Конец прошлого года. В России обваливается рубль. Белорус собирает накопления и едет на Восток. Едет поездом либо со знакомыми — назад он будет возвращаться на своей машине. По статистическим данным, только в декабре из РФ таким образом привезли порядка 50 тыс. автомобилей. Ослабление белорусского рубля существенно на ситуацию не повлияло. По-прежнему поездка в Россию за новой машиной считалась очень выгодной партией. Где же еще купишь автомобиль за такие деньги? На этом фоне как-то подзабыли о некогда привычных направлениях, той же Германии. И совершенно зря, уверен эксперт Виталий Гамзович, директор столичной компании «Автотрейдер». О том, почему белорусам есть резон снова обратить взоры на Запад, он рассказал в интервью Onliner.by.
— Раньше все было иначе. Люди стремились привезти автомобиль из Европы. Здесь на такой машине какое-то время ездили, а затем продавали ее, часто в Россию. В итоге в Беларуси государству доставались деньги за растаможку, а владельцу — за продажу. На сегодняшний день мы столкнулись с ситуацией, когда все стали повально везти автомобили из РФ, при этом увозя туда деньги. Валюта оседает там, а Беларусь не получает от этого потока машин и финансов даже сумм за растаможку. Это лодка, которую раскачивает каждый.
— Неужели все, кто привез машины в конце прошлого года, были не правы?
— Безусловно, нет. Был определенный момент, когда в России только обвалился рубль и привезти оттуда автомобиль было действительно выгодно. Это длилось месяц или около того. Кто-то успел. Да чего там, мы тоже везли тогда машины. Но это время довольно быстро закончилось, и тот, кто этого не понял, рискует допустить серьезный промах.
— Что вы имеете в виду?
— В России быстро подстроились под новые условия. Нужно понимать, что к ним за машинами поехала не только Беларусь. Поехали Казахстан, Армения, поехали практически все страны ближнего зарубежья. Спрос был огромный. Россияне это поняли и быстренько подняли цены. При этом все равно остались в плюсе, ведь люди по-прежнему ехали. К тому же рубль стал укрепляться.
В то же время большее значение имеет политика продавцов, которые вкладывают в стоимость товара курсовые риски. Доллар может быть по одному курсу, допустим 56, а в пересчете ставится совсем другой — 70, чтобы в случае чего не потерять деньги.
У нас же те, кто не успел купить машину в России тогда, когда это было выгодно, попали, по сути, в зависимость от тех, кто успел это сделать. Еще бы: твои знакомые привезли автомобиль и довольны, друзья тоже пересели на недавно купленные машины. Значит, выгодно, значит, и тебе нужно ехать. Но момент упущен. И цены не единственная причина.
— Есть какие-то другие подводные камни?
— Конечно. В частности, остро стоит вопрос качества ввозимых автомобилей. Сами подумайте: если такое количество машин уже вывезли и каждый старался выбирать лучшее, то что там осталось? Отсюда столько автомобилей приезжает с перебитыми VIN-номерами, с непонятными документами, в не пойми каком состоянии. Мы сами когда отправляем людей подыскивать машину для покупки, сталкиваемся с тем, что многие и многие автомобили отбраковываются ввиду их плохого состояния или «грязной» истории.
Тот же кузов. Бывает, посмотришь — машина вроде в идеале. Начнешь проверять — да на кузове места живого нет! А сколько автомобилей собрано из двух-трех, а выставляются за модель с минимальным пробегом — «не бита не крашена».
Особая головная боль — пробег. На какие только ухищрения не идут, чтобы его уменьшить. Подавляющее большинство машин продаются не со своим реальным пробегом. Плюс пробег пробегу рознь: по своим автобанам немцы ездят на работу по 100 км в одну сторону и автомобиль в идеале. О российских дорогах лучше не будем.
Но все по старой памяти везут из России этот хлам сюда. Который потом стоит на штрафстоянке с перебитыми номерами, поддельными документами.
— В Германии такого автомобильного мошенничества нет?
— В Германии ситуация другая изначально. Там автохаусы и дилеры не берут на реализацию битые машины, с плохой историей. Каждый автомобиль подвергается тщательной проверке. Если он ее проходит, то начинается этап детальной предпродажной подготовки. Осуществляется полная замена расходников: сюда входят масла, фильтры и так далее. Все хорошие автохаусы это делают.
Не возникает проблем и с подлинностью пробега, даже если приобретаешь машину с рук или в каком-то совсем маленьком автохаусе.
— Немецкое качество за те же деньги?
— Именно так. А зачастую даже дешевле. Мы провели анализ — сравнили наиболее популярные модели из ценового диапазона, с которым работаем. И в каждом случае машина из Германии выглядит более привлекательным вариантом даже исключительно с точки зрения цены, не говоря уже про качество.
Сравним предложения крупнейших интернет-площадок по продаже автомобилей в Германии и России.
Возьмем BMW X5. К нему можно относиться по-разному, но модель действительно очень ходовая.
В Германии цены на такой автомобиль 2011 года выпуска с дизельным двигателем начинаются от 21—22 тыс. евро. Машине больше трех лет, но еще нет пяти. С учетом объема двигателя растаможка составит порядка 9 тыс. евро. Соответственно, общая цена автомобиля для покупателя составит порядка 30—32 тыс. евро.
Смотрим на ту же модель в России: реальные предложения стартуют от 36 тыс. евро.
Я говорю «реальные предложения», потому что, основываясь на своем опыте, могу утверждать, что первые пять, а то и десять вариантов в списке не срабатывают. Либо машины нет вообще, либо она не в порядке. Сколько лет мы уже этим занимаемся — ни разу не купили автомобиль из топ-5 в списке.
Еще одна ходовая модель — BMW X6. Тот же год, также дизельный двигатель.
В Германии цены начинаются от 27 тыс. евро. Плюс те же 9 тыс. растаможки. В итоге имеем стоимость в районе 36 тыс. евро.
В России цены на такую машину стартуют с отметки в 39 тыс. евро.
Возьмем другую марку. Пусть будет Volkswagen Touareg. Вот конкретное предложение из Германии: цена — 21,8 тыс. евро. Плюс 9 тыс. растаможки. Получается чуть более 30 тыс. евро.
Что мы видим в РФ? Те же 30 тыс. евро. Осталось определиться с ответом на вопрос, есть ли разница между машиной из России и машиной из Германии?
Можем попробовать что-нибудь более экзотическое. К примеру, Ferrari 458 Italia. В Германии такой автомобиль можно купить за 117,6 тыс. евро. Плюс 16,2 тыс. растаможки. Итого менее 134 тыс. евро за машину.
В России цены начинаются от 160 тыс.
Такая картина складывается практически по всем моделям, которые популярны у наших покупателей в данном ценовом диапазоне. Причем это касается не только представленных машин. BMW, Audi A8, Mercedes C-Class, те же Volkswagen Transporter, Caravelle, Multivan — данные модели дешевле пригнать из Германии. Кстати, это касается не только немецких машин. Та же история с Renault Scenic, Toyota Prius и не только. Мы делаем вывод, что люди просто забыли о существовании немецкого рынка автомобилей.
— С чем связана такая привлекательная цена немецких машин по сравнению с российскими?
— Во-первых, достаточно низким спросом на подержанные автомобили. Понятное дело, что если в одном месте спрос вырос, то в другом месте он уменьшился. Ведь откуда-то этих покупателей перетянул российский рынок. А во-вторых, нельзя не учитывать, на сколько в последнее время ослаб евро. Этим можно воспользоваться точно так же, как и осенним обвалом рубля.
Таким образом, выгоднее покупать автомобиль в Германии. Причем выгоднее не только для покупателей, но и для государства. Здесь и лучшее качество машин, и деньги за растаможку.
— Если можно так легко сравнить предложения из двух стран, почему люди все же едут в Россию?
— Привычка. Нам до сих пор звонят клиенты и интересуются машинами из России. Мы предлагаем точно такие же модели из Германии, но люди уверены, что из РФ выгоднее. Лучше человек поедет в Россию за автомобилем сам, потому что так пригнали его знакомые и друзья. А в Германию он не поедет. Не знает языка, боится какого-то обмана. Может быть, верит, что в РФ сможет найти подешевле.
Примечательно, что в настоящее время мы уже сталкиваемся с обратной ситуацией. К нам обращаются коллеги из России и просят что-нибудь присмотреть-привезти для них из Германии.
— Что будет с автомобильным рынком дальше?
— Россияне приедут к нам за своими машинами. Все идет к этому. И таким образом часть денег возвратится.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by