В городе Глубокое Витебской области в июле прошлого года случилось ДТП. Поздно ночью водитель Volvo S60 на плохо освещенной улице наехал на выпирающий не менее чем на 10 см люк. ГАИ выписала водителю штраф за наезд на препятствие. Для автомобиля последствия этого наезда оказались более чем серьезными: поврежденная подвеска, сломанные крепления двигателя, трещина в коробке передач, разбитое лобовое стекло. Однако владелец машины дошел до суда и даже выиграл дело против местного ЖКХ. Ему выплатили более 50 млн рублей. Что было самым трудным в судебной тяжбе и как добиться справедливости, владелец Volvo рассказал корреспонденту Onliner.by.
Мужчину зовут Ярослав, однако в день аварии за рулем Volvo находился не он, а его сын. «Центр города Глубокое в тот день был перекрыт в связи с праздником, — вспоминает Ярослав. — Транспортные потоки пустили по другим дорогам через окраины. Была уже ночь, к тому же освещение на улице было никудышное. Асфальт там сняли, планировали положить новый, но ремонт, как это часто бывает, затянулся. Посреди дороги так и торчали люки — никому до них дела не было. В итоге люди так и ездили долгое время».
Вдоль обочины справа были припаркованы другие автомобили. Водитель Volvo пошел на обгон машины впереди себя, взял левее и наехал на люк, значительно выступавший на фоне дорожного полотна. «При мне делали замер — он выступал на 12 см. В итоге записали 10 см. Сыну выписали штраф — 75 тыс. за наезд на препятствие. Он согласился и заплатил. Хотя позднее нам пришлось об этом пожалеть», — рассказал Ярослав.
Знакомые ему говорили: не суйся. Не вы первые, не вы последние «подрываетесь на этом люке». Другие махали руками, но Ярослав решил судиться. Трудности появились с самого начала. Трудно было даже выяснить, на чьем балансе находится этот люк. «ЖКХ от него отмахивалось, мол, люк устанавливали местные жители, только они и имеют к нему отношение. Но люк находится на дороге, за которую отвечает ЖКХ», — отметил собеседник.
Ярослав отдал машину на независимую экспертизу. Отдельно он написал заявление в ЖКХ, чтобы они прислали на нее своих представителей. По его словам, те отнекивались, но человека прислали. На экспертизе оценили ущерб — вышло порядка 70 млн. В результате аварии треснула коробка передач, поломались крепления двигателя, оказалась повреждена подвеска, сработали подушки безопасности и разбилось лобовое стекло.
Ярослав подал иск в суд. В совокупности судебные разбирательства для него длились порядка 10 месяцев. «Вызывали свидетелей: и местных жителей, и ГАИ. Долго выясняли, чья это дорога, кто ее обслуживает. В какой-то момент все это — постоянные повестки, необходимость отпрашиваться с работы — почти меня доконали. Но все закончилось хорошо. Суд вынес постановление о выплате мне более 50 млн рублей в качестве компенсации ущерба», — рассказал Ярослав.
Первоначально Ярослав подавал исковое заявление на сумму порядка 70 млн. «Мы не настаивали на следственном эксперименте — мог ли сын среагировать вовремя, избежать наезда на люк. Штраф-то он уплатил, а значит, согласился со своей виной. На это упирал ответчик. Суд это во внимание принял и снизил сумму иска», — добавил собеседник.
Такое решение опротестовала глубокская прокуратура. Кассация рассматривалась Витебским областным судом, и он оставил решение районного суда в силе. Таким образом, можно сказать, что Ярослав выиграл этот суд дважды.
Да, он не получил сумму в том объеме, на который рассчитывал первоначально. Да, за время судебных тяжб эту сумму значительно «съела» инфляция. Но Ярослав все равно очень доволен. «Наверное, я был бы рад, даже если бы мне не выплатили никаких денег, а просто признали бы, что я прав. Все-таки это действительно очень тяжело, в какой-то момент я даже жалел, что во все это ввязался. Но в конечном итоге мы все преодолели», — сказал мужчина.