Где умирают автомобили. Репортаж из Гатово

 
12 декабря 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Название этого поселка, что расположен под Минском, является не только именем собственным, но и нарицательным. Подписывая смертный приговор автомобилю, обычно констатируют: «Теперь только в Гатово». Нельзя сказать, что легковушки здесь находят последнее пристанище. Скорее, жернова шредерного комплекса, которые перемалывают машины, можно сравнить с чистилищем. Пройдя через зубчатые валы и транспортерные ленты, части автомобилей вскоре получат вторую жизнь. Читайте репортаж Onliner.by о том, как хорошо узнаваемые кузова с фамильными чертами превращаются в гору шредерного лома.

Этап первый. Сначала на площадку «Белвторчермета» доставляют кузова автомобилей. Внимание, важный нюанс: принимается только сам металлический остов. Пластик, стекло, цветные металлы нужно убрать. То есть кресла, аккумулятор, двигатель необходимо снять еще до прибытия в Гатово.

Многие о требованиях в курсе, поэтому по дороге в поселок можно увидеть вереницу грузовых машин, транспортирующих автохлам, а также эвакуаторы с разбитыми вдребезги автомобилями на борту. А вот кто-то буксирует старенькую легковушку по-простому — на тросе. «Понятно, что полностью освободить кузов от всех резиновых и пластиковых изделий невозможно. Но по максимуму это должно быть сделано», — объясняет заместитель генерального директора «Белвторчермета» Сергей Гладкий. Только после этого кузов может быть допущен к утилизации.

Кузова автомобилей складируют вместе с холодильниками, газовыми плитами и стальными трубами. Получаются горы лома. В зимнее время такой промышленный пейзаж выглядит особенно впечатляюще.

Во всей этой железной массе яркими пятнами выделяются кузова желтых ВАЗов и белых «Волг». Кстати, иномарок мы не заметили. Хотя, по словам работников, бывало привозили «свежие», но побывавшие в серьезных авариях автомобили.

— Был очень лиричный случай, — вспоминает Сергей Гладкий. — Как-то дедушка привез свою зеленую «копейку». Причем машина добралась до нас на своем ходу. Она вообще словно только что сошла с конвейера: даже отполирована, по-моему, была. Видно, что эксплуатировали ее в режиме выходного дня по маршруту дом — дача. Видимо, в семье появился новый транспорт, а хозяин решил, что не умирать же другу на улице.

За сдачу легкового автомобиля удается выручить около 1,1 миллиона рублей. Говорят, что пик утилизации машин пришелся на 2012—2013 годы, когда повысились цены на металлолом. Сейчас отрасль простимулировал указ об автохламе. ЖЭСы сдают старье, которое уже давно перестало быть транспортным средством. Кстати, достаточно снять автомобиль с учета с пометкой «для выбраковки» и получить в ГАИ копию учетной карточки.

Этап второй. Кузов машины считается крупногабаритным ломом, поэтому сначала его отправляют в жерло разрывателя. Это строение, чем-то напоминающее бункер. Полноповоротный перегружатель щупальцами выхватывает легковушку из горы лома, и через секунду ее уже перемалывают два зубчатых вала, вращающихся друг навстречу другу. Они буквально раздирают автомобиль на куски. Чтобы при последующих этапах не было взрывов, процесс происходит при низких оборотах. Эдакая упреждающая мера: ведь в баках может оказаться топливо, а в баллонах — газ. Чуть что — бункер выдержит и окружающие не пострадают.

В опасной зоне нам все время было не по себе, хотя находились мы на приличном отдалении от перегружателей. Вокруг валяются обломки глушителей, рычагов подвески и другие теперь уже малопригодные части узлов и агрегатов автомобилей. Мороз по коже идет, когда понимаешь: все это вылетело из производственного квадрата!

Этап третий. Получившиеся обломки перегружатель отправляет на ленту транспортера. Части бамперов, крыльев, элементов подвески доживают последние секунды. Вскоре им суждено превратиться в шредерный лом, который так ценится производственниками во всем мире.

За процессом внимательно наблюдает оператор. Его рабочее место, расположенное прямо над лентой, защищено двойными решетками и многослойным стеклом. Это он управляет всем шредерным комплексом и решает, какой процесс приостановить, а какой — запустить. Отслеживает ситуацию по мониторам — на объекте установлены камеры.

По правую руку оператора — пульт с показаниями датчиков. Четкий мониторинг позволит предотвратить перегрузки и образование «пробок». Оборудование современное, немецкое. Введено в эксплуатацию в 2006 году. Для такого сложного комплекса это не возраст.

Этап четвертый. С транспортерной ленты обломки попадают в дробильную камеру. Это сердце шредера. Мощность основного двигателя составляет 2 тысячи лошадиных сил. Здесь оборудование работает на очень высоких оборотах. Периодически рассыпаются искры, а грохот оглушает даже на расстоянии. Действительно, сумасшедшая мощь! На выходе — металлические куски в 20—30 сантиметров. Словно не части кузова попали в камеру, а куриное филе прошло через мясорубку.

Этап пятый. Теперь металл попадает на еще одну транспортерную ленту и доставляется в сепарационную камеру. Тут действуют законы магнетизма и происходит разделение: магнитный барабан притягивает металлические части, а потом подает их по транспортерной ленте.

Все остальное — пластик, резина, ветошь — отбраковывается. Система воздушно-пылевой очистки выводит сор отдельно.

Этап шестой. «На выходе получается чистый металл, — показывает на гору Сергей Гладкий. — Обратите внимание на то, что железо черное, а не цветное, как на входе. Эмаль в процессе выгорает».

Фактически это уже шредерный лом. Самый востребованный в мире благодаря своей высокой насыщенной плотности. Именно его переправляют на баржах, что часто демонстрируется по телеканалу Discovery.

— Сколько стоит такая горка лома? — поинтересовались мы у специалистов.

— Навскидку — около полумиллиарда рублей. Но мы его не продаем на экспорт. Наша задача — обеспечить данным сырьем предприятия страны, в первую очередь Белорусский металлургический завод, МАЗ, МТЗ… Там металл получит вторую жизнь и продолжит служить людям.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by