Тест-драйв Tatra Phoenix: проверяем, на что способен 17-тонный грузовик-внедорожник

 
28 мая 2015 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич

Не так часто в Беларусь приходят новые автомобильные бренды. По пальцам можно сосчитать новобранцев за последние пять лет. Совсем недавно на рынке коммерческой техники в нашей стране появился новый игрок — чешский производитель Tatra Trucks. Представляет бренд компания СООО «ТурботраксБел», которая уже давно занимается реализацией машин DAF. Корреспондент Onliner.by вместе с представителями импортера протестировал главную модель Tatra — Phoenix с приводом 8×8. Этот грузовой внедорожник оценивается почти в 200 тысяч евро. Есть еще более легкие и доступные 6- и 4-колесные версии модели.

Учитывая, что обзоры коммерческой техники — не самое типичное направление для нашего автомобильного раздела, начнем с истории. Tatra — это один из самых старых автопроизводителей в Европе. Начинала компания с выпуска колясок и бричек еще в середине 19-го века. В 1882 году фирма выпускала железнодорожные вагоны, а в 1897-м произвела на свет первый легковой автомобиль. Во время Второй мировой войны приступила к выпуску грузовиков. Сейчас Tatra Trucks переживает свое второе рождение, но машины этого производителя по-прежнему применяются в основном в военных целях.

Как уже сообщалось выше, продавать Tatra в Минске будет дилер DAF. Это не случайный выбор. В 2012 году чешская компания начала поиск партнера, у которого были бы моторы Евро-6, но не было полноприводных автомобилей в производственной гамме. Это связано с тем, что знаменитый мотор Tatra с воздушным охлаждением не мог соответствовать экологическим нормам Евро-6. Так чешский производитель грузовиков начал сотрудничать с нидерландской компанией DAF. Именно поэтому у семейства Phoenix «дафовские» моторы, коробки передач и кабины (даже цвет — фирменный DAF RAL 2004).

Но шасси у чешских грузовиков свое. Интересно, что оно выполнено не на основе несущей рамы, как обычно, а в виде трубы (так называемая хребтовая рама), внутри которой заключены такие компоненты, как коробка передач и дифференциалы. Это позволило снизить массу машины примерно на тонну (по сравнению с традиционными рамными грузовиками) и защитить важные компоненты от повреждений, ведь главное преимущество Tatra — это езда по бездорожью (за это его и любят военные). Выпускается Phoenix (заводской индекс — Т158) с 2013 года, и данная модель является ключевой на нашем рынке. Чехи производят лишь шасси, на которое уже сторонние компании могут установить что угодно: самосвал, «миксер», кран или даже метеостанцию (были и такие заказы). В Минск прибыл самосвал на базе Tatra, который был переоборудован в Чехии.

12,9-литровый дизельный двигатель (6 цилиндров), который устанавливают на Phoenix, развивает 455 л. с. Мотор передает крутящий момент на все восемь колес, каждое из которых имеет независимую подвеску, что улучшает проходимость автомобиля. Даже при передвижении по большим камням или ухабам ни одно колесо не вывешивается и машина не теряет устойчивости. Два передних колеса — поворачиваемые. Два задних, кроме подушек, имеют мощные рессоры. Когда Phoenix едет по бездорожью, такое ощущение, что каждое из его колес живет своей жизнью. Кстати, из-за особенностей конструкции дифференциала все колеса смещены (относительно параллельных) на 55 мм. То есть переднее левое колесо на 55 мм ближе к бамперу, нежели переднее правое, и т. д. На ходовых характеристиках это никак не отражается.

Для демонстрации внедорожных характеристик водитель СООО «ТурботраксБел» загнал самосвал на крутой песчаный склон и съехал оттуда. Тот же Land Rover Discovery взбирается на подобную гору далеко не «играючи» (пробовали, знаем), поэтому визуально кажется, что огромный 17,5-тонный грузовик точно погрязнет в песке. Но, буксуя всеми восемью колесами, Tatra вскарабкалась наверх без заминки. Съехать с горы тоже не составило труда. Из кабины это все напоминает аттракцион, когда ты либо видишь лишь небо, либо повисаешь на ремне безопасности. Проехали расположенную рядом реку вброд, подняв брызги воды до лобового стекла. Только заглушки с бампера повыскакивали. При наличии твердого дна машина способна ездить по очень глубоким местам — воздухозаборник расположен вверху кабины, а все важные элементы шасси скрыты той самой трубой.

Данный самосвал имеет грузоподъемность 32 тонны и кузов объемом 18 кубических метров. Это не самый большой объем, зато сам кузов имеет квадратную форму, подогрев и козырек над кабиной. Белорусским клиентам важен именно объем, в то время как в Европе ценится грузоподъемность. По словам представителей Tatra Trucks, показанная машина подходит для перевозки тяжелых плит или камней, когда ключевую роль играет прочность кузова. Объем топливного бака с обогреваемым фильтром — 340 литров. На данный экземпляр Phoenix установлена 8-ступенчатая «механика» (с «половинками»), но, как правило, такие автомобили в Европе покупают на «автомате».

Кабина весьма утилитарна, но комфортна. Два места. Между ними — огромный тоннель с подстаканниками и небольшим «сейфом» для документов. Оба кресла оборудованы удобными подлокотниками. Есть магнитола и кондиционер. Из центральной консоли торчит ручник, а над ним — клавиши блокировки дифференциалов. На приборную панель выводятся данные по расходу топлива, запасу хода и другая информация бортового компьютера. Все как у нас с вами в легковушках. Есть даже круиз-контроль с клавишами управления на руле.

Несмотря на то что у меня только категория В, по долгу службы доводилось кататься на фурах Mercedes и DAF. Все они были с автоматическими коробками передач, поэтому я без опасений прыгал на водительское кресло. На тестовый же Tatra Phoenix установлена механическая трансмиссия. Но и она не помешала мне попросить немного порулить. Детский интерес к большим машинам дает о себе знать.

Первое, что удивило, — огромный ход сцепления. Для того чтобы его выжать, приходится даже немного отрывать ногу от пола. Рисунок на коробке передач введет в ступор рядового водителя легковушки. Коробка вроде как 4-ступенчатая, только на месте первой передачи — еще и пятая, на месте второй — еще и шестая, третья соседствует с седьмой, а четвертая — с восьмой. Но все не так страшно: на рычаге есть лепесток, который и активирует «вторую четверку» ступеней. Как и на других грузовиках, в обычных условиях трогаться можно со второй. Тяговитый дизель вытянет легко. Педаль газа — вполне «легковая». Тормоз тоже хорош, правда педаль нащупал лишь посмотрев под ноги (между педалями тормоза и сцепления — рулевая колонка). Самое непривычное после легковой машины — это рулить. Никак не укладывается в голове, что поворачиваемые колеса у меня за спиной.

По словам представителей Tatra в Беларуси, на рынке практически нет конкурентов данной модели. У нас основным соперником Phoenix является продукция МЗКТ. Последний, кстати, тоже ориентирован на военную технику. Самосвал, который вы видите на фотографиях, стоит 195 тысяч евро. Если его не купят — он отправится обратно в Чехию. Такие машины — далеко не самый ходовой товар. В прошлом году, например, Tatra Trucks выпустила всего 850 автомобилей.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by