Эффект неожиданности: камеры скорости добрались до провинции

 
12 февраля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Необычное письмо оказалось в редакции. Жители деревни Чаусского района просили, нет, даже требовали: «Установите камеру скорости!» Через главную и единственную улицу проходит транзитная трасса, по которой мчатся легковушки и фуры, не замечая людей. По официальной статистике, за пять лет здесь произошло одно учетное ДТП. Но из разговоров с сельчанами корреспонденты Onliner.by установили, что случаев гораздо больше: кто-то спасался от проносившейся фуры повиснув на заборе, а одна бабушка чуть не лишилась ноги — водитель легковушки задел пенсионерку и уехал, не остановившись. Датчики контроля скорости теперь можно увидеть в любой точке — в городе, на оживленной трассе или в богом забытой деревушке, предупреждают в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

«Водители не едут, а летят. Причем на таких скоростях, что страшно находиться на краю дороги. Тротуаров нет, обочина зимой засыпана снегом. Просили положить „спящих полицейских“ — сказали, что дорого. Поставили знак „50“, а толку… Как летали, так и летают. Особенно фуры с российскими, польскими, литовскими номерами. Помогите приструнить нахалов — установите камеры скорости», — просят жители деревни Хоньковичи (Чаусский район). Письмо сельчан рассмотрели и решили им помочь.

Проблема возникла после перераспределения потоков. Дорога Минск — Могилев стала платной, и вот некоторые мелкие транспортные компании решили сэкономить. Один из альтернативных маршрутов пролегает через трассу Р96 Могилев — Рясна — Мстиславль. Дорога проходит прямо через деревню. Движение грузового транспорта не запрещено. Ровный, хороший асфальт… Чего ж не разогнаться? На знак «50» замедляются далеко не все. Судя по взволнованному письму, разгоняются тут часто и с последствиями.

Лучше всего, как показывает опыт, остужает пыл присутствие сотрудника ГАИ в форме. Но сколько он сможет оштрафовать нарушителей? Пока оформляет одного, десять промчатся мимо. Беспристрастная автоматика же фиксирует всех без исключения. Две уже хорошо известные белорусским водителям камеры Mesta «стреляют» в оба направления.

Технология простая. При превышении на 12 км/ч срабатывает вспышка. После первичной обработки информация передается в Центр фиксации правонарушений. Оттуда уже отправляются «письма счастья». Как говорят в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», конверты стараются посылать день в день.

Обращаем внимание на реакцию водителей. Едут медленно, оглядываются. Но датчики спрятаны за кустами, сразу их не увидишь. Другое дело таблички, которые стоят за 100—150 метров до камеры. На них реагируют сразу и незамедлительно. Особая дискуссия ведется насчет того, нужны ли они. В Великобритании, Италии, Австралии, Новой Зеландии при использовании мобильных датчиков таблички не устанавливают, мол, важен эффект неожиданности (в Евросоюзе внедрение таких подходов помогло снизить количество учетных аварий на 17—20%, а число всех ДТП — на 10%). Да и, например, тот же знак «50», установленный в Хоньковичах, сам по себе обязывает снизить скорость.

Пока мы находились в деревне, поток был не очень интенсивным. Несколько фур, грузовичков, но больше всего легковушек. Именно разреженный трафик эксперты, как ни странно, называют опасным. Пешеходы и водители в подобных условиях не воспринимают опасность: когда поток плотный, то волей-неволей будешь осторожен, а тут мнимое спокойствие, концентрация снижена и в этот момент появляется автомобиль/человек. Мы часто сообщали о громких авариях в таких тихих деревнях.

— Все датчики контроля скорости устанавливаются только на аварийно опасных участках дорог по согласованию с ГАИ, — утверждают в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». — Нам важно не как можно больше штрафов собрать, а вызвать устойчивое изменение поведения водителей и тем самым повысить безопасность.

— А что говорит статистика? Нужны ли в принципе такие выезды с мобильными датчиками? — интересуемся.

— В плане безопасности дорожного движения деревня довольно спокойная, — рассказал нам старший инспектор ГАИ Чаусского района Николай Игнатенко. — За последние пять лет здесь было зафиксировано лишь одно учетное ДТП. Авария не была связана с превышением скорости. Пожилая пара ехала на скутере. Водителю-мужчине стало плохо — с ним случился инсульт. В результате падения женщина-пассажирка сломала руку. На место инспекторов не вызывали. Об этом факте стало известно только после обращения пострадавшей в больницу.

Николай Игнатенко

По данным старшего инспектора, его коллеги периодически сюда выезжают. Так, в прошлом году в населенном пункте ими было зафиксировано 46 нарушений ПДД. В большинстве своем это действительно превышение скорости на 10—20 км/ч.

Впрочем, официальная статистика не может знать всех случаев. Прошлись по деревне, пообщались с ее жителями. В основном тут остались пенсионеры. Тихую, размеренную сельскую жизнь прерывает шум двигателей. Зимой прохожих встретишь редко, а вот летом Хоньковичи шумят — к бабушкам-дедушкам приезжают внуки и актуальность вопроса с аварийностью резко возрастает.

Разговорились с одной из жительниц. Любовь Липовна рассказывает: «Ездят машины быстро! Когда дети приезжают, со двора их не выпускаем. Даже кур и тех запираем: с одной стороны дорога, с другой (кивает в сторону леса. — Прим. Onliner.by) — ястреб. Вот так и живем меж двух огней. Зато как только приезжают с камерами — все как шелковые становятся».

Идем дальше. Вот бабушка убирает снег. На предложение помочь усмехается: «Не, хлопчики, не надо. Для меня это как зарядка каждое утро. Заодно свежим воздухом дышу».

Ксения Александровна на вопрос, беспокоят ли ее автомобили, сразу вспоминает свою историю: «Козу у меня как-то сбили… В то время гостил трехлетний внук, выскочил за калитку, я за ним, а Манька — следом. Вот и попала под колеса. Осталась я без козы». Похожие истории может вспомнить каждый второй житель Хоньковичей.

Возле еще одной хаты встретили двух старушек. Одна из них, усмехаясь, как будто речь идет о пустяке, показывает на искалеченную ногу: «Везла на тачке бидон воды. Уже ко двору подходила. А тут машина… Ну задела меня: тачка сломана, крышка бидона погнута, а я вот с ногой. Водитель даже не остановился, умчался. Врача? Не вызывали, у меня ж не болит — чего от работы людей отрывать».

Подходили обратно к мобильным датчикам контроля скорости с совсем другими мыслями. Да, за полдня камеры зафиксировали всего два превышения (для сравнения: в один из летних дней в Хоньковичах в объектив камеры попали 40 нарушителей), но сколько водителей вынудили замедлиться? Конечно, на трассе М4 количество нарушений больше: за сутки фиксируется 400 «сработок» камеры и там они могли бы быть уместнее. Но в последнее время датчики контроля скорости устанавливают и в небольших населенных пунктах, чтобы повысить безопасность. Знайте: если увидели предупреждающую желто-черную табличку — значит, стоят они не просто так, на этом участке случаются скоростезависимые аварии.

Забавный случай произошел в деревне Родня (Климовичский район). Там местные жители сделали муляж камеры скорости. Выезжала разбираться комиссия МВД! Шутки шутками, но кто как не сами люди могут оценивать опасность и требовать принятия адекватных мер?

С другой стороны, налицо нервная реакция автомобилистов. Линзы камер скорости закрашивают, недавно в Могилеве повалили опору с датчиком, в Быховском районе корпус вообще прострелили. А на днях мы давали репортаж из суда о сожженной камере скорости. Особенно много таких случаев почему-то в Могилевской области.

Простреленный датчик удалось восстановить

— Планомерная работа по контролю скорости будет продолжаться, — говорят в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». — Количество скоростезависимых ДТП удалось снизить, спасены жизни людей, а значит, это нужное дело.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. at@onliner.by