Управление под опьянением: девушка ехала сначала под наркотиками, потом под алкоголем

 
17 октября 2014 в 18:25
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Редкий случай, когда за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения судят женщину. То, что в роли обвиняемой по столь специфической статье оказалась девушка, только сначала казалось случайностью. «Я с алкоголем не дружу», — заверяла она. Во время сегодняшнего заседания, которое проходило в здании ГАИ Первомайского района Минска, стало понятно: у молодой женщины проблемы куда более серьезные. Правда, в этот раз о конфискации машины речь не шла, поскольку Jeep угнали и по этому поводу есть оговорка в законодательстве.

Начало заседания откладывается. Обвиняемая опаздывает. Ей уже позвонили. По телефону девушка сообщила, мол, жду трамвая. Подумалось: похвально, что она осваивает общественный транспорт, может с непривычки еще не знает особенностей маршрутной сети Минска? Впрочем, это ощущение было ошибочным.

Наконец на пороге появляется девушка в сопровождении долговязого парня. Последний едва держится на ногах. У него напрямую спрашивают о состоянии: в порядке ли он? А девушка довольно громко заявляет: «Даже не садись со мной!» Оказывается, молодой человек выступает в роли свидетеля. Через пару минут судья несколько раз вынужден будет спросить его фамилию: уж слишком несвязная речь у парня.

Повторное вождение в пьяном виде часто позволяют себе люди самые обыкновенные: рабочие заводов, автослесари, шоферы предприятий. Девушка (1991 г. р.) не относится ни к первым, ни ко вторым, ни к третьим. У нее среднее образование, работает парикмахером (сделала оговорку, что неофициально), с виду типичная горожанка. На эту брюнетку с голубыми глазами наверняка обращают внимание молодые люди на улице. Впрочем, выглядит она старше своих лет, и этому есть объяснение.

— Замужем? Есть дети? — задает стандартные вопросы судья.

— Не замужем. Ребенок есть, — грубоватый голос обвиняемой разрезает тишину зала.

— Вы его воспитываете?

— Нет, мама. А я так… Выходными… Лишена родительских прав…

Оказывается, что для девушки этот суд не первый. Ранее ее уже судили за незаконный оборот наркотиков (она была амнистирована). В этот раз обвинение ей предъявлено по двум статьям: угон транспортного средства и управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения.

— В декабре 2013 года обвиняемая была остановлена за рулем автомобиля. В момент управления она находилась под воздействием наркотических средств, — зачитывает гособвинитель. — В результате вынесено решение о лишении водительских прав на три года, а также выписан крупный штраф. Однако менее чем через год — днем 20 июля 2014 года — обвиняемая, управляя Jeep Compass и двигаясь по улице Руссиянова, совершила ДТП, столкнувшись с автомобилем Renault. Медосвидетельствование выявило у нее алкогольное опьянение.

По словам самой обвиняемой, за рулем Jeep она оказалась случайно. Внедорожник был арендован ее знакомыми. «Нас с двумя молодыми людьми познакомил наш общий друг. Я точно не помню, при каких обстоятельствах… Сначала мы просто катались. Потом они пошли на автоматы. А я осталась одна. Перелезла с заднего сиденья на переднее и без согласия водителя завела двигатель. Я сдавала на права, знаю, как пользоваться автомобилем», — объяснила девушка. В суде она полностью признала вину.

— А когда вы были лишены прав? — уточнил судья.

— В 13-м году.

— За что?

— За управление под наркотическими средствами… Ну там как… Это остаточное было. В тот день ничего не происходило, но…

— Штраф оплатили?

— Думала, буду получать права, вот тогда оплачу.

На вопрос, осознавала ли она свои поступки, обвиняемая ответила довольно уклончиво, мол, под алкогольным опьянением осознавала, что находилась в алкогольном опьянении. В общем, понимай как хочешь. Она несколько раз заявила на суде, что «с алкоголем не дружит». Действительно, судя по материалам дела, у нее близкие отношение с другими веществами.

— Какое ваше отношение к поступку? — спросил прокурор, имея в виду июльское ДТП.

— Ругаю себя.

— А как же дошли до такого?

— Вернемся к фразе «под воздействием алкоголя»… Я сама очень удивлена, что совершила такой поступок.

— Уже второй такой поступок, — заметил судья.

— Да, я состою на учете. Но не употребляю, — попыталась оправдаться девушка.

— А опий?

— Раньше…

— В материалах дела сказано, что по 400 граммов мака в день.

— Это в карточке записано. Я так говорила, чтобы врачи выписали определенное количество таблеток, — девушка состоит на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «синдром зависимости от опиоидов».

— Каких таблеток? Содержащих психотропные вещества?

— Да.

Во время заседания и судья, и гособвинитель несколько раз пытались выяснить отношение обвиняемой к первому, второму поступку, вообще к жизни. Но сложилось ощущение, что девушка пытается уйти от прямого ответа и ее мало волнует ход судебного процесса. Перед приговором, например, она безмятежно ела виноград. А больше всего ее волновало, кто ведет фотосъемку. Который раз убеждаемся, что общественное порицание часто воспринимается такими водителями более болезненно, чем даже обвинительный приговор.

— А вы возмещали ущерб? Понимаете, что страховая компания переадресует претензии к вам? — очередную попытку напомнить об обязательствах предпринял судья.

— Да. Поэтому и работаю. Планирую восстановить права.

В роли потерпевшего, который взял в аренду автомобиль, выступал плотный мужчина. Это тот самый случайный знакомый. Еще заходя в зал девушка с виноватой улыбкой посмотрела на него. Судя по всему, их вообще ничего не связывает. Это совершенно разные люди с разными интересами.

Гособвинитель попросил признать девушку виновной и назначить три года ограничения свободы без направления в учреждение открытого типа, лишить права управления транспортными средствами на пять лет и выписать крупный штраф. А также направить на лечение. Все-таки сказался ряд смягчающих обстоятельств, в том числе наличие несовершеннолетнего ребенка.

— В защиту мне особо нечего говорить, — сказала в последнем слове обвиняемая. — Обязуюсь не подвергать опасности чью-либо жизнь в будущем. Сама всегда осуждала, когда садятся пьяными за руль.

Когда был объявлен перерыв, в зале стали обсуждать: сколько придется уплатить штрафа и что вообще делать с такими. «На завод и на штамповку. Там много ума не надо. Пусть за три миллиона отрабатывает», — предложили присутствующие.

Но приговор суда был таким: признать виновной в угоне и управлении транспортными средствами в состоянии опьянения повторно в течение года. Назначить наказание в виде ограничения свободы на три года без направления в учреждение открытого типа, лишить права управления транспортными средствами на пять лет и обязать выплатить штраф в размере 300 б. в. Приговор пока не вступил в законную силу. У девушки есть 10 дней на его обжалование.

После заседания судья провел профилактическую беседу с водителями, ранее садившимися пьяными за руль, а также с теми, кто совершил другие нарушения по статье 18.16 КоАП (передача управления пьяному, управление под наркотиками, отказ от прохождения медосвидетельствования). Хорошо бы, чтобы эти люди не оказались, как девушка, на скамье подсудимых.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by