Бездорожье, квадроцикл, девушка: испытываем белорусский «внедорожник» с китайским характером

 
03 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор

О гомельских мотоциклах, мотороллерах и мопедах многие уже наслышаны. Собирают их на местном мотороремонтном заводе из китайских комплектов. Но этим здесь не ограничились. Недавно дерзко освоили новое направление — квадроциклы Hors. Это при живых-то корпорациях Yamaha, Kawasaki и десятках китайских заводов… Прежде чем гомельские «Хорсы» завоюют мир, мы опробуем самую дорогую разновидность на очень пересеченной местности. Поможет нам будущий инженер и спортсменка Виолетта Бракоренко.

Квадроцикл — штука для многих в Беларуси новая, неизведанная. Видели-то все, но как им пользоваться (а главное — зачем), не вполне понятно.

Начальник отдела маркетинга и сбыта Евгений Громыко объясняет, для чего нам всем срочно необходим этот агрегат:

— Собирать их мы начали в нынешнем году. Разумеется, такая техника — не для города. Пригодится она любителям охоты и рыбалки, походов за грибами, когда приходится ездить по грунтовке или по полю. Для сельских жителей и хозяев загородных домов это очень удобный, практичный и недорогой транспорт. Ну и, разумеется, некоторые покупают для развлечения, пользуются хорошим спросом наши детские и подростковые модели.

Первое, что необходимо счастливому владельцу гомельского квадроцикла, это бездорожье. На дорогах общего пользования эти агрегаты вне закона. Ездить на них не запрещено в лесу и в поле. Особо приветствуется в болоте. А также на трассе, где периодически проводятся гонки «внедорожников». Туда мы и отправимся на новеньком агрегате, еще не остывшем после конвейера.

Главным испытателем назначим студентку гомельского политеха Виолетту Бракоренко. Производители говорят, что с их техникой справится даже ребенок, она проста в управлении, относительно безопасна и не требует значительных физических усилий. Вот на девушке мы и проверим последнюю теорию.

При ближайшем рассмотрении скромная и немногословная Виолетта оказалась не так проста. Несмотря на маникюр, мастер спорта по пулевой стрельбе, винтовочница. С этими будущими инженерами всегда так: не знаешь, чего от них ждать.

Модель Hors 035 — самая мощная из тех, что выпускаются в Гомеле. Разумеется, она не идет в сравнение с дорогими полноприводными квадроциклами. Но гомельчане говорят, что у них и нет задачи конкурировать с производителями мощных «монстров», способных подниматься по отвесной скале.

Объем двигателя здесь — 149,8 см3, мощность — 8 лошадиных сил. Коробка передач автоматическая. Привод на одну ось. Считается, что для наших реалий этого должно хватить.

Квадроцикл выгружаем из микроавтобуса — туда он вполне вписывается (длина — 1,77 м, в самом широком месте — 1,05 м). В иных случаях производители рекомендуют перевозить его на легковом прицепе. В одиночку при выгрузке не справиться (даже если ты выбиваешь 582 очка из 600 с 50 метров), но вдвоем вполне можно закатить-выкатить.

Шведская Горка — это изрезанная, с холмами и обрывами, местность на юго-западе Гомеля. Десятки тысяч лет назад природа специально предусмотрела ее для того, чтобы проводить экстремальные гонки. А также на случай, если придется испытывать белорусские квадроциклы. Давным-давно, при царе Горохе, здесь даже случались былинные мотокроссы — когда гомельчане знали, что это такое. А в последние годы приноровились устраивать соревнования «внедорожников».

Дизайн этого агрегата вряд ли сведет с ума ценителей прекрасного. Изяществом и дорогими материалами тут не пахнет. Но похоже, за эстетикой не гнались. Световой обвес как у полноценного транспортного средства — с сигналами поворотов и прочими положенными огнями. Светодиодные фары, по словам производителя, обеспечивают малое потребление энергии и хороший свет — поверим на слово.

На жидкокристаллический дисплей выведены заряд аккумулятора, уровень топлива, пройденное расстояние, скорость (впоследствии при езде нам удалось увидеть число 67, но, видимо, это не предел). Вопреки опасениям, цифры видны довольно отчетливо даже под прямыми лучами солнца. И под защитной пленкой.

— Поворачиваем ключ, нажимаем кнопку — можно ехать, — показывает последовательность действий Евгений. Но Виолетта выключает двигатель: хочет все сделать сама.

У коробки передач три положения — нейтралка, вперед и назад. Запутаться сложно. Но при переключении, пока не привык, надо смотреть вниз, иначе на ощупь опять попадешь куда-то не туда.

Пока под колесами достаточно плотная грунтовка, машинка чувствует себя неплохо. По высокой траве тоже летает вполне охотно. Виолетта, первое время сидевшая как на зачете, вскоре осваивается.

Рычаг газа (здесь именно рычаг, а не мотоциклетная вращающаяся ручка) на скорости примерно 35 км/ч упирается в резиновую накладку. Сделали так специально, из соображений безопасности. Чтобы разогнаться сильнее, надо продавить рычаг.

У этого «Хорса» есть удобные багажники спереди и сзади, на которые можно приторочить хоть два «полкабана». При этом в документации написано, что максимальная нагрузка — 90 килограммов. По сути, наездник с небольшим рюкзаком. Не густо. Но Евгений утверждает, что на самом деле квадроцикл способен без проблем тащить на себе раза в два больше, чем написано. Немедленно лезем проверять.

Сиденье здесь формально рассчитано на одного, но фактически оно двухместное.

С пассажиром Виолетта трогается осторожно, но затем набирает скорость, едет все наглее. Двигатель новую нагрузку заметил, тон его поменялся. Расход топлива явно тоже. Евгений говорит, что за час езды в зависимости от нагрузки и грунта уходит 2—3 литра бензина (бак — 5,3 л).

Теперь проверим, как «Хорс» чувствует себя на горке. Уклон — градусов 35, довольно рыхлый песок. Сначала, раздухарившись, Виолетта пытается заехать туда с пассажиром. Но нет, лучше пусть он пройдется. Целее будет. Облегченный квадр принялся было изображать бурную деятельность...

Однако на первой трети подъема, несмотря на широкие колеса и громкие звуки, начинает, надрывно завывая, зарываться в грунт. Комья летят, красиво — фотограф такой функцией доволен.

Чтобы все же забраться на гору, приходится слезть и толкать агрегат вручную, помогая двигателем. Для этого нужна мужская сила.

На самом деле на такую горку не всякое транспортное средство заберется. Тут, определенно, «Хорсу» пригодился бы полный привод. А к нему, соответственно, понадобился бы другой двигатель. А ко всему этому — другой ценник, в несколько раз (или на порядок) выше. Гомельчане же упорно держатся за свой ценовой сегмент.

Для сравнения: наш Hors 035 (8 л. с.) стоит 25 миллионов рублей, а в меру мощный и страшный Kawasaki Brute Force 650 4×4i (47 л. с.) с отключаемым приводом на 4 колеса в том же самом магазине — 225 миллионов. Может, не так уж и хочется нам на ту горку?

Спуск оставляет еще более интересные ощущения. Кажется, что четырехколесный агрегат вот-вот опрокинется. Впрочем, это ощущение, видимо, входит в стандартную комплектацию всех квадроциклов, не только гомельских. Иначе какой в них смысл?

Для военных, пограничников, иных «экстремальных» организаций такой аппарат будет, пожалуй, слабоват. А вот для рутинных задач вроде наблюдения за лесом или иной территорией перевозки небольших грузов и фотосессий с развевающимися волосами вариант вполне подходящий.

В Гомеле собирают четыре разновидности квадроциклов — совсем детские, два вида «подростковых» (один из них слева на фото) и взрослые. Объем двигателя — от 49 кубических сантиметров до 150. Самый маленький — немного выше колена и разгоняется, как утверждают производители, до 40 километров в час (10,8 млн руб).

— А это безопасно для ребенка? При желании можно покалечиться?

— При желании можно и без квадроцикла покалечиться... Вот здесь предусмотрен стопор, которым можно ограничить максимальную скорость, — показывает Евгений.Установить, к примеру, 10 км/ч или меньше, чтобы можно было сопровождать шагом.

— На сайте завода написано, что ваши квадроциклы подходят для выполнения работ по хозяйству. Пахать на них можно?

— Пахать — вряд ли. Но перевозить инструменты или сельхозпродукцию теоретически можно.

— И все же сейчас интернет завален вариантами и моделями квадроциклов. Почему надо брать именно ваш? Ведь цены на технику такого класса у вас сопоставимы с соседскими.

— Мы стараемся использовать стандартные преимущества локального производителя. Обеспечиваем быстрое и качественное гарантийное и послегарантийное обслуживание. Ведь все комплектующие рядом, случись что, их не надо искать по всему миру и ждать, пока придут по почте. Магазины Hors-motors есть в 26 городах Беларуси. Кроме того, все-таки белорусскому контролю качества многие больше доверяют. В общем, нет смысла везти квадроцикл такого класса к нам откуда-то еще. 

При том что квадроциклы — товар довольно специфический, емкость рынка пока относительно невелика, на ГМРЗ предполагают, что спрос на них будет расти. Машинки эти не регистрируются в ГАИ, невозможно подсчитать, сколько их ввезено через прозрачную восточную границу. Но маркетологи говорят, что везут их довольно активно. А раз уж покупают, полагают на заводе, так пусть лучше это будут отечественные квадроциклы.

Между прочим, гомельчане не исключают, что вскоре начнут продавать их в Россию.

Читайте также: Вода, ужи и вспаханное поле: тестируем новую услугу «электроскутер напрокат»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by