Дерзкий эксперимент: безнаказанно проехать пьяным за рулем и...

 
17 ноября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Нет, все было настоящим — и алкоголь, и руль, и педали, и коробка переключения передач, и даже сотрудник ГАИ с алкотестером. Только пьяный водитель опасности ни себе, ни кому-нибудь еще не представлял. Потому что он управлял не автомобилем, а автосимулятором, очень, надо сказать, реалистичным. Во время эксперимента Onliner.by мы решили сравнить трезвое и пьяное вождение с помощью шлема виртуальной реальности Oculus Rift. Сначала водитель проезжал трассу в обычном состоянии, а потом — после небольшой дозы алкоголя. Результат получился весьма неожиданным. Впрочем, сами водители были однозначны в оценках: «сейчас я могу быть опасным за рулем настоящего автомобиля», «на ровной дороге все получается, а вот на поворотах...», «после выпивки стал смелее и действовал рискованнее».

Погружение в виртуальную реальность происходит с помощью шлема Oculus Rift. Садишься в самое настоящее водительское кресло — оно регулируется как в автомобиле. Надеваешь очки, которые воссоздают перед глазами трассу, разметку, бортики. А наушники отвечают за звуковое сопровождение. Под рукой — рычаг КПП, под ногами — три педали. В общем, все натурально.

Для эксперимента использовалась игра Project cars. Опытные геймеры заметят, что графика у нее далека от настоящей картинки. Ты все равно понимаешь, что находишься в виртуальной реальности. Однако профессиональные гонщики, которые тоже тренируются на автосимуляторах, обычно мало внимания обращают на графику — им важнее механика процесса. А вот с этим у Oculus Rift полный порядок. Руль очень информативный: при заносе, например, он вибрирует, буквально выбиваясь из рук. На кулису КПП водители жаловались, мол, не понимаешь, какую передачу включил, но в целом своим задачам она отвечает и хорошо участвует в имитации процесса.

Первым делом участникам эксперимента позволили свыкнуться с ролью виртуального гонщика. Им была предложена трасса, которая существует на самом деле в Англии. Она довольно простая, но не лишена нескольких крутых поворотов. Условия — солнце в лицо, покрытие, автомобиль — все максимально приближено к реальности.

Сначала ребятам предложили потренироваться, разрешив проехать четыре круга. «Этого достаточно, чтобы привыкнуть к органам управления, изучить трассу и правильно настроиться на эксперимент», — считает Иван Лой, основатель Rift-зоны.

Участники эксперимента были под впечатлением. Многие отмечали, что погружение в реальность удалось. Иван, который не так часто играет в компьютерные игры, назвал Oculus Rift веселой штукой, хорошо создающей эффект присутствия. Парень быстрее всех проехал пробный заезд. Он рассказал: «Больше всего сложностей возникло с переключением передач. Не понимал, удалось ли перейти на вторую, например. Но в целом мне понравилось».

Иван

Тимофей, работающий в автосервисе, поделился: «Сразу было непривычно, несколько раз на поворотах заносило. Но потом привык, и в конце уже удавалось развить хорошую скорость».

Тимофей

Еще один водитель, согласившийся прийти на эксперимент, — Юрий. Он работает водителем автобуса. Участвовал в соревнованиях по скоростному маневрированию на МАЗах. Его рука не отрывалась от рычага КПП, он постоянно переключал передачи, стараясь максимально использовать крутящий момент компьютерного BMW.

— На самом деле я уже как-то ездил на подобном автосимуляторе. Во время Олимпиады в Сочи обслуживал некоторые автобусные маршруты и нам предложили пройти компьютерное испытание. Эта трасса довольно простая. Через пару кругов понял, что к чему, когда включать передачи и где притормаживать.

Юрий

В эксперименте также приняли участие две девушки. Одна из них, Ольга, владелица Volkswagen Fox, старалась ехать медленно, но аккуратно. Она была немногословна: «После первых двух заездов стала гораздо более уверенной. Хотя есть там один неприятный поворот. На своей машине я бы так не ездила».

Ольга

А вот у Евгении стиль управления более рискованный. Она три раза вылетела за пределы трассы, но при этом скорость прохождения трека у нее была чуть выше, чем у предыдущей участницы. Девушка эмоционально прокомментировала: «Очень здорово! Игра довольно реалистичная. Только у меня с передачами проблемы. Немного расстроило, что несколько раз вылетела с трассы на первом круге».

Евгения

Затем был контрольный заезд еще в трезвом виде на время. Решено было фиксировать в качестве штрафных баллов выезды за пределы трассы и заносы.

Подчеркнем, что у нас не было цели спаивать участников эксперимента. Речь шла о применении опьяняющих доз алкоголя, но не больших. Очевидно, при 2—2,5 промилле никакого адекватного вождения (пусть даже автосимулятора) быть не может. Мы же хотели выявить влияние малых доз на управление автомобилем. Заодно развеять мифы про «бокал пива, который дает 3 промилле».

Иван, который выпил около 300 граммов виски, был более раскрепощен и потому уверен: «Да я даже лучше трассу проеду, чем трезвый!»

Ровной походкой он направился к автосимулятору. А сев за руль, говорил уже не так смело: «Ощущаю легкое опьянение. Сложно сказать, как проеду. Может, хуже?»

На старт, внимание, поехали! Если во время трезвого заезда автомобиль Ивана занесло один раз, то теперь он не допустил ни одной ошибки. Более того, проехал трассу на 10 секунд быстрее. Может, и не пьян вовсе?

— ГАИ города, ваши документы, — как только Иван снял очки, то увидел инспектора в форме. Наш сюрприз был полной неожиданностью для участников. — Водитель, вы употребляли алкоголь?

— Немного, — Иван был явно смущен.

— Пройдемте для прохождения медосвидетельствования.

Выдох в трубочку алкотестера… На экране появляются цифры — 1,7 промилле! Это довольно много. Инспектор комментирует: «Данный водитель не похож на пьяного. Нет характерного покраснения кожи, взгляд ясный, речь нормальная. Хотя если бы его остановили, то подозрения явно бы возникли, например из-за характерного запаха. К тому же у крепкого алкоголя есть ярко выраженный запах. Возможно, такой большой показатель в 1,7 промилле связан с недавним употреблением алкоголя».

Забегая вперед, заметим, что есть разумное объяснение довольно успешному, хоть и пьяному заезду Ивана. Формально участник эксперимента был пьян, но алкоголь еще не подействовал в полную силу. Мы попросили его проехать пьяным еще раз. Во время второй нетрезвой попытки трасса давалась не так легко. Это было худшее время для Ивана, а кроме того, он допустил три ошибки (его занесло, автомобиль вылетел за пределы трассы и однажды заглох). Хотя алкотестер свидетельствовал, что количество промилле снижается. О скорости влиянии алкоголя на конкретного человека не берутся говорить даже опытные наркологи. Не будем гадать и мы.

Вторым на пьяный круг заходил Тимофей (также выпил около 300 граммов виски). Он посчитал, что проедет медленнее, чем во время трезвой поездки.

Однако было заметно: парень проходил повороты увереннее и чаще рисковал. В результате оказался на 4 секунды быстрее.

— Не пил! — увидев сотрудника ГАИ, участник эксперимента с ходу сориентировался и стал отрицать факт употребления алкоголя.

Тем не менее алкотестер выявил 0,5 промилле. Если бы дело было на дороге, то водителя лишили бы прав на 3 года.

— Ощущение, что трасса далась труднее, реакция хуже, входил в повороты сложнее, — уже всерьез отвечал Тимофей. — Трезвым, наверное, проехал бы лучше. Я сажусь за автосимулятор в третий раз. Конечно, мастерство повышается, и получается лучше.

Второй пьяный заезд для Тимофея стал самым медленным из трех. Видимо, тут такая же история, как с Иваном. Как ни крепись, алкоголь дает о себе знать не сразу, а спустя некоторое время.

Третьим участником стал Юрий, выпивший 250 граммов виски. Парень сделал такой прогноз перед нетрезвыми заездами: «Азарт, эйфория, немного усталости. Чувствую, что проеду лучше». Он не изменил привычке стремительно переключать передачи и в первый раз был достаточно быстрым. Второй пьяный рейс стал столь же стремительным, однако автомобиль дважды выехал за пределы трассы.

Это уже стало определенной тенденцией: коварный алкоголь начинает влиять на реакцию постепенно, примерно через час после употребления. Малые дозы способствуют раскрепощению и более рискованному поведению, скорости увеличиваются, но и риск совершения ошибок тоже.

— Употреблял… Пиво, — зачем-то сказал Юрий (на самом деле он пил виски), увидев инспектора. — Знаю, что нельзя.

— Давайте проверим, — сотрудник ГАИ был строг и принципиален. В какой-то момент можно было поверить, что он способен отобрать права.

В первый раз у Юрия показало 0,5 промилле, во второй — 0,6. Это косвенно подтверждает, что опьянение от крепких напитков со временем только усиливается. Как мина замедленного действия, они оказывают влияние не сразу, а по мере расщепления этилового спирта в организме. Пик высчитать сложно — уж очень от многих факторов это зависит.

Кстати, многие пьяные водители оправдываются, мол, пил пиво, как бы снимая с себя ответственность. Рассуждают примерно так: подумаешь, это ж не водка! Хотя на самом деле — какая разница? И там, и там содержится этиловый спирт, употребление которого автоматически исключает вождение. Вопрос только в концентрации и количестве.

Настал черед девушек демонстрировать мастерство и выдержку. Ольга даже после трех бокалов шампанского не изменила привычке ездить аккуратно. Она ни разу не ошиблась и была на 5 секунд быстрее, чем в трезвый раз. А вот второй пьяный заезд был не столь хорош — на повороте водитель не справилась с управлением и машина вылетела за пределы трассы.

— Употребляла… — смущаясь, призналась сотруднику ГАИ Ольга. — Села… для эксперимента. А можно без протокола?

Чуть позже девушка прокомментировала свое состояние: «Чувствую опьянение. То, что была быстрее, — неудивительно, я ехала смелее, рискованнее. Алкоголь как будто снял тормоза. Но за руль в таком состоянии я бы не села, потому что понимаю, какую опасность могу представлять, управляя настоящим автомобилем».

У Ольги обнаружилось 0,4 промилле алкоголя. Инспектор, участвовавший в эксперименте, напомнил, что часто пьяных водителей останавливают именно за превышение скорости и другие нарушения ПДД: «Особенно заметно „ведет“ после одного промилле. Вспомните про пьяного водителя на МКАД, который ехал по встречной полосе. У него обнаружили 1,47 промилле».

Последняя участница, Евгения, выпив вина, была настроена очень решительно: «А можно я скажу, что проеду лучше всех? Кстати, моя бабушка эту запись не увидит? Ну тогда ладно».

Похоже, что на Евгению алкоголь успел подействовать больше, чем на других участников эксперимента. Возможно, сказалось то, что ей пришлось ждать своей очереди дольше других. Во время первого пьяного заезда она успела вылететь с трассы пять раз (против трех ошибок в трезвом состоянии). Хотя время прохождения трека было практически таким же.

— Ну хорош! А можно кепочку потрогать? — потянулась девушка к фуражке. Она до конца так и не поверила, что внезапно появившийся инспектор всамделишный, а вовсе не актер. — Мне вообще еще 18 лет нет!

— В таком случае вас привлекут за управление автомобилем без прав. А еще мы пройдем медосвидетельствование. При обнаружении алкоголя в запрещенной концентрации будете лишены права управления и не сможете получить удостоверение еще в течение трех лет, — проводит краткий инструктаж инспектор.

Да, если бы все случилось на дороге, лишения прав было бы не миновать — алкотестер показал 0,5 промилле.

— Алкоголь очень расслабляет. Хочется прямых трасс без вот этих поворотов, — посетовала Евгения. — Просто ехать прямо на 100 км/ч.

Второй пьяный заезд Евгения вообще завалила. Пять раз вылетела с трассы, заглохла, и дважды автомобиль занесло. Не доехав до финиша совсем чуть-чуть, в отчаянии бросила руль: «Я спать хочу… Сдаюсь!»

*  *  *

Конечно, наш эксперимент не лишен большой доли условности. Когда ребята садились в первый раз (еще трезвыми), у них тряслись руки. Сказывались стресс, напряженная обстановка — на них были нацелены камеры, вокруг находились зрители, за их действиями напряженно следили. Словом, самый настоящий экзамен — тут любой бы занервничал. Но с каждым кругом молодые люди планомерно улучшали результат, совершенствованию не помешала даже небольшая доза алкоголя. Однако это совсем не значит, что так будет в реальной жизни. В компьютерной игре не было ни светофоров, ни пешеходов, ни других автомобилей. Того, что в дорожном движении называется возмущением. Участники знали, что никому не способны причинить вред, и не было тяжелого бремени ответственности. В то же время каждый из них признал: алкоголь даже в таких дозах для водителя опасен.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by