Едем вместе: как живет сообщество «подвозильщиков»

 
14 ноября 2014 в 13:40
Автор: Роман Протасевич. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Роман Протасевич. Фото: Алексей Матюшков

Пожалуй, в жизни каждого из нас случались моменты, когда нужно уезжать за границу, но билетов на поезд, автобус или самолет нет. Или же время является совершенно неудобным. Что делать в таких ситуациях? Ответ прост — найти человека, держащего путь туда же, куда и вы. В одной из веток форума Onliner.by уже более пяти лет наши читатели координируются, чтобы вместе отправляться в дорогу. Мы поговорили с самыми активными участниками сообщества о том, с какими сложностями приходится сталкиваться и каково это — путешествовать с абсолютно незнакомыми людьми.

Сергей, зарегистрированный под ником kwinto, уже более трех лет постоянно берет с собой попутчиков. За это время он успел побывать на южных курортах, объездить бóльшую часть Европы и десятки раз поколесить по России.

— В дорогу вместе с попутчиками я отправляюсь каждую неделю вот уже на протяжении трех лет. Где только не удалось побывать: на российских и украинских курортах, во многих странах Европы и, конечно же, в России. За все это время со мной поездило несколько сотен человек. Так, только за прошлый год у меня было около 300—350 попутчиков.

Конечно, все люди разные. Но, несмотря на это, конфликт был только один раз. Очень высокая девушка не обратила внимания на модель моего автомобиля — как результат, всю дорогу она испытывала неудобства и была недовольна, после чего написала отрицательный отзыв. Но это совершенная мелочь, как мне кажется. Все, кто со мной ездит, всегда довольны дорогой. Даже несмотря на то, что я многого требую от своих попутчиков в плане безопасности: все должны быть пристегнуты, например. А через каждый необходимый промежуток останавливаюсь для отдыха. Как бы срочно ни нужно было ехать — безопасность важнее всего. Так и мне спокойнее, и моим товарищам по долгой дороге.

Самые частые попутчики — молодые люди, средний возраст которых около 27—28 лет. Все без исключения — приятные и пунктуальные люди. Хотя бывает и такое, что приходится немного подождать. Однажды, например, пришлось ждать парня, который мало того что сильно опоздал, так еще и пьяный был «в стельку». Долго думали, брать его или нет. Взяли. Но уже через 15 минут он спал сном младенца, до самого конца пути.

Чаще всего езжу в Москву — по рабочим вопросам каждую неделю. Из тех, кто колесит туда со мной, — примерно 70% также по работе, еще около 20% — для шопинга и отдыха. И только около 10% по каким-то личным вопросам и проблемам.

Что касается вознаграждения для меня, то это деньги. Они небольшие и куда меньше той суммы, которая нужна для покупки билета на автобус или поезд, а уж тем более на самолет. При том что расстояние от Минска до Москвы я преодолеваю в основном за часов семь. С учетом нескольких остановок и ожидания опаздывающих.

За все время у меня, благодаря такой совместной дороге, появилось много новых хороших знакомых и друзей, с которыми стараюсь поддерживать связь. А приблизительно процентов 20—30 попутчиков ездят со мной постоянно на протяжении долгого времени.

И я, кстати, не чураюсь быть попутчиком у других людей. Несколько раз бывало и такое, что сам координировался с кем-то и подсаживался в машину.

Еще один читатель Сергей, зарегистрированный под ником olivar, также берет с собой попутчиков на протяжении более чем трех лет.

— Езжу я не так часто, как остальные — примерно раз в месяц. В основном путь держу в Белосток. Машина небольшая — с собой получается взять всего 2—3 человек, не больше.

За все время у меня было около 300 попутчиков. Везло — все люди оказывались адекватными и достаточно пунктуальными. Каких-то серьезных проблем не возникало. Как правило, основная часть «приключений» начинается на границе. Пассажиры, набрав товаров, начинают указывать свои покупки для VAT. И при проверке выясняется, что, например, в декларации указана кофеварка, а человек схватил такую же по размерам коробку с увлажнителем воздуха, который купил другой пассажир. Тогда начинается чехарда. Пока пройдет административный процесс, пока по банкам побегаешь — для тех, кто попадает впервые, это самое настоящее сумасшествие. Конечно, приходится иногда помогать, подсказывать.

Что касается вознаграждения, то я его не беру, так как просто-напросто договариваюсь заранее о том, что попутчики оплачивают топливо. Впрочем, бывало и такое, что сам подсаживался к кому-нибудь на заранее оговоренных условиях. И не вижу в этом ничего плохого. Если человек предлагает поехать с ним, то почему бы и нет? И не скучно, и расходы на дорогу куда поменьше.

Каждый день в соответствующей ветке появляются десятки сообщений, сотни и тысячи людей в год координируются друг с другом. Однако нередки и конфликтные ситуации. Зачастую водители просто-напросто пропадают за несколько часов до поездки. А порой из-за неправильных договоренностей получаются ситуации, которые доходят до заявлений в милицию. Впрочем, такие случаи единичны. А все ненадежные люди автоматически заносятся в «черный список».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by