Без угона виноватый. В Хабаровском крае угнали «двойника» внедорожника, а претензии предъявили белорусу

 
17 декабря 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Этот дорогой и эксклюзивный внедорожник, выпущенный к 60-летию Toyota, сейчас пылится в одном из минских гаражей. Автомобиль попал в специфическую ситуацию с точки зрения законодательства. Нет, не подумайте — он был куплен совершенно легально, с нулевым пробегом в автохаусе в Германии. Однако через три года вдруг оказался в списке угнанных… в Хабаровском крае. «Но я там даже не был! А машина все время находилась только в моей собственности, никто манипуляций с VIN-кодом не производил, что показала экспертиза», — рассказывает владелец автомобиля Виталий Радьков. Он возмущен и задает один вопрос: что ему теперь делать?

— Еще до повышения таможенных пошлин я решил приобрести внедорожник, — начал с предыстории хозяин Toyota. — Долго выбирал. Хотелось именно эксклюзивную комплектацию. Нашел в немецком автосалоне Land Cruiser Prado из серии к 60-летию компании. Кроме «шильдика» есть небольшие отличия — второй аккумулятор, зимний комплект, подножки с подсветкой и так далее. Не в этом суть: подобных машин в Минске, кроме моей, одна или две. Это большая редкость. То есть распознать такой автомобиль по этим особенностям большой сложности не составит.

Машину перегоняли через территорию Польши под контролем таможни. Потом внедорожник благополучно прошел процедуру таможенной очистки. В подтверждение нам продемонстрировали кипу платежек.

— Но самый главный документ — вот этот, — показывает владелец Land Cruiser Prado. — Это заводской техпаспорт на автомобиль. В Германии сказали: в случае угона это твое основное доказательство принадлежности машины. Обратите внимание, тут даже водяные знаки есть.

По словам Виталия, он много раз пересекал границу на этом автомобиле. Ездил в Германию, Польшу, Литву, Украину. Всякий раз компетентные органы «пробивали» машину по базам и разрешали продолжить движение. Разумеется, если бы возникли подозрения в том, что автомобиль угнанный, тотчас бы отправили на штрафплощадку. Сейчас хозяин внедорожника с содроганием предполагает: если бы поехал полгода назад, еще ничего не зная, то, скорее всего, машина была бы задержана. Однако бог миловал.

— В сентябре я решил сменить автомобиль, а Land Cruiser Prado — продать, — продолжает Виталий Радьков. — Когда нашелся покупатель, то возникла проблема. Машину нужно было снять с учета. Но сделать это не удалось: неожиданно выяснилось, что автомобиль якобы находится в угоне. Какой была моя первая реакция? Я рассмеялся. Ну что за бред?!

Однако вскоре выяснилось, что это не шутка: Toyota Land Cruiser Prado с таким VIN-кодом действительно числится в списке угнанных. Правда, почему-то не 2011 года выпуска, как оригинал, а 2012-го. Тем не менее по инициативе правоохранительных органов Хабаровского края информация была размещена в базе Интерпола. Таким образом данные об автомобиле появились у белорусской милиции.

— Хабаровск? Это где вообще? Я не то что там не был, даже не в курсе его географии! — возмущается хозяин Toyota. — В результате этого, мягко говоря, недоразумения мне резко пришлось менять планы. Ни о какой продаже машины речь, естественно, уже не шла. Я вынужден был дать согласие на проведение экспертизы, чтобы доказать очевидное: автомобиль мой и ничей больше, никто его не угонял. Раму скребли и поливали химикатами. В октябре было установлено: VIN-номер не менялся.

Однако история на этом не закончилась. Владелец внедорожника получил техпаспорт обратно, но с пометкой «Без права снятия с учета». Транспортное средство превратилось в невыездное. Сейчас автомобиль находится в одном из минских гаражей и покрыт слоем пыли. Сразу видно, что на машине давно не ездили.

Виталий Радьков, разумеется, не верит, что может быть два автомобиля с абсолютно одинаковым VIN-кодом. По его версии, произошла утечка информации о кузовном номере. «Хотя данные о нем есть только у правоохранительных органов и автосервиса, куда я обращался», — подчеркивает он.

Дальше, как считает хозяин Toyota, VIN-код его машины был размещен на кузове похожего автомобиля. Затем «двойника» легализовали, поставив на учет в ГИБДД. А после этого был совершен «угон», чтобы, вероятно, получить страховку по автокаско. Самое интересное, что «угнанный» автомобиль может быть снова использован для очередной такой схемы. Ну а крайними опять окажутся реальные владельцы оригинальных машин, такие как герой нашей публикации.

— Сейчас у меня автомобиль с черной меткой. От греха подальше я им не пользуюсь, — с сожалением признает Виталий Радьков. — Но это еще не самое страшное. Знаете, чего я боюсь? Что по решению какого-нибудь суда Хабаровского края машину обяжут предоставить, например, для проведения проплаченной экспертизы, а затем конфискуют. Искать правды в России? Нет уж, увольте!

По словам владельца внедорожника, он сам обращался в правоохранительные органы Беларуси, пытаясь разобраться в ситуации. Но ответы всегда были примерно такими: в возбуждении уголовного дела отказано. Стало быть, претензий к Радькову милиция не имеет. Кто ж тогда виноват?

— У меня претензий к нашим правоохранительным органам тоже нет. Понятно, у них были основания действовать соответствующим образом, — считает Виталий. — Мою невиновность установили. Но что дальше? Говорят, выслали документы в Хабаровск. Теперь там полиция должна исключить автомобиль из списка угнанных. А как будет на самом деле? В результате этой непонятной ситуации я стал жертвой обстоятельств и чьего-то злого умысла. А белорусы, которые радостно ринулись за машинами в Россию, должны иметь в виду: даже приобретая автомобиль в салоне, они не получают гарантий, что транспортное средство не попадет в такую историю.

В то же время у владельца внедорожника есть резонные вопросы к Интерполу: «Почему не было сделано элементарного — не отправлен запрос в компанию Toyota? Ведь у них есть данные об этом автомобиле! Только по одному факту легко определить несоответствие: у меня машина 2011 года выпуска, а якобы угнанная в Хабаровском крае — 2012-го. Раз этого не сделал Интерпол, то такой запрос оформлю я сам. Буду пытаться восстановить правду и исключить мой автомобиль из черного списка».

За комментарием мы обратились в МВД. Белорусские сотрудники милиции связались с коллегами из Хабаровского края. Вскоре мы разместим официальный комментарий.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by