Вождение автомобиля — это диагноз! Заядлым автомобилистам грозит гипертония, простатит и лишний вес

 
12 мая 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Огромное число белорусов сейчас передвигается на автомобилях. Скорость перемещения и расстояния постоянно увеличиваются. Но при этом люди все меньше и меньше ходят пешком. В лучшем случае это путь от машины до порога подъезда/офиса. Медики бьют тревогу: заядлые автомобилисты к 40—50 годам могут превратиться в обрюзгших, страдающих одышкой и болями в позвоночнике глубоко больных людей. Onliner.by обратился в Белорусскую медицинскую академию последипломного образования: чем чревато долгое сидение за рулем?

Гипертония, сбои сердечного ритма, инфаркты

— Необходимость принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время, ответственный характер решений, связанных с риском попадания в дорожно-транспортные происшествия, влекут за собой большое нервно-психическое напряжение, — замечает доцент кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО Евгений Зятиков. — А этот высокий уровень нервно-психической напряженности провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Могут развиться гипертония, сбои сердечного ритма, инфаркты.

Медики обращают внимание: во время управления автомобилем водитель располагается на сиденье конкретной конструкции, в вынужденной позе, ограниченной объемом кабины и особенностями обзорности. Длительное нахождение в сидячей позе и связанное с ней ограничение двигательной активности приводит к целому ряду физиологических сдвигов в организме, вызывает специфическое утомление автомобилиста и может способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний. Чем опасен сидячий образ жизни, в особенности для мужчин, и как уберечь себя от болезни?

Лишний вес? Нет, не замечал...

— Уже давно замечено, что у водителей гораздо чаще наблюдаются проблемы с лишним весом, — продолжает Евгений Зятиков. — Езда на автомобиле создает определенный комфорт в жизни — экономит время, избавляет от необходимости пользоваться общественным транспортом. Но для здоровья ведь гораздо полезнее ходить пешком. С покупкой машины человек не задумывается о снижении физических нагрузок, что и приводит к появлению первых признаков лишнего веса. Он не сможет помешать управлению автомобилем, но спровоцирует появление многих сердечно-сосудистых заболеваний. Некоторые из них не совместимы с вождением машины. Отсутствие физической нагрузки способствует ослаблению и атрофии сердечной мышцы, что также приводит к различным сердечно-сосудистым заболеваниям.

Для профилактики лишнего веса гигиенисты рекомендуют соблюдать элементарные правила. Во-первых, по возможности отказаться от пользования автомобилем или садиться за руль, когда это действительно необходимо. Во-вторых, давать организму регулярные физические нагрузки. В-третьих, правильно питаться: отказ от жирной пищи, ограничение сладостей и мучного, по возможности — максимальное употребление свежих овощей и фруктов. В-четвертых, ежедневно бывать на свежем воздухе.

Вибрация бьет по позвоночнику

Долгое сидение за рулем автомобиля становится причиной приобретения водителем специфических заболеваний. Когда ежедневно по несколько часов человек находится в одной и той же позе, это нарушает нормальную циркуляцию крови в органах малого таза, что ведет к значительному росту нагрузок на позвоночник, рассказывают медики.

Отсюда и заболевания — радикулит, остеохондрозы. Дополняет их развитие и вибрация, воздействующая на позвоночник при движении машины. Затяжное течение этих заболеваний, как правило, приводит к инвалидности и невозможности дальнейшего управления автомобилем.

— А наличие сквозняков, постоянная работа кондиционеров приводят к воспалению мышц груди и шеи (миозит), — говорит о следующей опасности доцент кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО. — Геморрой и простатит — заболевания, связанные с нарушением кровообращения в органах малого таза и печени из-за недостатка движения. Сидячий образ жизни является одной из основных и самых частых причин возникновения простатита, увеличивает риск развития варикозного расширения вен на ногах, отеков ног, нарушений в репродуктивных органах.

Отсутствие активных движений и неравномерная нагрузка на стопы в процессе управления автомобилем увеличивают риск развития артрита, приводят к появлению хруста в суставах при совершении движений, возникновению отеков и болей в ступнях и суставах пальцев ног, продолжают в БелМАПО.

Самых печальных последствий можно избежать очень просто — достаточно принять за рулем правильную позу, которая снизит риск возникновения определенных заболеваний и, следовательно, связанных с ними болей. Это может быть достигнуто не только за счет правильного выбора водительского кресла, но и благодаря его правильной настройке под конкретного человека. Чтобы обеспечить здоровое положение позвоночника водителя, следует выбирать кресло, спинка которого обязательно повторяет изгиб осевого скелета.

Необходимо отдавать предпочтение креслам, которые имеют подголовники, призванные существенно уменьшить нагрузку на позвоночник и значительно снизить риск получения травм его шейного отдела. Однако снижение нагрузки на осевой скелет достигается только в том случае, если подголовник расположен на определенном уровне. В идеале он должен находиться не ниже и не выше затылка водителя, а ровно на этом уровне.

Водительское сиденье можно всегда отрегулировать так, чтобы человеку было максимально комфортно в нем сидеть и управлять машиной. При регулировании следует учитывать, что спина водителя при посадке должна полностью прилегать к спинке кресла и быть всегда прямой. Руки и ноги должны занимать следующее исходное положение: руки должны быть чуть согнуты в локтях и свободно лежать на руле, ноги — находиться в немного согнутом положении и без проблем доставать до всех педалей. Являясь максимально естественной для тела, эта посадка не позволяет водителю утомляться и обеспечивает максимально возможный уровень обзора. В таком положении управление автомобилем не требует каких-либо дополнительных усилий.

При регулировке кресла необходимо принимать во внимание, что:

— если сиденье расположено чересчур близко к рулевому колесу, то водитель, оказываясь в буквальном смысле слова зажатым между «баранкой» и спинкой кресла, теряет свободу в действиях, т. е. все его движения становятся стесненными, управлять машиной в этом случае заметно сложнее;

— если сиденье излишне сдвинуто назад, то водителю, чтобы нормально управлять автомобилем, поневоле приходится смещаться вперед, вследствие чего появляется стесненность в действиях, устают ноги и спина, сильно сокращается угол обзора, управляемость в этом случае кардинальным образом ухудшается.

Подогрев сидений оставит вас без детей!

Сегодня большинство выпускаемых автомобилей, особенно с кожаными сиденьями, оснащены подогревом передних сидений. Немецкий врач-уролог Херберт Шперлинг, а потом российские ученые подтвердили — подогрев сидений крайне опасен для мужчин. В чем опасность?

— Подогреваемые подушки сидений не только греют ягодицы водителя, но и повышают температуру половых органов, — предупреждает доцент кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО. — Нормальная температура половых органов мужчины — 34—35,5 градуса. Природа ведь не зря так устроила, что мужские половые железы вынесены за пределы тела и находятся в специально «сконструированном» органе, регулирующем их температуру, которая должна быть на 2—2,5 градуса ниже общей температуры тела. Только тогда мужчины могут воспроизводить себе подобных. А когда включается принудительный подогрев сидений, создаются неблагоприятные условия для созревания и дифференцировки половых клеток. Отсюда вывод — пользоваться подогревом стоит как можно реже. Или как минимум почаще выключать его. Лучше нагревать сиденье перед тем, как садиться в него.

* * *

— Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу: для того чтобы минимизировать последствия, вызванные длительным пребыванием за рулем, необходимо придерживаться элементарных правил, — подытоживает Евгений Зятиков. — Первое, на что необходимо обратить внимание, это физическая активность. При возможности делать пешие прогулки и заниматься спортом. Во время длительных поездок следует делать остановки и, если позволяет обстановка, — гимнастические упражнения. Гимнастика поможет держать в здоровой форме весь организм, ведь когда есть кровоток — питание внутренних органов полноценное. Обязательно должны присутствовать следующие упражнения: приседания, сгибания и разгибания рук и ног, круговые движения торса относительно пояса. При условии выполнения этих упражнений наступает активизация кровообращения в малом тазу и риск заболевания отступает.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by