ЗИС. Rolls. Май. На каких автомобилях ездили вожди пролетариата?

 
03 мая 2015 в 10:43
Источник: Яра Горина. Фото: открытые источники
Источник: Яра Горина. Фото: открытые источники

Начало мая для многих ассоциируется с походами на демонстрации, митинги, военные парады и лишними выходными. Так уж вышло, что наш трудолюбивый народ из года в год любит «выражать солидарность с революционной борьбой». Несмотря на все кажущиеся очевидными минусы «загнивающего Запада», вожди советского пролетариата не отказывались прокатиться на машинах зарубежного производства (но и не пренебрегали отечественными). Onliner.by решил вспомнить, какими моделями в разное время владели генсеки ЦК КПСС.

Как учили пионеров, дедушку Ленина нужно любить, как родную мать, однако угонщики начала прошлого века об этом не знали. Наверняка «капиталистические гадины» нашли бы в отношениях вождя с автомобилями справедливое возмездие. А начались неприятности Ильича с того, что его сбил Rolls-Royce Silver Ghost. В то время Ульянов был в эмиграции, проживал в пригороде Парижа и был ярым любителем велосипедов. Он возвращался с аэропланного шоу и попал под колеса шикарного автомобиля местного аристократа. Известно, что Ленину удалось получить солидную компенсацию за полученные травмы, которой с лихвой хватило на новый велосипед. Единственным удачным автомобилем вождя оказался броневик Austin, с крыши которого он и произнес свои знаменитые апрельские тезисы.

Наверное, счастливым автомобиль оказался потому, что Ленин на нем не ездил. В годы первой мировой войны Россия закупала броневики в Великобритании. Но для военных нужд их пришлось модернизировать. Именно такой «тюнингованный» броневик достался вождю. На Путиловском заводе ему сделали фактически новый корпус с усиленной броней толщиной 8 мм (против 5 мм у оригинала), поставили гусматиковые шины, которые при повреждениях заполнялись самозатягивающейся массой. Также установили два пулемета «Максим», прятавшиеся в двух вращающихся башнях с бронированными щитками. При весе более 5 т броневик мог разгоняться до 60 км/ч. Ко всему прочему в машине было двойное рулевое управление (с двух концов), что делало ее более мобильной, а также четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. «Остин-Путиловец», прозванный «Врагом капитала», выставлен сейчас в вестибюле Военно-исторического музея.

Уже в роли лидера страны Владимир Ильич стал владельцем шикарного французского автомобиля ручной сборки Turcat-Mery 28 с закрытым кузовом, сделанным под заказ, и 50-сильным четырехцилиндровым мотором. У кого большевики изъяли это авто — загадка. В царских гаражах таких дорогих машин попросту не было. Правда, наслаждался роскошью Ленин совсем недолго. Автомобиль вскоре угнали прямо со двора Смольного. Расследованием этого дела занимались лучшие умы ЧК и даже подозревали эсеров, но позже автомобиль был найден на финской границе, а угонщиками оказались обычные контрабандисты.

Поскольку отбирать эксклюзивы было уже особо не у кого, из гаража Романовых Ильичу предоставили очередной шедевр французских автоинженеров — Delaunay Belleville 45. Но спустя всего пару дней на Ленина совершили покушение. Лимузин не поддавался ремонту, но вождю настолько понравилось царское авто, что соратники подыскали ему на замену новенький Delaunay Belleville 45. Но и тут радость оказалось недолгой: через год бандиты остановили машину, выкинули оттуда Ленина и скрылись — не признали вождя пролетариата.

Так Ленин пересел на «роллс-ройсы». Как ни странно, он выбрал именно ту марку, от которой пострадал в эмиграции — Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска, опять же из царских запасов. Это был очень статусный автомобиль, и для него было принято нанимать шофера. «Серебряный призрак» представлял собой чудо инженерной мысли тех лет и до сих пор считается одной из лучших машин в истории автомобилестроения, а заодно является и самым дорогим. Покатавшись (и пережив парочку покушений) на Rolls-Royce Silver Ghost с бесшумным шестицилиндровым двигателем, вождь повелел провести переговоры о закупках таких машин в Манчестере. Чуть позже у Ленина появился еще один «Серебряный призрак», но уже «тюнингованный» на Путиловском заводе. Rolls-Royce оснастили гусеничным приводом, а передние колеса заменили лыжами. Эти первые и последние «автосани-роллс-ройс» привезли из Горок известие о смерти вождя пролетариата.

Первый генсек — Иосиф Сталин — был любителем быстрой езды. Его не слишком устраивал доставшийся в наследство 30-сильный Vauxhall 1914 года, принадлежавший матери последнего императора, поэтому, как только представилась возможность, он пересел на более мощного «американца» — 12-цилиндровый Packard Twin Six. Машина, способная разгоняться до 130 км/ч, восхитила Сталина, и он в те времена частенько носился на Packard с откидным верхом по дорогам Подмосковья. Но его предшественник успел закупить 73 Rolls-Royce Silver Ghost для правительственных чиновников, и будущему генсеку не оставалось ничего другого, кроме как следовать партийным трендам.

Но уже на посту генсека он распорядился закупить партию американских авто (Lincoln, Cadillaс, Buick), а сам пересел на полюбившийся Packard. Менее мощный, но более современный: 8-цилиндровый Packard 533 имел хромированные бамперы и дисковые колеса. Позже советское правительство закупило новые модели этой марки. Сталин стал ездить на Packard Twelve с откидным кузовом и 160-сильным мотором. Известно, что его шофером в то время часто был его сын Василий, который уже в 12 лет научился управлять машиной. Через два года «отец народов» стал ездить на бронированном лимузине Packard Twelve, более новой, 14-й серии. Эту машину с 4-ступенчатой коробкой передач Сталину подарил Рузвельт, зная о страсти вождя к марке. Только одно не устроило Иосифа Виссарионовича — цвет. Машина в срочном порядке была перекрашена из свадебного белого в «правительственный» черный.

Конечно, наслаждаясь чудесами «загнивающей капиталистической промышленности», вождь не мог позволить отставать отечественному автопрому. Так, спустя год на суд товарища Джугашвили представили партию первых лимузинов ЗИС-101, но вождь остался недоволен и передарил машину дочке. Только после войны был создан советский лимузин, удовлетворивший запросы Иосифа Виссарионовича. Бронированный 162-сильный ЗИС-115 был способен гарантированно защитить генсека от пулеметных пуль и даже осколков гранат и мин. С тех пор Сталин с разной периодичностью ездил на обоих бронированных лимузинах.

Никита Хрущев засматривался в США не только на кукурузные поля, но и на шедевры американского автопрома. Сам он продолжал какое-то время кататься на ЗИС-115, но всячески подгонял советских машиностроителей «переплевывать» капиталистов. Хрущев был настолько бесстрашен и открыт для народа, что из его гаражей бронированные автомобили исчезли вовсе. На смену им пришли кабриолеты: ЗИЛ-111 возил Хрущева на работу, а для почетных гостей был припасен ЗИЛ-111В.

Первый секретарь ЦК частенько привозил из заграничных поездок новые авто, некоторые покупал, многие ему дарили. Но Хрущев поддерживал лишь отечественного производителя. Как раз тогда появились знаменитые «Чайки». А импортные машины он использовал для подарков (видимо, в места, где торгуют магнитами, вождя не водили).

Пожалуй, больше поцелуев Леонид Брежнев любил только автомобили, и в своей любви он превзошел всех своих предшественников. К концу жизни дорогой Леонид Ильич успел насобирать более полусотни машин (по некоторым источникам, моделей было 324). Его страсть к авто способствовала появлению полноприводной «Волги», на которой он ездил на охоту, но рабочим авто оставался ЗИЛ-114 — с двумя независимыми электросистемами и резервными тормозами. Экстерьер рабочей машины вождя часто обновлялся и в конце концов обновился до реанимобиля.

Самыми примечательными моделями в коллекции Брежнева был подаренный итальянской компартией четырехдверный седан Maserati Quattroporte 1968 года выпуска мощностью 290 л. с., способный развивать до 230 км/ч. Также Леонид Ильич владел уникальным «шестисотым» Mercedes Pullman с шестью дверями. Их изготовили всего в двух экземплярах, второй был подарен японскому императору. После выставки Mercedes в Москве у второго Ильича появился еще один Mercedes 350 SE, способный легко разгоняться до 205 км/ч. Руководство компании, конечно, подарило генсеку понравившуюся машину. Этот голубой Mercedes Брежнев водил исключительно сам. Позже американский президент Никсон презентовал Брежневу Cadillac Eldorado, примечательный тем, что его изготовили по спецзаказу в течение трех дней.

Юрий Андропов, как и Константин Черненко, не успел прославиться как автолюбитель. Для него лишь провели обновление брежневского ЗИЛ-114, который превратился в ЗИЛ-41045. Для Горбачева пролетариат тоже не стал «изобретать велосипед». Последний генсек ездил на очередном рестайлинговом ЗИЛ-41047, после чего эта машина досталась Ельцину. А с Борисом Николаевичем началась уже совсем другая история.

Читайте также:

Китайские FAW сменят кабриолеты ГАЗ на параде 9 мая

Китайские FAW впервые выехали на улицы Минска во время репетиции парада 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by