Минских водителей приучают к парковке за деньги: 4 из 10 уже готовы платить!

 
38 446
13 ноября 2014 в 8:05
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Двое инспекторов планомерно обходят автомобили, припаркованные возле ЦУМа. Что-то набирают на планшете. Заполняют квитки желтого и красного цвета, которые оставляют под дворниками машин. На предупреждения водители реагируют по-разному. Самые популярные вопросы: «А сколько я должен платить?», «И что теперь, меня оштрафуют?», «Сейчас плату будут брать по всему городу?» Это меньше всего напоминает старую систему оплаты парковки с оранжевыми жилетами, но очень похоже на белостокский вариант. Тестовый период доказал свою эффективность — примерно 40% автомобилистов теперь парковку «оплачивают». Именно так, в кавычках, потому что пока за SMS, USSD-запрос или отправку сообщения через приложение происходит списание в ноль рублей. Но скоро все станет по-другому, да и штрафы от ГАИ будут приходить самые настоящие.

Итак, тестирование системы электронной оплаты парковки активно проводится на участке улицы Гикало. Это бойкое место. Здесь расположены ЦУМ, медицинский центр, банк, кафе и еще несколько объектов притяжения. Поэтому автомобилей днем очень много, места обычно не хватает, некоторые становятся на тротуаре и под запрещающими знаками. Именно платная стоянка по идее должна решить проблему избыточного спроса и отсеять «лишние» машины. Кому действительно нужно, отдаст 8 тыс. рублей за час парковки. Остальные придут к выводу, что ездить в центр города на общественном транспорте дешевле.

Процесс проверки факта оплаты выглядит очень просто. У контролеров есть планшет с доступом в интернет. Достаточно набрать номер автомобиля (без букв — только цифры), и через несколько секунд ответ уже на экране. На примере Mazda2 нам демонстрируют работу специального приложения.

— Заношу номер. Жду… Вот видите — оплаты нет, — показывает контролер.

Теперь инспектор оформляет нарушение, что тоже максимально упрощено: заносит в базу номер (уже с буквами) и делает несколько фотографий (машина спереди, сзади, и крупным планом лобовое стекло). Впоследствии эти данные будут переданы в ГАИ.

Сейчас, во время тестового периода, эта технология только отрабатывается. Рассматриваются несколько вариантов дальнейших действий. Например, водителю могут предложить оплатить 10 часов стоянки (на данный момент — 80 тыс. рублей) — это будет своего рода мерой, принуждающей к оплате. Так сделано в Вильнюсе. Второй способ — традиционное «письмо счастья» владельцу автомобиля, что уже отработано с камерами скорости. По законодательству неоплата в первый раз чревата штрафом в 1 б. в. (150 тыс. рублей), при повторном нарушении в течение года — 2 б. в. (300 тыс. рублей).

Последний штрих оформления нарушения — заполнение желтого квитка с предупреждением. Туда вносятся время и регистрационный знак машины. В отличие от Белостока, 10 минут никто не ждет. Нет оплаты? Значит, нарушил!

Переходим к следующему автомобилю. Это Citroen с витебскими номерами. Опять запрос, ждем несколько секунд — парковка оплачена! Примечательно, что водитель машины из другого региона смог разобраться в системе, а некоторые минчане (среди нарушителей их большинство) даже не попытались.

Идем дальше. Замечаем кроссовер с российскими номерами. Как быть? По словам инспекторов, система учла и этот нюанс: она распознает и старые регистрационные знаки, и транзитные, и иностранные.

А вот Lexus вообще без номеров. В этом случае инспекторы бессильны. Проверить факт оплаты невозможно. Но это исключение, и рассматривать как уход от ответственности неуместно. По словам контролеров, никто нарочно регистрационные знаки не снимает, кленовые листочки, как в Москве, не наклеивает, а большинство водителей на предупреждения реагируют адекватно.

Во время репортажа автомобилисты обычно подходили с вопросами: «А что теперь? Меня оштрафуют?» После объяснений про тестовый период успокаивались и интересовались, как произвести оплату. Это тоже прогнозируемый сценарий: чтобы оплата парковки стала привычкой, водителю нужно хотя бы один раз оформить SMS-запрос самостоятельно. Такой вот стояночный ликбез.

Инспекторы одеты в яркие салатовые жилеты. Видно их издалека. Водители сразу соображают, что желтые и красные предупреждения — дело рук контролеров, поэтому обращаются с вопросами напрямую.

— А что мне теперь делать? Как оплатить парковку? — подходит женщина, которая держит в руках желтое предупреждение. — Помогите разобраться.

Ей терпеливо объясняют. В конце концов автомобилистка вздыхает:

— А что ж так мудрено! Сделали бы как за границей.

Кстати, насчет заграницы. У нас как раз гораздо больше способов рассчитаться за парковку, чем, например, в Белостоке. Так, на улице Гикало в Минске оплатить стоянку можно через SMS, USSD-запрос, банкомат (платежный терминал), мобильный банкинг (система ЕРИП), специальное приложение для смартфонов (пока доступно только для Android) или купив парковочный талон. Для сравнения: в Белостоке это можно сделать только с помощью парковочного квитка и SMS-сообщения.

Оплата парковки через приложение для смартфона

По поводу красных предупреждений. Их задействуют, если зафиксировано нарушение правил остановки и стоянки. На улице Гикало установлено несколько запрещающих знаков, на бордюр нанесена желтая линия разметки. А кто-то вообще не видит разницы между тротуаром и парковочным местом.

— Например, вот этот Toyota Avensis припаркован в пешеходной зоне, поэтому положим ему под дворник красное предупреждение, — говорит инспектор парковки. — Многие водители не соглашаются с нарушением. Говорят, мол, запрещающих знаков нет. Но какие знаки! Это же тротуар, он не предназначен для движения автомобилей.

Заметим, что зона платной парковки четко обозначена. А огромные желтые тумбы с инструкциями в изобилии установлены на улице Гикало. Но обычно водители даже не обращают на них внимания, реже — изучают, а потом робко уходят.

— А что, где-то знак был? — девушка — пассажирка Renault была удивлена, когда к ней обратились инспекторы. Стоянка этого автомобиля тоже не была оплачена, а значит, водитель явно не в курсе.

— Да. Вы въехали и находитесь в зоне платной парковки, — объясняют контролеры. — Сейчас проходит тестовый период. Держите листочек с информацией, там подробно изложены способы оплаты.

Вообще, за водителями никто не бегает и по телефонным номерам, указанным на картонке на приборной панели, не звонит. Но если в салоне хоть кто-нибудь присутствует, то обязательно подходят и подробно объясняют. Сейчас, во время тестового периода, все очень либерально. Но в следующем году уже начнут штрафовать.

— Вчера был рекорд — шесть автомобилей, припаркованных рядом, были оплачены. На данный момент около 40% водителей оформляют стоянку, хотя в начале тестового периода вообще никто не пытался. По нашим наблюдениям, в основном оплата производится через SMS-сообщения, реже пользуются USSD-запросами. Совсем редко покупают парковочные талоны в киоске «Белсоюзпечати», — рассказали нам контролеры.

Но где есть рекорды, там есть место и антирекордам. По данным на 10 ноября, водитель машины, чей номер заканчивается на МI-5 и включает три нуля, нарушил правила оплаты парковки на улице Гикало с начала тестового периода 37 раз. Его коллега (регистрационный знак имеет три тройки в номере и завершается на IA-5) — 35 раз. Еще один водитель (номер включает в себя KE-5) — 34 раза. Это больше похоже на некую принципиальную позицию, мол, не платил и платить не буду!

К такому тоже были готовы. Говорят, всегда будут упрямцы, которые идут против всех. Охладить их могут только несколько штрафных квитанций, ну или в крайнем случае повестка в суд. А предсказуемая реакция уже произошла. На улице Гикало стало посвободнее. Во всяком случае, на стороне, запрещенной для стоянки, машин уже нет.

Так было в начале октября
А так обстоит дело в ноябре

— Нарушителей мы сразу предупреждаем, а если водителя нет, оставляем красное предупреждение, — контролеры действуют принципиально. Они не имеют дел с деньгами, и им бесполезно предлагать взятку. Проще и дешевле оплатить парковку.

Тестовый период новой системы оплаты парковки продлится еще около месяца. Во время него уже выяснились некоторые любопытные детали. Так, оказалось, что часто парковка заполнена автомобилями сотрудников местных торговых объектов, а вовсе не клиентов, как можно было подумать. Сотрудники других организаций почему-то решили, что не должны платить за парковку, раз тут работают. А одно из кафе выставляло ограждения, бронируя место для своего транспорта. Но теперь всем придется подчиниться новым старым правилам парковки.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by