Десять типичных велопроисшествий в Беларуси

 
32 641
02 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Еще несколько лет назад велоэнтузиастов было не так уж много. Они тщетно отстаивали права, требовали понизить бордюры и предоставить им возможность не спешиваться при пересечении пешеходных переходов. Сейчас, когда велосипедистов гораздо больше, их стали слышать лучше. Это хороший результат. Но, с другой стороны, количество велопроисшествий тоже выросло. Мы вспомнили десять самых типичных случаев за последнее время: пусть это хоть кому-нибудь поможет сохранить здоровье и жизнь!

Последний случай произошел в Минске на улице Аэродромной. Водитель Audi Q7 сбил велосипедистку, которая ехала навстречу движению. Женщина двигалась в крайней правой полосе, перед ней остановился автобус, и, чтобы его объехать, она стала выворачивать во вторую полосу. В этот момент как раз туда перестраивался водитель кроссовера. Судя по всему, обзор ему был ограничен. Увидев велосипедистку, автомобилист затормозил, но, увы, предотвратить ДТП не смог. Женщина с тяжелыми травмами была доставлена в больницу. Некоторое время она находилась в реанимации, а потом была переведена в общую палату. «У нее было обнаружено 0,8 промилле алкоголя», — сообщили в отделе дознания Минской ГАИ.

Выезд на красный сигнал светофора, резкое торможение — и велосипедист совершает кувырок через руль, падая на проезжую часть. Это минувшей весной зафиксировал автомобильный регистратор на пр. Победителей в столице. Велосипедист совершил несколько ошибок сразу, в том числе слишком резко выжал передний тормоз. Каждое такое падение сопровождается получением травм, иногда весьма серьезных. Но мужчина сумел подняться и продолжил движение.

Гродно. Мост через Неман. По проезжей части движется 16-летний юноша на велосипеде. В это время дорогу пересекает пешеход вне перехода. Происходит наезд. В тяжелом состоянии пострадавший мужчина был доставлен в больницу, где скончался. В отношении велосипедиста возбудили уголовное дело. Ведется расследование.

Место происшествия

К сожалению, это не единичный такой случай. В прошлом году на минской велодорожке столкнулись два велосипедиста — мужчина и девушка. Это произошло поздно вечером на спуске с горки. При помещении в скорую девушка еще была в сознании, но через некоторое время скончалась в больнице. Уголовное дело было возбуждено по ч. 2 ст. 321 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). Это прецедент, и можно только представить, насколько сложным стало расследование. Как определить, кто прав, а кто виноват? Где сформулированы правила движения по велодорожке? Вопросов и юридических нюансов уйма.

Увы, велосипедистам приходится сталкиваться и с неадекватной реакцией окружающих. Дикий случай в Могилеве. Мужчина шел по мосту вместе с женой, сзади на одном велосипеде ехали женщина с 17-летней дочерью. По словам мужчины, велосипедистка начала сигналить, требуя пропустить ее. Это ему не понравилось. Мужчина отошел в сторону, а когда женщина проезжала мимо, ударил ее. Как он пояснил следователю, сделал это, «потому что на мосту запрещено ездить на велосипеде, а женщина игнорировала дорожный знак». В отношении принципиального горожанина возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство».

Иногда опасность может подстерегать велосипедистов даже на тротуаре. При довольно необычных обстоятельствах пострадала девушка в центре Минска. Она ехала на велосипеде по тротуару проспекта Независимости, когда в ее транспортное средство врезалось колесо. Минчанка упала — ее доставили в больницу для обследования. А колесо, как оказалось, прилетело из встречной полосы: на ходу оно отлетело от Citroen.

А в этом случае колесо отлетело у велосипеда. По словам очевидцев, водитель ехал по ул. Скорины в Минске под горку, развил высокую скорость и повернул руль в сторону пешеходного перехода, при этом подпрыгнул, чтобы преодолеть бордюр. В момент приземления отлетело колесо, в руках парня осталась лишь вилка. Он не успел выставить руки, чтобы смягчить удар. Перелетел через руль вниз головой. Сильно разбил бровь, губы, переносицу, скорее всего, сломал нос. Он даже потерял сознание. Это к вопросу о необходимости использовать шлемы.

На самом деле велосипедисты тоже, как и автомобилисты, иногда отвлекаются от управления и врезаются в различные препятствия. Так, на ул. Голодеда в Минске препятствием стала припаркованная Mazda MPV. Удар был столь сильным, что машина откатилась на пару метров. У автомобиля была повреждена задняя дверь, разбито стекло. А виновник скрылся.

Велосипедист уже не пешеход, но еще не автомобилист. Но порой неопытные драйверы забывают об этом и движутся так, словно защищены корпусом машины. В пригороде Гродно девушка на велосипеде выезжала со второстепенной дороги, обзор был для нее закрыт, но она все же выехала наперерез Audi. Стала тормозить, когда уже было поздно. Даже экстренные меры (велосипедистка тормозила подошвой об асфальт) не предотвратили ДТП. Audi двигалась не быстро, возможно, поэтому обошлось легкими травмами.

Еще одна характерная ситуация. Велосипедист движется в крайнем правом ряду. На перекрестке он планирует ехать прямо, а автомобилист как раз совершает поворот направо. Вот вам и конфликт! Именно при таких обстоятельствах на главной улице Бреста — Московской — столкнулись велосипедист и легковой автомобиль. Участники происшествия в ГАИ не обращались.

* * *

На сегодняшний день в Минске на один велосипед приходится два автомобиля. А уже через два года, по прогнозам, будет полмиллиона велосипедистов. При нынешнем состоянии велоинфраструктуры конфликты неминуемы. Традиционно наша городская среда предоставляет слишком много свободы участникам дорожного движения и возможностей развития событий. Поэтому безопасность велосипедистов пока зависит в первую очередь от них самих.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by