На кольцевой каждый день происходит около 300 инцидентов! Какой быть МКАД 3.0?

 
04 мая 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Минская кольцевая остается самой парадоксальной дорогой в Беларуси. С одной стороны, благодаря проведенной в 2002-м реконструкции каждый год экономится до 100 миллионов долларов! Это «непрямые» расходы: снижение временных потерь, а также количества вредных выбросов (минчане просто стали меньше болеть, т. к. поток перетянули на границу города). С другой — дорога остается одной из самых «дырявых», и положение только ухудшается: больше выездов и карманов только на кольцевых Москвы и Бухареста. Сейчас город вплотную подобрался к решению одной из самых актуальных проблем — переводу МКАД в разряд «умных». Но внедрять гаджеты ради гаджетов никто не планирует, будет применяться особый принцип. Какой?

— В каком-то смысле МКАД была недооценена, хотя ее значение вообще-то сложно преуменьшить, — считает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — По нашим данным, каждая пятая поездка в городе приходится именно на кольцевую дорогу. Объем движения в год — 22 миллиона автомобилей (разумеется, машины могут быть одними и теми же), за это время они проезжают 1,25 миллиарда автомобиле-километров. Для сравнения: это как пролететь 1600 раз от Земли до Луны и обратно.

Обычно автомобилисты лишь слегка «касаются» МКАД. Никто полный круг, разумеется, не проезжает. Есть три наиболее распространенные модели поведения водителей. Первая — кольцевую используют как пригородную дорогу: машина движется, например, по трассе М2, потом выезжает на МКАД, затем на витебскую трассу. Вторая — человек ехал извне, а потом через кольцо попал в нужную часть города. Третья — по МКАД пролегают городские маршруты.

— Эти сведения нам дали понимание, что водитель движется по кольцевой дороге в среднем 8—9 километров, — обращают внимание эксперты. — То есть у нас есть максимум 5—6 минут, чтобы предупредить происшествие.

В отличие от обычных минских улиц, здесь стабильно регистрируются два пика интенсивности — в 8—9 часов и в 17—18. Примерно в это же время можно ожидать всплеска инцидентов.

Именно в часы пик часто происходят ДТП и различные нештатные ситуации. Всего в год регистрируется около 2 тысяч аварий! По количеству погибших на 1 миллиард автомобиле-километров мы внизу списка — 8,5. Для сравнения: у хороших магистралей этот параметр составляет до двух.

Инцидентов же гораздо больше — около 100 тысяч ежегодно. Эти данные получены из результатов пилотного проекта на МКАД в районе Партизанского проспекта. Там был применен целый ряд интеллектуальных устройств: видеокамера, автоматически фиксирующая инциденты, Bluetooth-детекторы (около 10—15% автомобилей в Минске оснащены такими технологиями), радары и видеодетекторы, определяющие интенсивность, плотность и скорость потока. Применялись технологии GPS-трекинга для «плавающих в потоке» машин с извлечением целого перечня очень важных характеристик. Ведь инцидент можно обнаружить непосредственно, а можно — косвенно. Например, если скорость потока падает по сравнению с обычной, это уже инцидент. Значит, что-то произошло, водители вынуждены были притормозить. В случаях, когда скорость становилась ниже 50 км/ч, случалось что-то еще более серьезное.

Все инциденты, которые происходят на МКАД, были классифицированы: остановка транспортного средства, появление пешехода, некое событие (дорожные работы), транспортные перегрузки, отличие в режиме движения (трактор в крайней правой полосе), изменение погоды. Также определены 33 типа ситуаций, которые являются последствиями инцидента.

После реконструкции 2002 года пропускная способность кольцевой дороги резко выросла — с 50 до 130 тысяч автомобилей в сутки. Но сейчас она постепенно снижается, а интенсивность, наоборот, повышается. Мы подобрались к критичному показателю загрузки в 60%. Это приведет к еще большему числу заторов, инцидентов и ДТП.

— Нужно констатировать, что с МКАД мы справляемся не так хорошо, как с городскими улицами, — признает Юрий Важник. — Да, на кольцевой дороге «спящий полицейский» не положишь. Конечно, этого и не надо. Во время исследования мы выяснили, что после установки знаков «100» на отдельных участках средняя скорость не увеличилась: люди как ездили, так и ездят. Просто штрафов стало меньше. Благодаря этому решению водители автоматически перешли из разряда нарушителей в число законопослушных.

Вся особенность минской кольцевой дороги обусловлена ее параметрами, которые были заложены при реконструкции 2002 года и продолжают закладываться сейчас. Например, наша МКАД — одна из самых «тесных», расположена слишком близко к городу. Это и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, люди используют только одну дорогу, чтобы добраться до нужной точки (а могли бы как минимум две). С другой стороны, это негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках. Чем плотнее город обступает МКАД, тем больше развязок (которые у нас к тому же выполнены в форме клеверного листа), а это плохо сказывается на качестве магистрального движения.

Большое число выездов — это огромная проблема для кольцевой. Каждая заправка, гаражный кооператив, предприятие стремятся выезжать напрямую на МКАД. Это уже погубило московское кольцо: большое количество торговых центров строили выезды и тем самым «дырявили» дорогу. У нас ситуация близка к критической: «дырка» в среднем через каждые 1,3 километра. Хуже только в Бухаресте, где примыкания встречаются через каждые 300 метров.

Самое интересное, что во многих развитых в транспортном отношении городах кольцевых нет вообще (например, в Варшаве, Стокгольме, Гамбурге, Вене и других). В Париже кольцо заменяет система хорд, потому что это удобнее. А в Лондоне такая дорога находится на значительном отдалении от города.

Как бы то ни было, мы имеем насыщенную разного рода инцидентами магистраль. Самое сложное — прогнозировать и оценивать их. Например, нужно ли перекрывать МКАД, если там движется трактор? Вряд ли. А вот когда фура перекроет три полосы, то поток принудительно необходимо перенаправлять в город.

— Мы стали искать, как детектируют инциденты за рубежом, в развитых странах, — продолжает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте. — Но оказалось, что там зачастую нет особой надобности внедрять системы контроля инцидентов со сложной технологией прогнозирования и оценки ситуаций, поскольку многие конфликтные ситуации решены строительными методами еще на уровне проекта. Минская кольцевая в своем роде особенная дорога, потому и требует ряда уникальных технологий.

Выделены три принципиальных блока способов влияния на ситуацию: информационный, управленческий и контролирующий. С первым все ясно: это мягкий вариант. Предупреждения о проводимых работах, изменении режима движения («Впереди — затор!»), ограничении маневра и т. д. выводятся на световые табло, передаются в эфир (через бортовые системы автомобиля) или появляются в специальном приложении смартфона.

Во время управления не просто формулируют проблему, а проводят некое действие. Должна быть реакция неких ресурсов. На данном этапе даже не важно, будет ли это ГАИ, эвакуаторщик или какая-то отдельная служба по МКАД. Задача — инцидент должен быть оперативно ликвидирован. Иначе мелкое ДТП, участники которого ждут инспектора, спровоцирует более серьезную аварию. Сколько раз так было!

Сюда же относится устранение инфраструктурных причин. Например, на внутренней стороне кольцевой дороги (на выезде с Партизанского проспекта) посередине разгонной полосы находится автобусная остановка. Это фактор аварийности и причина инцидента, которая должна быть устранена.

Традиционные способы применяются в рамках контроля: ограничение скорости, пресечение асоциальных действий водителей, борьба с остановкой/стоянкой и т. д.

— Внедрение интеллектуальной транспортной системы возможно только через осмысление истории и развития нашей МКАД. На данный момент есть три пути: еще строить, управлять спросом (сделав, например, ее платной в часы пик) или насытить технологиями. Истина, конечно, в комбинации таких подходов, — подытоживает Юрий Важник. — Сейчас наши усилия направлены на формулировку рабочей концепции. Интересно мнение пользователей Onliner.by. Какой они видят МКАД 3.0? Высказывайтесь, пожалуйста, в комментариях.

Последние новости по теме:

На МКАД у Renault Clio открывшийся на ходу капот разбил лобовое стекло. Водители следом не успели среагировать и столкнулись

«Паровозик» на МКАД привел к серьезному затору в вечерний час пик

На МКАД Lifan врезался в машину дорожников. Пострадал водитель

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by