а после в автобусах и троллейбусах появились новые компостеры и валидаторы. Как это нередко бывает, нововведение горожане приняли с прохладцей — сказались и некоторые сбои в системе в первые дни. Не так давно объявили о еще одном шаге: кондукторы исчезнут, останутся лишь ревизоры. А значит, пассажиров оставили «один на один» с техникой. Теперь с сотрудниками «Минсктранса» особенно и не поспоришь на тему «только зашел на этой остановке». Тем не менее, как уверяет минчанка Ольга, в работе валидаторов есть пробелы: если приложить проездной утром и сесть на этот же автобус вечером, устройство не сработает. Девушка уверяет, именно при таких условиях ее оштрафовали.
Ольга подробно рассказала, как ей пришлось оплатить штраф и что именно она предпринимала, чтобы вернуть деньги: «В начале сентября я получила карту-проездной на месяц на работе. В тот день опаздывала на поезд. Быстро вернулась с работы домой, а когда ехала уже на вокзал, угораздило сесть на тот же самый троллейбус. Несколько раз прикладывала карту к валидатору — он всегда выдавал „красный крестик“, на табло выбивалась только информация, сколько дней осталось до окончания действия проездного. Так происходит, если во время одной поездки несколько раз приложить карту. Как предполагаю, система посчитала, что я и не выходила, как будто я совершала одну поездку, а не двигалась до конечной и обратно. На вокзале, на остановке „Дружная“, зашли контролеры, заблокировали компостеры. Прикладываю карту к их переносному устройству — а там высвечивается, мол, не оплачено. После недолгого разговора систему в троллейбусе вновь запустили. Прикладываю проездной — работает. В чем дело?»
«Помнится, в середине весны говорили сохранять чеки, полученные при покупке проездного, — продолжает описывать конфликтную ситуацию девушка. – Я так поступаю до сих пор. В тот день показала чек. В нем указано: неограниченное число поездок. Кондукторы были непоколебимы: вы не приложили, так что придется заплатить штраф. Бесспорно, я была возмущена, но времени на объяснения не было — уходил мой поезд. Махнула рукой и заплатила те 75 тысяч. Правда, я не забыла про такую несправедливость и, когда появилась возможность, обратилась в „Минсктранс“ с жалобой. В документе указала и время, и место, и маршрут».
«Прошло несколько дней, и мне позвонили из процессингового центра, — сообщила финал инцидента минчанка. — Как оказалось, они уточнили все данные, и выяснилось, что такое могло произойти. В качестве объяснения упоминалось: „видно, на конечной остановке не перевели маршрут, вот и получилась одна поездка“. И тут ситуация повторилась: приехала домой, через три часа попала в тот же троллейбус — валидатор вновь сигналит красным крестиком. В этот раз фигурировали уже часы, а не десять минут, как раньше. В „Минсктрансе“ в телефонном разговоре сказали, что будут рекомендовать возвращение штрафа. Оператор троллейбусного парка пообещала: деньги вернут. Я встретилась с оштрафовавшей меня на „Дружной“ контролером. Из ее уст прозвучало несколько фраз, которые нельзя не упомянуть: „Никто вообще не знал, что так работает. Меня перевели из кондукторов и ничего не объяснили. Ай, да все глючит, даже наши проверочные устройства каждый день ношу в ремонт“. В итоге она достала „выручку“, полученную со штрафов, и просто отсчитала мне мои 75 тысяч».
«Я узнала позже, что не первая, кто сталкивается с такой проблемой, — дополнила Ольга. — О ней же, например, написал пользователь форума Onliner.by, зарегистрированный под ником Chubzik: „Езжу на трамваях и автобусах ежедневно. Возвращаюсь вечером тем же маршрутом. Раз 10 при прикладывании проездного получал сообщение об остатке в автобусе и в трамвае. Но самое интересное — в трамвае получил как-то сообщение в понедельник утром. То есть у меня висела поездка еще с пятницы. Создается впечатление, что сами транспортники эту систему не знают и игнорируют обнуление поездки на конечной, либо это вовсе не реализовано с технической стороны“. Когда я затронула этот вопрос во время беседы с представителем процессингового центра, мне дали понять, что проблема слишком мелкая, чтобы ее решать».
В «Минсктрансе» нас стали убеждать, что описанной выше ситуации в принципе не может быть: «Данные валидаторов обнуляются при прохождении транспортной единицы по кругу маршрута. Это происходит на диспетчерской станции. Система срабатывает автоматически. Она интегрирована с навигатором. Ошибки произойти не может — обновление срабатывает всегда. Сложно верится в обратное».
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by