В этот раз Юрий Краснов и Яра Горина вернулись в обучающий класс, чтобы выучить и закрепить навыки управления рулем. Кто-то на форуме спросил: «А зачем это вообще нужно? В жизни никогда не пригодится». Инструктор решил ответить на этот и некоторые другие вопросы читателей. Он также объяснил, почему водителям иногда нужно играть в компьютерные игры, бадминтон и как правильно ловить мячик.
Перед нашим четвертым занятием Юрий Краснов встретил курсантку с мячиками в руках: «Знаешь, зачем они? Ну да, предсказуемо: тренировать реакцию и развивать моторику. Вот тебе сразу домашнее задание — будешь бросать мячик в стену или пол одной рукой, а ловить — другой».
— А вот этому я учился два месяца. Если у тебя так получится, будет здорово! — демонстрирует жонглирование тремя мячиками старший преподаватель Центра повышения квалификации Департамента охраны МВД.
Сегодняшние упражнения проводятся исключительно в классе. Руль уже установлен и всем своим видом недвусмысленно намекает, чему будет посвящено занятие.
— Мне кажется, я уже ничего не помню, — волнуется наша курсантка.
— Увидишь — стоит только сесть за него, и все получится. Вообще, повторять руление можно независимо от стадии обучения, на которой вы находитесь, — успокаивает инструктор. — Так что сегодня повышаем уровень твоей реакции.
Также Юрий Краснов предложил разбирать вопросы, которые задают на форуме: «Прочитал мнение, дескать, зачем скоростному рулению вообще учить — это ж нигде не понадобится! На самом деле мы тренируем навыки. А иначе это все равно что просить первоклашку написать сочинение о том, как он провел лето. Сейчас мы с тобой учимся выводить закорючки, циферки, буковки. Чтобы потом красиво излагать мысли на бумаге. Отдельные занятия сложатся в один пазл, и мы получим первоклассного водителя. К вопросу, где это понадобится. Например, при повороте налево или при парковке передним ходом в ограниченном пространстве».
Девушка учится неэффективному рулению. Сюда относится перекладывание руля в руках, а также подруливание. «Этот прием поможет, когда надо включить поворотники, дворники или посигналить», — подчеркивает инструктор.
Суть следующего упражнения — перейти без остановки с эффективного на неэффективный способ и наоборот.
— Локоть оттопыриваешь, — замечает Юрий Краснов, когда Яра отрабатывала прием эффективного руления.
Преподаватель берет в руки гимнастическую палку и показывает еще одно упражнение: «Движения те же, что и при захвате руля. Если дома нет палки, то подойдет баллончик с освежителем воздуха. Задача — научиться быстро переворачивать кисть».
Следующее упражнение. Курсантка кладет руки на условные точки «4» и «8» на руле. Чтобы кисти было удобнее держать руль, локоть нужно опускать или поднимать. Синхронизировать работу разных частей руки. Это поможет вращать руль.
— Но это не очень эргономично, — жалуется Яра.
— Привыкай! — отвечает инструктор. — Теперь отрабатываем перекат через тыльную часть ладони.
Высшая эквилибристика! Это упражнение также помогает вырабатывать не только водительские навыки, но и общую моторику, реакцию.
— Если у тебя плохо с вождением автомобиля, то, скорее всего, и в бадминтоне, и в компьютерных играх не получается. Это означает, что человек тормоз в целом. Таким водителям нужно тренировать реакцию с помощью тех же мячиков или на тренажере качать правую ногу, — объясняет наш инструктор.
В этот момент Горина обращает внимание, что перекат, оказывается, это очень удобно!
— Вот видишь. А будешь стараться — подарим новые джинсы, а то у тебя все в дырках уже, — подбадривает Юрий Краснов. — Старайся, это тебе не блинчики печь, а серьезная работа!
Он также обращает внимание, что правая рука у курсантки работает замечательно, а вот левая — не так хорошо. Преподаватель предлагает поочередно выполнять перекат то одной, то другой рукой.
Во время этого упражнения Яра работала одной рукой. Инструктор предупреждает: при реальном управлении машиной лучше держаться за руль двумя руками. Правда, если надеты специальные кожаные перчатки, то можно и одной. Перчатка обеспечивает хороший контакт во время переката, но все же лучше перестраховаться.
— Порой опытные водители позволяют себе кратковременно придерживать руль локтем или даже коленом, — замечает Юрий Краснов. — Так поступать не рекомендуется, но автомобилисты все же иногда делают это, когда считают, что контролируют ситуацию.
Теперь преподаватель рисует на доске стрелочки «Вправо» и «Влево». Сначала нам показалось это смешным и неуместным.
Но оказалось, что Яра все равно путается. Ей надо менять руку и вращать руль то в одну, то в другую сторону.
— Правая вправо, — отдает команды инструктор. — Левая влево.
— Это очень трудно, — смеется курсантка.
— Не сдавайся! И ноги не скрещивай. Нам уже делали по этому поводу верное замечание на форуме.
Но ошибки все равно случаются. Горина то путает руку, то право-лево.
— Нужно, чтобы ты действовала как кошка, которая крадется за голубем! — преподаватель повышает мотивацию девушки. — Ты на войне! Соберись! Левая вправо, правая влево.
Идет активное обучение перехода при управлении рулем с одной руки на две и наоборот.
На самом деле прессинг крутой. Тут самому запросто можно запутаться.
— А вот тебе еще одно домашнее задание: берешь в правую руку яблоко, а в левую — грушу. Потом спрашиваешь, что в левой, а что в правой. Есть неофициальная теория, что у женщин два полушария работают одновременно, поэтому они путают стороны, — рассказывает преподаватель.
Он решает несколько изменить интонацию и теперь непременно вставляет вводные слова:
— Правую влево, пожалуйста. Будьте любезны, левую вправо.
Удивительно, но у Яры получается лучше. Значит, с ней нужно ласково.
— Кстати, а вот нужно ли учитывать критические дни? — вдруг спрашивает Юрий Краснов.
— Все неоднозначно. ПМС не зря называют синдромом. И это та проблема, которую следовало бы решать, — Яра показала глубокое знание темы. — В идеале никаких ПМС быть не должно, но девушки сидят на диетах, мы болеем гриппом и прочее, поэтому у 90% он все же есть. Если это какие-то легкие формы вроде раздражительности, то можно скорректировать витаминками. При более серьезных — уже к врачу идти. Просто не забрасывать, поскольку с возрастом все станет только хуже.
Наконец отдых. Наша курсантка заметно устала, и инструктор предлагает ей побросать мячик.
— Я его боюсь! — вздыхает девушка.
— Может, потому что он красный? — смеется преподаватель.
Курсантка снова садится за руль и по привычке скрещивает ноги, за что тут же получает выговор от Краснова.
— Сейчас мы тренируем реакцию. Не обращай внимания на пластичность рук, — призывает инструктор. — Главное, наработать правильные движения. Приемам правильного и разностороннего руления никто перед автошколой не учит, а зря! Это потом сказывается в реальной дорожной ситуации, особенно в аварийной.
В конце занятия участники традиционно подводят итоги.
Юрий Краснов: «Здорово! Пускай Ярочка немного путается, но это не проблема. Теперь она умеет рулить эффективно и неэффективно, делает перекаты и так далее. Это позволит ей лучше заниматься в дальнейшем уже при управлении автомобилем. Тем более что следующее занятие будет посвящено как раз маневрированию».
Яра Горина: «Понимаю, что координация — не мой конек. Как и в глубоком детстве, путаю право-лево. В обычной жизни мне это редко надо: у меня на кухне нет правой кастрюли и левой сковородки. Реакция тоже относительная. Пусть со стороны эти упражнения кажутся легкими, но на деле это не так».
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by