Горшки, блины, столбики. Как неэстетично столица заграждается от машин

 
20 мая 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

В Минске важным мелочам традиционно уделяется слишком мало внимания. А ведь детали создают фон, по ним складывают общее впечатление, судят о городе, их обсуждают в блогах. Самый яркий пример — отношение к так называемой уличной мебели: дорожным ограждениям, парк-барьерам, полусферам. Все эти «аксессуары» городского интерьера должны ограничивать движение автомобилей или действия пешеходов. Но что у них общего и подчиняются ли они некой концепции? Корреспонденты Onliner.by прошли по центру столицы и удивились отсутствию вкуса и разнообразию форм.

Самые популярные ограничители парковки в городе — это бетонные полусферы. За последние несколько лет они получили бешеную популярность исключительно благодаря своей дешевизне. Расскажем историю их возникновения. Во время проектирования парковки одного из крупных гипермаркетов эксперты спросили, а можно ли разделить бетонный шар, который до этого использовался повсеместно. Производитель удивился легкости решения и распилил сферу напополам. Получилась эдакая шайба, или, как ее еще называют, блин. Вдвое дешевле, а суть — та же!

Блины обычно бывают желтые, хотя встречаются и оранжевые, и синие. В минской ахроматической среде, где все как в черно-белом кино, это смотрится, на наш взгляд, не совсем уместно. Да, с одной стороны, полусферы должны быть заметны (хотя парковка на тротуаре в принципе запрещена). Но с другой стороны, они выглядят как уродливые прыщи на нежной коже подростков.

Главная задача шайб — не пустить автомобили на тротуар. Для обычной машины с небольшим клиренсом это серьезная помеха. Того и гляди застрянет в подвеске, потом не выковыряешь.

Хотя иногда с помощью полусфер могут разграничивать потоки. Кстати, на въезде в многоуровневый паркинг на улице Немиге это реализовано неудачно. Причина — избыток места. Можно припарковаться правыми колесами на тротуаре, и еще останется пространство для проезда автомобиля. Этим часто пользуются те, кому нужно «на пять минут».

Здесь же хорошо заметен главный недостаток полусфер. Сдвинуть шайбу — плевое дело. Не потребуется даже рычага в виде клюшки. Можно руками, ногой, а более дерзкие используют для этих целей бампер машины. В результате ряд блинов превратился в обгрызенные сухари.

Но разве этому место в центре города? Где компетентные специалисты, которые следят за эстетикой? Попробуй только разместить нелегальную рекламную конструкцию — вмиг оформят предписание. А здесь раскрошенный кусок бетона — и никому нет дела?

Иногда полусферы закрепляют металлическим штырем. Если кто-то решит сдвинуть, то придется вытягивать вместе с металлическим «отростком». Со стороны это выглядит будто огромный дождевой червяк выполз из норки, да так и застыл.

Заходим вглубь квартала. Здесь ситуация получше. На ул. Революционной, например, установлены небольшие столбики черного цвета. Вкупе с мощеным тротуаром этот кусочек улицы претендует на то, чтобы называться европейским.

Тут же предлагается другое решение. Шарообразные горшки несут одновременно и эстетическую, и ограничивающую функцию. Выглядит вполне прилично и даже создает некий уют на улице. Примечательно, что этим озаботилось кафе, то есть частная организация.

Рядом примостились полусферы. Вот вам фото для сравнения. Правда, режет глаз?

Продолжаем прогулку. На ул. Городской Вал используется еще один вид ограничителей. Раньше здесь была проблема с разворотом троллейбусов и автобусов: из-за припаркованных на углу автомобилей водители не могли выполнить маневр. Решила проблему вот такая металлическая конструкция. Увы, данность такова, что на наших избыточных улицах ограничивает парковку только некий физический барьер. Зато обошлось без вездесущих бетонных полусфер.

Выходим на участок улиц Немига — Богдановича и не перестаем удивляться. На отрезке от Романовской Слободы до Троицкого предместья разнобой. Сначала горшки трех форм, выкрашенные в белый цвет. Кстати, от паркующихся на тротуаре они не очень-то спасают.

Потом столбики, которые мы уже видели на ул. Революционной. Они более эффективные: просто так не сдвинешь.

Затем цветочные конструкции оранжевого цвета. Местами они неровные. А цветы из них словно боятся показаться.

Продолжаем путь уже по ул. Богдановича, в начале которой, прямо напротив собора, установлено старое серое ограждение: две параллельные палки, соединенные двумя перпендикулярными перемычками. Перелезть пешеходу через такие несложно, а их эстетическая составляющая... М-да, не будем о грустном.

Чуть дальше ограждение поновее, выкрашенное уже в другой цвет. Оно появилось после ремонта моста через Свислочь. Выглядит повеселее.

Затем вновь натыкаемся на уже знакомые нам черные столбики. Опять-таки отмечаем простое и в то же время изысканное решение.

Возле Троицкого предместья — новое для Минска ограждение, со стеклом. Очень, кстати, здорово продумано для комфорта пешеходов — мало ли что может вылететь из-под колес автомобилей.

Но по итогу на маленьком участке улично-дорожной сети применяется три разных ограждения, четыре вида цветочных горшков и столбики. Так о каком единстве речь?

Заглянем во дворы и ужаснемся еще больше. Вот, вероятно, креативное решение от коммунальщиков. Заезд на газон предотвращается с помощью старых урн.

А прямо за ТД «На Немиге» установлены красные столбики. Одни стоят, другие — полулежат. Кстати, почему именно красные? Тут такая же проблема, как с полусферами, — единое цветовое кодирование в отношении городской мебели не применяется. На фоне однотонных многоэтажек такая пестрота выглядит несуразицей. Это было бы уместно, если бы для ограничителей парковки применялся один цвет.

Немного отдохнем в Троицком предместье. Тут применяется ажурная оградка. Она выполнена в одной стилистике с решетками на окнах и прочими элементами. Выглядит естественно и как-то сообразно месту и обстановке.

Однако наше впечатление осталось подпорченным ограничителями, которые выставлены по периметру квартала. Обратите внимание: в один кадр уместились сразу три элемента — шлагбаум, цветочный горшок и цветочная композиция. Выглядит как нагромождение современных материалов.

Дальше — больше. Парковку на газоне ограничивают хаотично расставленные бетонные конструкции для цветов. Вроде бы пытались попасть в цвет фасадов домов. Но фактуры используются разные, а дисгармония только подчеркивает общую неразбериху.

Лишь оказавшись в сквере возле оперного театра, понимаешь, что в городе не все так безнадежно. Выясняется, что в одной стилистике можно сделать ограничители в виде шаров из натурального камня, которые даже рядом с высоким искусством будут выглядеть уместно.

Кажется, они словно воздушные. Нет массивности, тяжеловесности. Используется тот же материал, что и для обрамления цветочных клумб. Это безумно дорогое решение, но тут понимаешь, что оно того стоит!

А вот выходишь на ул. Интернациональную и снова сталкиваешься с разновидностью бетонных полусфер на ножках. Как будто сквозь плитку проросли грибочки.

У здания напротив еще один вариант бетонных форм. Уф, обойдемся без сравнений.

Возле кафедрального собора всё с иголочки, каждая деталь продумана. И даже такой атрибут, как ограничитель парковки, удачно вписывается в общее пространство. В качестве него используются те же столбики и «горшки» для цветов.

Продолжаем прогулку по ул. Ленина, где применен такой же основательный подход, как и возле оперного театра. Цепи, гранитные цветочные тумбы, столбики...

Хотя «дырки» для водителей остались. Можно вот так припарковаться и направиться, например, в магазин.

А вот делаешь шаг в сторону и снова натыкаешься на спорные решения. Улица Маркса. Кто-то забронировал место на стоянке с помощью железяки. Интересно, у забронировавшего парковку есть соответствующие документы на землю? Когда землеустроительная служба, наконец, разберется с этим вопросом, тем более в центре?

На месте для инвалидов торчит парк-барьер. Если приедет человек с ограниченными возможностями, что прикажете ему делать? Где искать золотой ключик? Об эстетике не будем. Ведь о ней совсем не подумали.

Рядом оранжевые столбики. Цвет яркий, заметный, но так некстати.

А стоит только выйти на пр. Независимости, как снова появляются основательные столбики из камня, внушительные цепи. Самим видом такой ограничитель говорит нарушителю: не смей, все по-серьезному.

Опять делаем шаг в сторону, и картина меняется. На парковке на ул. Берсона металлические ограничители явно не соответствуют уровню центра города.

Конечно, может возникнуть вопрос, а зачем вообще нужны все эти шайбы, столбики, горшки? Ответ рядом. На ул. Володарского нет ничего, что физически ограничивало бы постановку автомобиля на тротуаре. Вот что выходит. Посмотрите также на табличку: все стоящие машины припаркованы с нарушением.

Во время этой небольшой прогулки по центру Минска создалось ощущение, что устанавливают малые архитектурные формы, если речь не идет о пр. Независимости, по остаточному принципу. Понятно, сейчас стоит задача во что бы то ни стало не допустить парковку автомобилей в нежелательных местах. Но почему мы напрочь забываем об эстетической составляющей? Когда будет принято единое цветовое кодирование? А что делать с формой — будут ли столбики, запретят ли бетонные полусферы? Каким определят бюджет? Думается, на все эти вопросы нужно дать четкий ответ.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by