За правами в Америку: минчанин завалил экзамен в родной ГАИ, а водителем стал уже в Калифорнии

 
30 апреля 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович
Автор: Виталий Петрович

Переезд — это всегда сильное потрясение, которое, однако, часто открывает новые возможности, позволяет взглянуть на вещи под иным углом. А переезд на другой конец Земли — это практически целая жизнь, начавшаяся заново. Наш соотечественник, читатель Onliner.by по имени Виталий, переехал в США. Американская компания предложила ему работу. Напоследок минчанин захотел сдать на права, получить водительское удостоверение белорусского образца. Но попытка провалилась, и доводить затеянное до конца пришлось уже за океаном. О чем спрашивают на экзамене в американской «ГАИ», почему в Америке не рекомендуется «висеть на хвосте» у другого водителя и в какую сумму обойдется страховка для нарушителя ПДД из-под Сан-Франциско, читайте в нашем материале.

Предисловие

— Я давно хотел получить водительское удостоверение, но как-то руки не доходили. Да и надобности особой не возникало. Превосходный общественный транспорт в Беларуси и вполне нормальные цены на проезд заставляли оставить всякое желание садиться за руль. Все устраивало, и все было хорошо.

Но потом раз за разом стали возникать ситуации, в которых без автомобиля не то чтобы никак, но ощутимо сложнее. К тому же меня пригласили на работу в США. До отъезда оставалось четыре месяца, и я попытался успеть получить заветное удостоверение.

Трудности сопутствовали во всем: от выбора автошколы с удобным графиком до итоговых экзаменов. Подробнее об этом писать нет смысла — многие могут себе представить, с чем именно сталкивается курсант автошколы в Беларуси. Я не сдал экзамен в ГАИ дважды. Времени не осталось, и я уехал в США. Работать и жить.

Safety first

Наш герой переехал в город Редвуд Сити неподалеку от Сан-Франциско. Водительского удостоверения у него не было, что как-то не вязалось со здешним ритмом и образом жизни. Поэтому получение прав стало одной из приоритетных задач.

— Здесь, чтобы водить автомобиль, необходимо получить разрешение (permit). Сделать это, в принципе, несложно: нужно сдать письменный тест в DMV (department of motor vehicles, местная ГАИ). Причем первое время ездить можно только при условии, что на пассажирском сиденье находится другой водитель (его опыт не важен, главное, чтобы у него было соответствующее удостоверение).

После получения permit сдается практика (behind the wheel). Если сдал — нет проблем, тебе выдают temporary driver's license. Это временное удостоверение, которое действительно в течение 90 дней. А за 60 дней по почте придет и постоянное удостоверение — карточка driver's license. Кстати, она же в США служит удостоверением личности.

Вообще, DMV в США выполняет больше функций, чем ГАИ в Беларуси. К примеру, здесь можно зарегистрироваться для голосования по месту жительства, а также получить «карточку калифорнийца» (в сущности обыкновенное удостоверение личности в пределах США).

Однако вернемся к сдаче на права. Чтобы сдать тест, нужно предварительно записаться. Очередь зависит от места сдачи. К примеру, в Сан-Франциско она может занимать и месяц, и два. Это связано с тем, что правительство разрешило нелегалам получать водительское удостоверение. И они все, конечно же, поспешили за правами.

Есть и другой вариант — прийти и попытаться сдать тесты в порядке живой очереди. Но тут свои трудности. Снаружи — всегда много людей. Это те, кто по какой-то причине не хочет ждать предварительной записи. В живой очереди можно простоять и три часа, а можно проскочить за 30 минут — не угадаешь. Все зависит от того, кто стоит перед тобой.

Сам тест — на планшете. Всего 50 вопросов. Ответить нужно за час. При этом ошибки разрешается исправлять. Инспектор даже может помочь, объяснить, в чем ты ошибся. По итогам теста допускается максимум шесть неверных ответов (если получаете удостоверение впервые, как в моем случае) либо три (если удостоверение выдается взамен лицензии другого штата).

Вопросы к тесту общедоступны, их можно взять здесь. Большинство касается безопасности, культуры вождения, базовых правил. Среди них немало действительно интересных. Мне запомнился такой: «Tailgating other drivers (driving too close to their rear bumper) -> Can frustrate other drivers and make them angry» («Висеть на хвосте нехорошо, потому что это напрягает и злит других водителей»).

К тому же все вопросы действительно имеют практическое значение. Они подробно разжеваны в книжечке, которую можно взять совершенно бесплатно в DMV или скачать здесь.

К тесту я готовился заранее еще в Беларуси. Прочел книжечку, потыкал тесты в интернете. Никаких специальных курсов я не проходил. И сдал письменный экзамен с первого раза, совершив три ошибки (точно запомнил, что завалил вопрос о том, кого должны уведомить в случае коллизии — DMV, страховую или полицию. Другие ошибки не помню, но тоже что-то по мелочи).

После получения permit сдавать практический тест можно хоть в этот же день. Но здесь свои нюансы.

DMV wants you to pass

— Со сдачей behind the wheel все гораздо сложнее. Запись только онлайн, очередь — та же. Walk-ins (прийти и сдать в порядке живой очереди) не допускается. Но можно периодически заходить на сайт — иногда появляются «горящие» даты, например с сегодня на послезавтра. Мне с этим регулярно везло.

Загодя я взял два частных урока у местных китайцев (как оказалось, один из них — владелец местной автошколы). Обошлись эти уроки в $70 за два часа. Кстати, приемлемая цена на фоне русских, которые просят $120 за час. Американцы не занимаются этим, потому что 100% из них уже с 16 лет ездят на машинах родителей и делать подобный бизнес им и в голову не приходит — хватает других вариантов, более доходных.

Во время этих частных занятий мне объясняли, что нужно ездить аккуратно, никого не цеплять, держать полосу, поворачивать плавно, не хватаясь за руль. Все очень адекватно и понятно. Ни о каких «площадках» здесь не знают. А зачем? Парковки очень удобные и размечены для людей.

Хочу отметить, что с одним из китайцев (другой, к сожалению, уехал на родину по делам) заниматься было сложно. Он практически не понимал английский, при этом брал те же деньги. И просто катал меня по дорогам. К тому же требовал $50 за страховку машины (единовременно). При предоставлении автомобиля для сдачи теста ему нужно было платить по $35 в час за простой в очереди. А ждать можно и три часа, даже имея запись на определенное время.

Сдача экзамена допускается на любой машине, которая безопасна для движения. Работает свет, повороты, тормоза, мигалки-моргалки, ремни безопасности, обдув стекол. Во время экзамена также проверяют умение подавать необходимые сигналы рукой. Практиковаться и сдавать можно на абсолютно любом автомобиле. Никого не интересует трансмиссия. Главное, чтобы ехать было безопасно.

Тест состоит из езды по дороге. Просят перестроиться левее, правее, повернуть, развернуться, припарковаться, сдать назад, поехать дальше, приехать на базу и припарковаться. Проверяют, насколько безопасно человек ездит, как ориентируется на дороге, не выехал ли за стоп-линию, пропустил ли пешехода, не мешает ли другим, как держит полосу, показывает ли сигналы. На все про все — 20 минут.

Действует принцип: DMV wants you to pass — они реально хотят, чтобы ты сдал. Никому не интересно возиться с пересдающими и создавать очереди на сдачу. Гораздо выгоднее наказывать серьезных нарушителей и брать деньги за другие, более дорогие услуги типа топлива, регистрации автомобиля и т. д.

Но свой первый тест я благополучно завалил. Просто не хватило опыта на дороге. Опыт — это время, а время — это деньги.

На помощь пришел мой босс. Он рассказал, что нужно ехать на одной скорости с потоком, объяснил, как нужно перестраиваться (добавить скорости, а не тормозить, смотреть в зеркала, выбирать полосу заранее и прочее). С боссом мы ездили две недели. Каждый день по часу — обедать или по делам. И это принесло ожидаемый результат — ни один мастер по вождению не расскажет того, что расскажет опытный водитель. Со второй попытки я сдал тест.

Но и после этого я по рекомендации босса буду ездить с ним какое-то время — набираться опыта.

Цены

— Удовольствие получить водительское удостоверение в США стоит $33. За вторую и третью попытку нужно доплатить $7. Если не сдали с третьей попытки — повторяем все заново (тест, permit...). Приезжаете на чьей угодно машине (справа — водитель!) и сдаете.

В Беларуси получение документа мне бы стоило порядка $43 плюс аренда учебного автомобиля ($8 за площадку и $8 за «город»). Пересдача — примерно $10 плюс оплата машины (можно же только на специально оборудованной!).

Страховка

— И автомобиль, и водитель обязательно должны быть застрахованы. Отсутствие любого из элементов автоматически лишает права ехать.

Со страховкой в США все просто: чем больше стаж — тем она дешевле. Чем больше покрытие в случае инцидента — тем она дороже. Чем больше tickets насобирали — тем дороже. Ticket — это тот же штраф.

Любой инцидент за рулем автоматически увеличивает ценник на страховку. В два раза. В итоге стоимость может доходить до $600 в месяц за «базовый пакет». Для тех, кто ездит безопасно, это удовольствие обходится значительно дешевле.

Еще существует понятие deductible (в случае инцидента нужно выплатить именно эту сумму, а оставшуюся часть покрывает страховая). Больше deductible — дешевле страховка.

Примеры:

1. Неопытный водитель, как я: $1000 deductible, $100 000 покрытие вреда здоровью каждой персоне, которая нуждается в помощи или лечении, полное покрытие расходов на ремонт или новую машину. Цена: $200 в месяц.

2. Водительский стаж не менее пяти лет: $500 deductible, $100 000 покрытие вреда здоровью каждой персоне, которая нуждается в помощи или лечении, полное покрытие расходов на ремонт или новую машину. Цена: $50 в месяц.

3. Водительский стаж не менее пяти лет, но есть три tickets: $1000 deductible, $100 000 покрытие вреда здоровью каждой персоне, которая нуждается в помощи или лечении, полное покрытие расходов на ремонт или новую машину. Цена: $400 в месяц.

У каждого страховщика свои формулы и расчеты. Все можно сделать онлайн. Каждый раз они просят телефон. И обязательно перезвонят, даже если их не просить. На самом деле это даже раздражает... (борются за каждого клиента, здесь это бизнес).

Top Secret

Недавно наш герой получил temporary driver's license. И буквально на днях купил свой первый автомобиль — Honda Civic Hybrid.

— Решил не усложнять жизнь и взял новую с полной гарантией. Застраховал себя с ней по максимуму. Я очень надеюсь и желаю, чтобы она помогала комфортно и безопасно передвигаться и прослужила мне долго-долго.

Моя новая машина обошлась мне в $30 000 с учетом гарантии, налогов, регистрации и процентов по кредиту. Так сказать, полная цена. Процент по кредиту — 3,80% в год. Все зависит от конкретного клиента, автодилера. Надо также заплатить $2000 в качестве первого взноса. Проценты — по факту пользования деньгами: быстрее выплата — меньше сумма. Никаких штрафов или скрытых комиссий.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by