Фотоистория от «Фары» до Speedgun

 
19 ноября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Трамваи на площади Свободы, инспектор с механическим радаром «Фара», регулировщики на подставке-бабочке… Это все дорожная история Минска. Многое не вспомнят даже старожилы. Например, что раньше мотоциклы продавали только водителям, имеющим соответствующую категорию, или как костяные свистки обеспечивали «зеленую волну» на ул. Советской (ныне — пр. Независимости). В распоряжении Onliner.by оказались фотографии, часть которых можно назвать уникальными. Вместе с ветераном Минской ГАИ Константином Андрончиком рассматриваем снимки и вспоминаем фотоистории из прошлого.

По-настоящему редкий кадр из 1930-х годов, когда служба ГАИ только-только зарождалась. Регулировщик на перекрестке улиц Советской (сейчас — пр. Независимости) и Ленина. В конце 1920-х в Минске были утверждены 55 милицейских постов. В основном они располагались в центре города. Это было связано с обеспокоенностью городских властей выросшей аварийностью. Хотя трафик был ну совсем смешной по нынешним меркам. На 1931 год, по данным Главдортранса, в столице было зарегистрировано 86 грузовиков, 39 легковушек, 11 автобусов и 15 специальных машин. А теперь представьте, что еще в ноябре 1926-го предлагалось ограничить скорость в городах и деревнях до 20 км/ч! Ну не были приспособлены населенные пункты даже к тихоходным транспортным средствам, да и люди не привыкли еще. Забавный факт: в 1929 году вышло постановление о правилах движения по улицам города Минского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Фактически это была основа ПДД, и состоял документ всего из 14 пунктов. Вот один из них: «Кiруючыя аўто-мото-вело-машынай, экiпажам, альбо ламавой фурманкай павiнны пры сваiм наблiжэньнi загадзя папераджаць пешаходаў сыгналам; калi пешаход па якiм бы та нi была прычынам ня сходзiць з пуцi — павiнны застанавiць рух».

Еще одна довоенная фотография. В контексте теперешней городской застройки, конечно, сложно представить, что на площади Свободы ходили трамваи. Да-да, еще в 1930-е годы там находилось разворотное кольцо. В октябре 1931-го было взято обязательство сделать в Минске «показательный пролетарский центр». За два года решено построить две трамвайные линии. Одна связала район Кальварии и Серебрянку, а вторая пролегала от центра до нынешней ул. Я. Коласа. Тогда этот общественный транспорт был в почете, никто не предлагал его ликвидировать как класс. Наоборот, именно на трамвай возлагались надежды в плане доставки пассажиров к месту работы и обратно домой.

Перенесемся сразу на 15 лет вперед. Послевоенные годы, а точнее — 1946-й. Комаровский рынок тогда еще находился на окраине города, на месте Комаровского болота. Так что подтопления были не редкость. Водителям автомобилей приходилось форсировать огромные лужи. Судя по фото, мотоциклистам в этом смысле было проще. Прошлое Комаровки аукается до сих пор: во время сильных дождей ул. Куйбышева неизменно подтапливает, останавливается движение общественного транспорта, а припаркованные автомобили оказываются по стекла залиты водой.

1949 год. Центр города, который только восстанавливался. Тогда пр. Независимости назывался еще ул. Советской, а возле нерегулируемого пешеходного перехода, рядом с Домом-музеем I съезда РСДРП, дежурил инспектор. Большинство сотрудников ДПС несли службу без автомобиля, машин у ГАИ было совсем мало. Этот переход считался местом концентрации аварий. Здесь нередко сбивали пешеходов, именно поэтому тут часто можно было увидеть человека в форменном обмундировании с жезлом в руках.

Соседний участок ул. Советской, где также дежурили сотрудники ДПС. Нынешние сквер им. Я. Купалы и одноименную улицу не узнать. Инспектор в летней форме — белая гимнастерка, фуражка с околышем, на ремне — сумка инспектора-регулировщика (в ней обычно находились постовая книжка, карандаш). Обычно регулировщиков можно было увидеть в пиковые часы на подставке-бабочке. «В то время инспекторы радиостанций не имели. Но как они регулировали движение! — рассказывает Константин Андрончик. — Работали по принципу „зеленой волны“. У каждого был костяной свисток. Если регулировщик у ГУМа подает сигнал, мол, поехала ул. Советская, то „соседи“ на перекрестках также включали „зеленый“ для основной улицы. Два свистка — значит, поехали перпендикулярные направления».

А это характерная зарисовка из минской автомобильной жизни 1950-х годов. Узнаете теперешний перекресток пр. Независимости и ул. Комсомольской? Застройка практически не изменилась. Но обращают на себя внимание две детали. Во-первых, на плафоне фонаря размещена надпись «Переход» в форме стрелки. Во-вторых, на самом переходе разметка выполнена с минимальными затратами. Нет характерных полос «зебры», а только линии, обозначающие границы перехода. Время показало, что это не менее эффективно и понятно.

Раньше у дружинников были действительно большие полномочия. «Скажем, они могли зафиксировать нарушение ПДД, остановить водителя и доставить его в отдел ГАИ. Тогда они нам здорово помогали и злоупотреблений с их стороны замечено не было. Это было веяние времени: люди, уставшие от войны, голода, хотели порядка и спокойствия», — говорят ветераны ГАИ.

Это сейчас мотоцикл нередко второе транспортное средство для водителя, у которого в гараже стоит еще и автомобиль. А раньше это был основной вид частного транспорта для города! «Все объяснялось его доступностью. Стоил он дешевле, и очереди были не такие большие. Как-то руководство Мингорисполкома, обеспокоенное аварийностью с участием мотоциклистов, дало указание торговой сети, мол, продавать только тем, кто имеет водительское удостоверение соответствующей категории. Правда, на ситуацию это практически не влияло. За бутылку сосед покупал мотоцикл „бесправнику“», — рассказывает Константин Андрончик.

Кстати, про мотоциклы. Сейчас традиция эскортировать делегации высоких гостей возвращается. А положили ей начало еще в 1970-е годы, напоминает наш собеседник. В 1972-м впервые эскортный взвод в Минске сопровождал делегацию. В кабриолете ехал не кто иной, как Фидель Кастро. «…После теплой встречи гость и сопровождаемые лица в открытом автомобиле в сопровождении эскорта мотоциклистов начали движение в город…» — писали газеты. Впоследствии эскорт мотоциклистов часто использовался во время профилактических акций, как, например, в 1974 году на нынешней Октябрьской площади.

Про профилактику. Ей всегда уделялось много внимания. Легендарный начальник Минской ГАИ И. С. Худеев выбил работу общественной студии на телевидении, на стадионе «Динамо» во время матчей на табло размещались призывы к водителям и пешеходам, а также — в бегущей строке на здании полиграфкомбината (пл. Я. Коласа). А в сквере на ул. Свердлова появилась витрина ГАИ, где размещались броские карикатуры на нарушителей ПДД.

Страшные кадры с мест ДТП. И в 1970-е, и в 1980-е годы было много аварий, но у трагедий есть свойство рано или поздно забываться. Думать, что раньше на минских дорогах было спокойно, неправильно. Вот статистика ДТП с участием пешеходов за 1976 год: 55 человек погибли, 475 получили травмы. При этом 251 происшествие зарегистрировано вне пешеходных переходов, 104 пострадавших были пьяны. Начальник ГАИ И. С. Худеев дал задание детально проанализировать ситуацию. Оказалось, что больше всего среди нарушителей тех, кто никогда не имел беседу с инспекторами, во второй группе риска — ранее уже оштрафованные на три рубля (тогда такой был штраф). «Лично я никогда не забуду одно происшествие на бульваре Шевченко. Автобус 38-го маршрута, как сейчас помню — ЛиАЗ с автоматической коробкой переключения передач, притормозил возле остановки, высадил людей и по неустановленной причине вдруг стал сдавать назад. А позади дорогу переходила мать с двумя детьми. Они погибли на месте происшествия», — вспоминает Константин Андрончик.

А этот кадр сделан в 1981 году на современном пр. Независимости. В руках сотрудника ДПС Антона Шабуни — устройство, работавшее в паре с автомобилем, — прадедушка современного «Визира». Механический скоростемер «Фара» разрабатывался всемогущей советской оборонкой. Если водитель превышал скорость, то загорался световой индикатор. На самом деле фиксировалось нарушение довольно условно, а иногда инспекторы хитрили и называли скорость на глаз.

Более популярный радар, производившийся в Украинской ССР, — «Барьер». Это был более современный прибор, хранивший последнее измерение в течение 10 минут. Тем не менее первая версия удерживала инспектора вблизи патрульной машины — провода не позволяли уйти далеко. А дальность измерения составляла всего 300 метров. Поди еще успей остановить водителя, превышающего скоростной режим.

Еще один скоростемер имеет любопытную историю. Два американских прибора Speedgun поступили на вооружение Минской ГАИ прямо перед Олимпиадой-80. Говорят, один из них капитулировал сразу, а второй сдался через три года. При этом инспекторы остались довольны опытом использования «американца»: он был удобный, достаточно легкий и мобильный, хотя тоже «привязывался» к бортовой сети служебного автомобиля.

* * *

В довершение публикуем несколько характерных дорожных снимков, сделанных в Минске в прошлом столетии.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by