Изобрести велосипед заново: в Минске проходит выставка «Мотовелоэкспо-2015»

 
09 апреля 2015 в 18:25
Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев

Сегодня в минском Дворце спорта на проспекте Победителей, 4, открылась 2-я Международная выставка «Мотовелоэкспо-2015». Здесь собрались те, кто предпочитает здоровый образ жизни — веселые ли это «покатушки» с друзьями по велодорожке или одиночные рейды на байке по загородным трассам. Корреспондент Onliner.by в числе первых воспользовался возможностью и познакомился с теми, кто заново изобретает велосипед или мотоцикл. О том, чем живут и над чем трудятся сторонники двухколесного транспорта, читайте в материале Onliner.by.

Выставка хороша тем, что рассчитана на широкую аудиторию. Тот, кто только открывает в себе велолюбителя, мог подобрать какую-то модель для начала, проконсультировавшись со специалистом и получив ценные советы.

Продавцы-консультанты запросто разрешали протестировать приглянувшуюся модель прямо на месте. Многие этим пользовались, прислушиваясь к ощущениям: подходит ли сиденье, не отдает ли в спину.

Но мы велосипедисты бывалые и, как и многие другие, искали на выставке чего поинтереснее. Благо этого было в достатке.

Кастомная мастерская Park Road представила на выставке три модели велосипедов, каждая из которых заслуживала особого внимания.

Это «Малыш». Велосипед делали для дизайнера и к его созданию подошли творчески. Рама сделана вручную из стали, руль алюминиевый, в отделке использованы латунь и бронза. Траверсы и фонарь — от Harley-Davidson, седло и грипсы — от Brooks. «Бак делали из кожи таким образом, чтобы он был не просто „воздуховозом“, а использовался как рюкзак. Также в него вмонтировали колонку, поэтому без музыки владелец не останется», — рассказали ребята из Park Road.

Длина велосипеда — ни много ни мало 2,6 м. Вес — 33 кг. «Как-то сразу было понятно, что ничего „лайтового“ из этой идеи не получится. Поэтому на вес особо внимания не обращали», — признались создатели.

Удивительно, но с такими габаритами велосипед неплохо катит. Привод обеспечивают двойная цепь, грамотно подобранное передаточное число, колеса от fatbike с двойными ободами. Велосипед трехскоростной, сзади установлена планетарная втулка. Переключатель выполнен в оригинальном стиле с ручкой-шаром. «Конечно, это велик не для квартиры. Тяжеловат, не затащишь. Да и где же его там разместить. Но он удобный, притягивает взгляды. Он для тех, кто любит кастом», — подчеркнули собеседники.

Рядом внимание к себе притягивал велосипед в стиле «Разрушителей легенд». «Заказчик первоначально хотел просто белый. Но мы подумали, что это крайне скучно, и подготовили для него сюрприз. К счастью, он нашу идею оценил», — рассказали авторы идеи.

Велосипед также трехскоростной, с планетарной втулкой. Рама выполнена из алюминия. Сзади установлено колесо-спарка — собранное, по сути, из двух. «Впервые опробовали такое решение. На втулке пришлось в два раза увеличивать количество отверстий для спиц. Для этого использовали всевозможные переходники. Все получилось», — отметили в Park Road. Вилка аналогична мотоциклетной. Конструкторы работали по фотографии, которую принес заказчик. Третьего мая этот велосипед примет участие в выставке кастомов в Москве.

Еще одна идея Park Road — серия велосипедов, посвященная культовым мотоциклетным трассам мира. «Это наша мелкосерийная модель. Всего мы планируем создать 10 велосипедов в стиле boardtracker — особых гоночных мотоциклов. Конкретно эта модель называется Bonneville и посвящена песчаной пустыне в США, где уже давно проводятся испытания на скорость», — рассказали разработчики.

Этот велосипед ребята делали в подарок товарищу. Он отделан дубовым шпоном, рама алюминиевая. Другие модели будут выполнены в таком же стиле, но, возможно, оформлены иначе. Многое зависит от желания заказчика. К примеру, может быть установлена амортизационная вилка.

Стоимость представленных велосипедов различная — от $1,5 тыс. до $5 тыс. В настоящее время мастерская Park Road работает над кастомными моделями для заказчиков из Минска и Стокгольма.

На выставке мы познакомились с мастером-художником Еленой Мягковой. Девушка работала над рисунком в окружении брутально разукрашенных шлемов и байка с изображением льва. «Вообще-то, моя основная специальность — шаржи и портреты на заказ. А мотоциклы — это для души. Это не мой бизнес, а скорее мое творчество», — призналась она.

Работает Елена уже довольно давно. Заказов, говорит, хватает. Тем более как раз начинается сезон. Аэрографию в основном заказывают те, для кого мотоцикл — часть жизни: «Многие постоянно меняют свои байки. Купил — продал. Они аэрографию не делают — незачем. Я работаю с теми, кто не планирует расставаться со своим мотоциклом долгие годы. И конечно, к рисунку мы подходим очень тщательно».

Выбрать подходящий рисунок непросто. Елена рассказала, что чаще всего у клиентов есть некая концепция, но важно все выяснить до мелочей. Поэтому создаются эскизы, большое количество набросков на бумаге. У художника практически одна попытка, или все придется начинать заново. В связи с этим работать нужно без ошибки.

«Многие даже не представляют себе, насколько это сложно. Взять те же малярные работы. Казалось бы — чисто техника, но сколько от нее зависит. Поэтому я всегда работаю только с очень хорошими малярами, несмотря на то, что их услуги недешево обходятся. Многое зависит от поверхности. Она должна быть в идеале — никаких сколов и вмятин. Лак зачищается, и поверхность готовится для аэрографии. А затем рисунок покрывают тремя слоями качественного лака и полируют», — отметила художник.

Делать на байке аэрографию — своего рода риск для владельца. Могут возникнуть проблемы с ГАИ. «На транспортных средствах у нас запрещено делать аэрографию — не пройдешь техосмотр. Изображения могут быть только на транспорте, оформленном на юридическое лицо, и то как реклама. Поэтому каждый ищет выход из ситуации. Стараются подбирать рисунок в той цветовой гамме, в которой выполнен мотоцикл. Я слышала немало историй о том, как рисунок замазывали гуашью, а после техосмотра отмывали. Не знаю, правда это или нет. А вообще, вопрос щекотливый, нужно рассчитывать на удачу», — рассказала Елена.

Мы поинтересовались у нее, почему клиенты часто хотят видеть на своих байках черепа, некую тяжелую символику. «Вот! Очень многие со стороны задаются этим вопросом, думают, что мотоциклисты так только беду могут накликать, — рассмеялась художник. — На самом деле все ровно наоборот. Люди в этих кругах считают такие рисунки своего рода оберегом. Придет к тебе костлявая с косой, увидит, что на байке уже одна такая есть, и уйдет».

Рядом с большими и мощными мотоциклами примостились не такие мощные и меньших размеров модели. «Это такие же спортивные байки, только двигатель у них не такой объемный», — уверил нас продавец. В конце концов, будущим звездам мотоспорта ведь нужно с чего-то начинать, согласились мы и попросили рассказать об этом чуде техники компактных размеров поподробнее.

Разгоняется такой спортивный мотоцикл до 60 км/ч. Кроссовый — до 50 км/ч. А расход топлива — всего 1,2 литра на 100 км.

«Берут для детей, берут для себя взрослые. Такая модель может выдержать человека весом до 100 кг. Катаются по асфальту, на кроссовых хоть по полю можно ехать. У нас в стране это увлечение только начинается, но интересующиеся уже есть. Цена зависит от технических характеристик мотоцикла», — сообщил продавец.

На «Мотовелоэкспо» мы повстречали Алексея Ландреса — известного белорусского велопутешественника на большие расстояния. Алексей планирует поездку в Азию сроком на 1,5 года. «Через Украину, Молдову, Румынию, Болгарию, Турцию я планирую выехать сначала на Кавказ — в Грузию, Армению, — а затем доехать до Южной Кореи и Японии и уже через Китай и постсоветские страны добраться домой. Ориентировочно вернусь зимой 2017 года», — рассказал нам велопутешественник.

С собой Алексей берет просто невообразимую поклажу — все, что может понадобиться в дороге. Тут и палатка, и котелок с газовыми горелками. «В 2013 году я ездил по Европе. И уложился всего в пару сумок. Но тогда я не готовил сам еду, все покупал. В этот раз готовить решил сам — это значительно дешевле», — признался он.

Особое место в поклаже занимает аптечка. Алексей рассказал по секрету, что даже если ей никогда не пользуешься — все равно возить нужно обязательно. «Во-первых, это такой закон. Пока аптечка есть — все в порядке. Как только забыл, она обязательно понадобится. А во-вторых, дорога есть дорога. И никогда не знаешь, что может случиться. В городе еще все можно купить, а если где-то в глуши понадобится помощь?» — пояснил путешественник-велосипедист.

Мы пожелали Алексею Ландресу удачи в его велопоходах и пошли дальше, глазея по сторонам.

Особое внимание к себе притягивают кастомные байки мастерской Виталия Камоцкого. Четыре фантастической красоты железных зверя с сердцем от Harley-Davidson. Волей-неволей возникают ассоциации с телевизионными программами о создании таких мотоциклов. Виталий лишь отмахивается от таких сравнений. «На практике создание такого байка гораздо сложнее. Берется двигатель от „Харлея“, а все остальное, как правило, делается вручную, вплоть до колес. Есть заказ — значит, будет мотоцикл. Каждый раз это индивидуальный проект, который предусматривает большой объем работы. Создание одного мотоцикла занимает около года. За 10 дней байк не соберешь, в телевизоре этот процесс очень сжато показывают», — пояснил нам собеседник.

Виталий Камоцкий не раз участвовал в различных выставках, занимал там высокие места, но в последнее время особо этим не горит. «Зачем? Практика показала, что пользы от этого мало», — признался он.

Мы также задали ему вопрос о госрегистрации и техосмотре таких мотоциклов в Беларуси. Виталий подтвердил: проблемы есть. «У нас это сложно. Практически никто не берет на себя ответственность допустить к движению самодельные транспортные средства, хотя по качеству они часто превосходят заводские. Да, в США или Европе с этим проще. Даже в России одной мастерской удалось зарегистрировать свою модель», — отметил мастер.

Для чего же покупают такие мотоциклы, если на них, по сути, запрещено ездить? «Для кого-то это игрушка. Где-то он на ней прокатится. Или будет стоять в гараже либо где-то в коттедже, украшать интерьер. Кто-то даже не слишком заботится об уходе за этими байками. А уход им нужен. Много блеска — значит, много полироли. Попал на таком мотоцикле под дождь — все, целый день его будешь чистить, мыть, полировать», — пояснил Виталий. Но его мастерская работает не только на Беларусь. Есть заказы из России.

В рамках выставки проходят мастер-классы по боди-арту. Каждый желающий мог попробовать себя в роли холста.

Также сегодня на площадке перед входом во Дворец спорта прошли соревнования по скоростному велотриалу. Спортсмены соревновались на полосе препятствий протяженностью около 100 метров.

«Мотовелоэкспо-2015» продлится по 11 апреля. Еще не поздно прийти и все увидеть своими глазами!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by