Семьи работников, погибших в ДТП по дороге в командировку, отстаивают свое право на денежную компенсацию

 
8087
17 декабря 2014 в 14:03

По решению суда наниматель должен выплатить более 1,2 млрд рублей. На предприятии от выплат не отказываются, но уверяют: средств нет. И если назначенную судом сумму придется выплатить разово в полном объеме, более 1450 работников ОАО могут лишиться зарплаты.

Пьяный убийца и яблоко раздора

Экономическая ситуация в стране такова, что многим нашим соотечественникам приходится отправляться на заработки за пределы Беларуси. 20 февраля прошлого года по дороге на работу под Усинском, что в Республике Коми (РФ), в ДТП погибли два работника ОАО «Управляющая компания холдинга „Могилевводстрой“»: водитель Александр Короткин и начальник смены Дмитрий Андриенко. Автомобиль, в котором они ехали, был сбит «КамАЗом».

По факту гибели людей в Усинске было проведено расследование, 24 сентября 2013 года состоялся суд, который признал виновным в гибели людей пьяного водителя «КамАЗа» и осудил мужчину на 4,5 года вольного поселения. Суд также вменил в обязанность осужденному выплатить семьям погибших по 250 тыс. российских рублей. Однако деньги никто не выплачивает, и повлиять на ситуацию родственники погибших не могут.

Непросто оказалось добиться и выплат, предусмотренных колдоговором организации, где работали Александр Короткин и Дмитрий Андриенко. С руководством холдинга семьи погибших договориться о выплате единовременного пособия в связи с гибелью близких на производстве не смогли. Причиной послужили внесенные в октябре 2013 года дополнение и изменение в действующий колдоговор. В соответствии с ним, поскольку вины нанимателя в гибели работников не было, полагающиеся семьям выплаты с 10 среднегодовых зарплат уменьшились до 25% от начисленной суммы. С оговоркой, что выплата может производиться при условии наличия в организации средств. Рассчитанные с учетом этих поправок суммы и срок выплат были определены специально созданной комиссией, в состав которой вошли два члена профкома.

Семьи погибших не согласились с позицией руководства и профкома организации и решили отстаивать свои права в суде. Суд, руководствуясь условиями тарифного соглашения, заключенного между Могилевским обкомом профсоюза работников АПК и комитетом сельского хозяйства и продовольствия Могоблисполкома, коллективным договором, действовавшим на момент трагедии, принял решение о взыскании с холдинга «Могилевводстрой» в пользу истцов единовременной компенсации. Выплаты по решению суда назначены членам семей и детям от первых браков погибших работников.

Кассационная жалоба холдинга «Могилевводстрой» об отмене этого решения, направленная в Могилевский областной суд, оставлена им без удовлетворения. Правды семьи погибших добились. Тогда что же вынудило их обратиться в газету?

— Шок, который мы испытали, получив известие о смерти сына, у меня и супруги не прошел и не пройдет никогда, — пишет Александр Короткин. — Ему было 35 лет. От первого брака остался 9-летний сын, который лишился отца. Наше горе никакими деньгами восполнить невозможно. Но и без денег прожить нельзя, а они поступают, несмотря на решение суда, в час по чайной ложке. Так можно выплачивать десятки лет, но это будут уже не деньги, а резаная бумага.

С мнением товарища по несчастью согласна Елена Андриенко:

«Я осталась с 5-летней дочерью, для которой смерть отца стала потрясением. Деньги нам, конечно же, нужны. Так же, как и его первой семье, в которой остался 14-летний сын мужа. Мы же, вопреки решению суда, получаем крохи. Ни судебные исполнители, ни юстиция, куда мы обращались за помощью, повлиять на ответчика не смогли».

Право есть, но нет денег

«Мы сразу же оказали семьям погибших существенную помощь, — говорит профлидер ОАО „Могилевводстрой“ Дмитрий Мордачев, который, к слову, является его юрисконсультом. — В том числе и по подготовке необходимых для суда в Усинске документов. За счет средств нанимателя были организованы доставка погибших в Могилев и их похороны. Помимо этого, обеим семьям в соответствии с колдоговором оказана материальная помощь в целом на сумму около 80 млн рублей».

Что касается выплат, то, по словам Дмитрия Мордачева, назначенную судом сумму по причине сложной финансово-экономической ситуации в одночасье выплатить невозможно.

— В целом по решению районных и Могилевского областного суда организация должна выплатить 1 млрд 207 млн рублей, — поясняет юрист. — Поскольку мы считаем, что вины нанимателя в гибели людей нет, то принято решение обратиться в областную прокуратуру о вынесении протеста в порядке надзора. С тем, чтобы направить обжалование в Верховный суд, который и поставит точку в этом деле. Думаем, что к середине февраля будут окончательно определены размеры выплат, которые, по нашему мнению, должны составлять 25% от начисленных сумм. После этого мы стразу же приступим к реализации решения суда.

По словам Дмитрия Мордачева, от выплат семьям погибших никто не отказывается. К примеру, супруге Дмитрия Андиенко уже перечислено около 40 млн рублей и чуть менее 10 миллионов получили родители Александра Короткина.

— Поскольку наша организация является открытым акционерным обществом, то после распределения в соответствии с существующими правилами полученной за 2013 год прибыли в нашем распоряжении осталось 139 млн рублей, — пояснил Дмитрий Мордачев. — То есть средств на осуществление выплат попросту нет. Судебным исполнителем наложен арест на некоторое имущество организации, которое в ближайшее время должно быть продано с аукциона. Вырученные деньги поступят на счета семей погибших работников.

В состав ОАО «Могилевводстрой» входят 18 ПМК, в коллективах которых трудится более 1450 человек. В случае если назначенную судом сумму придется выплатить разово в полном объеме, эти люди могут лишиться зарплаты.

Что касается внесения в колдоговор дополнений и изменений, то, по словам профлидера Дмитрия Мордачева, они были сделаны с учетом ситуации.

— Поскольку в 2012 году, когда принимался колдоговор, предприятие работало стабильно, мы не думали о возможных проблемах, — отметил он. — Но финансово-экономическая ситуация резко изменилась, и мы вынуждены принять поправки, которые, на наш взгляд, соответствуют переменам.

Ситуацию комментирует заместитель председателя Могилевского обкома профсоюза работников АПК Петр Грибановский:

— Запись о выплате 10 среднегодовых зарплат семьям погибших на производстве работников вносится в колдоговоры наших организаций и является нормой, обязательной к исполнению нанимателем. Наша цель заставить нанимателя не допускать несчастных случаев на производстве. Поскольку суммы выплат большие, то подразумевается, что эта запись должна стимулировать нанимателя к тому, чтобы создавать в организации безопасные условия труда для работников.

Но в данном случае речь идет о случайности. Семьям, конечно же, от этого не легче, но такова реальность. Что касается выплат, то обязательства колдоговора нанимателем будут выполнены в полном объеме.

В перспективе эта норма колдоговора останется неизменной для всех организаций.