«В Москве нужно быть осторожным на каждом шагу, всюду могут обмануть», — повторяют обжегшиеся белорусы в напутствие перед поездкой своим товарищам. В последний месяц в России внезапно многие товары стали дешевле — сказалось снижение позиции рубля на рынке валют. За горячими предложениями в Москву и Смоленскую область ринулись и автомобилисты. Аргументы логичны: там в салонах все дешевле (наши добавляют НДС, утилизационный сбор), сейчас, перед зимой, когда продажи падают, действует акция на машины российской сборки, плюс все та же выгодная разница в курсах. Минувшей весной мы удачно съездили в московский салон за новой Mazda3. Однако в последнее время все больше белорусов возвращаются из РФ в расстроенных чувствах — там их обманывают или попросту «разводят» на деньги. Мы связались с несколькими жертвами российской автоторговли, чтобы узнать истории их неудач и дать советы будущим покупателям.
Рассказы об обманах на российских авторынках ходят среди белорусов уже не один десяток лет. Да, машины дешевле, но велик и шанс встретиться с криминалом — как в вопросе истории самого авто, так и в прошлом непосредственного продавца. Правда, сегодня байки о «разводах» на деньги и разыскиваемых Интерполом «Жигулях» практически канули в Лету — по той простой причине, что авторынки в Москве фактически вымерли. На минских Ждановичах и в Малиновке теперь ненамного меньше продавцов, чем на автомобильных базарах российской столицы. Мы стали развиваться в разных направлениях: Беларусь движется к европейской модели торговли «вторичкой», то есть с помощью автохаусов (правда, не без эксцессов), Россия же — к продаже через дилеров. Тоже, в принципе, со своими нюансами. Например, сейчас в одной из московских фирм продается новый Renault Logan местной сборки за 320 тыс. российских рублей (примерно $6,8 тыс.), в то время как минский дилер продает эту модель (в чуть более хорошей комплектации) за $13,9 тыс. Заманчивое предложение, на которое успел «клюнуть» не один белорус. Прекрасно зная, где можно найти бесплатный сыр, наши соотечественники устремились за границу. По словам жителя Слонима Андрея, многие рискуют не то чтобы разочароваться в покупке, но и вовсе остаться без денег.
«В Москву отправились целой делегацией, — рассказал о своем негативном опыте мужчина. — Еще в Минске нашли объявление о продаже Renault Logan у дилера. Созвонились с фирмой, там уверили в законности сделки, сообщили, что являются официальным дилером. Список таковых можно было проверить на сайте производителя с доменом .ru, но почему-то нам не пришла в голову такая идея. Забегая вперед, стоит сказать, что на абсолютную честность и прозрачность сделки можно рассчитывать только в конторах, указанных в этом списке. Заранее подготовили деньги, узнали о специфике проезда по нашим платным трассам без номеров. Оказалось, BelToll не начислит штраф — ибо просто не распознает, а вопросы с сотрудниками ГАИ и транспортной инспекцией легко уладить, показав документы о „свежей“ покупке. Поехали с твердым намерением вернуться в родную страну на новой машине».
«Стоило бы засомневаться, когда в шоу-руме дилера не оказалось модели нужных нам комплектации и цвета, — описывает общение с недобросовестным продавцом Андрей. — Хотя в телефонном разговоре нас убеждали в обратном: мол, приедете, рассчитаетесь и получите договор вместе с новым авто. Для подписания сразу дали несколько бумаг — так называемый предварительный договор. В нем говорилось, мол, для получения нашего Logan мы платим 100% (подчеркну) предоплаты, а салон до конца текущих суток обязуется нам предоставить машину. Уверяли: это формальности, автомобиль просто находится на складе, сумму вносите, чтобы убедить производителя в своих намерениях его приобрести, а не просто посмотреть. Собственно, 320 тыс. российских рублей — это и есть стоимость поставщика, то есть завода-изготовителя. Учитывая, что он находится на территории РФ и что дилер объявил об акции, мы рассчитывали именно на эту сумму. К тому же собирались выиграть на том, что их валюта падает, а в последнее время появился слух об индексации стоимости российских авто к доллару в течение ближайших двух недель. Вскоре мы узнали, насколько сильно ошибались».
«Предварительный договор был подписан, оговоренная сумма внесена, нам вежливо предложили подождать: посидеть на диванчике, попить кофе, — вспоминает обманутый покупатель. — Ожидание было томительным, вскоре у нас сложилось ощущение, что время затягивают. В компании с кофе мы провели примерно часа четыре. Казалось бы, можно было трижды пригнать машину, в каком бы конце Москвы она ни находилась. Около 19:00 Renault все же подвезли. Но радости было суждено смениться разочарованием и, можно сказать, паникой. Вместе с авто нам предоставили еще пакет бумаг — это был так называемый основной договор. В нем с нас требовали оплатить еще около 40% от оговоренной стоимости, якобы за дилерские услуги и НДС. В общей сложности набегало примерно $12 тыс. Этих денег с собой не было. Менеджеры развели руками и указали на пункт в подписанном предварительном договоре — предоплата в случае расторжения основной сделки по инициативе клиента не возвращается. Единственный вариант — найти деньги до конца дня. Теперь стало понятно, почему тянули время. Нам просто не оставили и пару часов, чтобы успеть одолжить или оформить кредит. Конечно, мы начали спорить, думали даже вызывать полицию. Но потом поняли: с юридической стороны комар носа не подточит. Сами ведь подписали. Одним словом, остались без 320 тыс. российских рублей и ни с чем вернулись в Слоним. Знаю, так попался уже не один человек».
Чтобы убедиться в правоте слов Андрея, мы связались с еще одним «потерпевшим» автовладельцем из Минска. Молодой человек пожелал остаться неизвестным — почему, легко понять из его рассказа: «Схема „развода“, собственно, та же, только суммы разные. Собирался оформить покупку нового Mitsubishi за $13 тыс. Сделку оформлял в другом (не в том, о котором рассказывал Андрей) московском дилерском центре. Опять же, фигурировал предварительный договор. Позже, когда „развод“ вскрылся, я нашел в договоре строку, написанную мелким шрифтом, о невозврате денег. За дилерские услуги просили те же 40% от первоначальной стоимости, указанной на сайте и при телефонном разговоре. Я был в легком шоке, но „заботливые“ менеджеры быстро подыскали мне выход из ситуации — купить другую модель иной марки, на которую у меня хватало денег. Под психологическим воздействием (они там этому прекрасно обучены) и чтобы не потерять деньги, я согласился. Мне досталась бюджетная машина, совсем не та, на которую я рассчитывал. Быстро расторгли предыдущий предварительный договор, оформили новый — основной. Тогда я чувствовал себя в легкой прострации, потом уже прочитал в документе: правило невозврата денег в нем не действовало. В случае расторжения окончательной сделки дилер оставил бы за собой только 10% неустойки. Хотя не знаю, вернулся ли бы я домой целым, если бы потребовал этого — боюсь предположить, кто покровительствует такому бизнесу за счет доверчивых людей. Когда приехал в Минск, тут же выставил авто на продажу. Надо же хоть что-то вернуть с машины, которая мне не нужна». На прощание минчанин посоветовал внимательно читать документы и не верить в бесплатные автомобили.
Тем не менее мы решили притвориться «верующими» и обратились за консультацией в салон, о котором говорил наш первый собеседник Андрей. Девушка Ирина приятным голосом убеждала нас в телефонной беседе, что является представителем стопроцентно официального дилера. При этом немного странным казалось то, что на единственном сайте «официалов» срок регистрации домена закончился. Собеседница описала Renault Logan за 320 тыс. российских рублей: двигатель объемом 1,6 л, 82 л. с., российская сборка, базовая комплектация. «Никакого обмана, — уверяла девушка. — Мы в принципе не работаем по системе предварительных договоров. Вы из Беларуси, да? Приедете, рассчитаетесь и в тот же день получите машину по указанной цене».
Столь же вежлив и учтив был голос менеджера Евгения из фирмы, куда в свое время обратился молодой минчанин, искавший новый Mitsubishi. «У нас акция — распродажа перед Новым годом, — заверил специалист. — Цены еще более снижены. Renault Logan отдаем за 305 тыс., возможен кредит. Комплектация Comfort, доступны белый, черный, синий цвета кузова. Все варианты находятся в шоу-руме, ждать не придется, время потратите только на составление договора и оформление паспорта транспортного средства. Предварительный договор? Не знаю, о чем вы говорите».
Описанные схемы для Москвы, может, и не новы, однако не привыкшие к такому капитализму белорусы, как мы убедились, «клюют» на эти уловки. В то же время в сети есть достаточное число сайтов с отзывами о конкретном продавце, существует даже «список черных дилеров», с которым следовало бы ознакомиться перед поездкой в Россию. Да и в среде белорусских автомобильных сообществ перечисляют основные способы обмана: доплата 30% от изначальной стоимости за дополнительные опции; продажа по «горячей цене» брака (поцарапанной во время доставки машины, автомобиля с неисправностями); торговля одно- и двухлетними «бэушками» под видом новых моделей; «политика внутреннего курса у. е.», который невыгодно отличается от реального, и другие. Главное, о чем следует помнить даже на фоне благоприятных условий российского авторынка, это то, что бесплатных машин не бывает.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by