«Как можно просить закомплексованное общество быть взаимовежливым?» А вы так «У»меете?

 
29 937
04 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

На самом деле Юрию Краснову не позавидуешь: ведь, обучая курсантку, он берет на себя ответственность, в том числе за ее будущие действия. Девушка попалась импульсивная, со взрывным характером. Поэтому одно из занятий преподаватель решил посвятить взаимовежливости. Он считает, что некоторые водители в принципе не могут обладать этим качеством: в детстве их воспитывали с помощью ремня, а комплексы сказываются сейчас, в том числе во время управления автомобилем.

Снова мы перемещаемся с учебного автодрома в класс. На столе Юрия Краснова — игрушечная машинка, скакалка и конфетка. Мы сначала даже решили, что он будет учить Яру с помощью метода кнута и пряника. Но нет! Задумка была иной.

— Давай поговорим про взаимовежливость и культуру на дорогах, — предложил старший преподаватель Центра повышения квалификации Департамента охраны МВД. — Вот на форуме встречаются комментарии, в которых нас пытаются унизить или оскорбить. Точно так же эти люди ведут себя на проезжей части.

По словам инструктора, есть две точки зрения: 1) если человек в обычной жизни ведет себя культурно, то и за рулем так же; 2) в обычной жизни человек, может, и культурен, но во время управления автомобилем меняется и ведет себя неподобающе. «Обе эти точки зрения справедливы. Как говорил Виктор Гюго, у каждого из нас три характера. Первый — это какими мы хотим казаться. Второй — как о нас думают люди. Третий — какими мы являемся на самом деле», — цитирует он.

В обычных автошколах также есть занятие, посвященное этикету вождения. Однако преподаватель предлагает затронуть темы, которые там не обсуждают.

— В нашем обществе бить детей, увы, норма, — продолжает Юрий Краснов. — Я обычно, когда веду занятия, прошу поднять руку тех, кого не били в детстве. Таковых оказывается 2—3 человека. Им повезло, в детстве им не ломали психику с помощью ремня и не навязывали категоризмы, не считая нужным объяснять какие-то вещи. Я же считаю, что взрослые обязаны подходить к процессу воспитания аргументированно. Даже если дети что-то сломают, значит, так было нужно для их развития!

— Есть мнение, что ребенка можно отшлепать, если это угрожает его жизни, — встряла Яра Горина.

— Вот-вот. И в результате мы получаем общество, которое имеет фобии и комплексы, — парирует преподаватель. — Они с детства развивались неправильно, а мы хотим, чтобы они были культурными и взаимовежливыми на дороге. Это нереально!

Далее инструктор обратился к общеизвестному факту: язык влияет на менталитет. Английский, например, скрывает эмоции. Немецкий — сверхпедантичен. А в русском множество слов имеют негативную коннотацию. Мы ругаем все вокруг, самих себя и даже гордимся матом.

— Особенность психологии в том, что мы оцениваем людей через призму собственного сознания, — продолжает Юрий Краснов. — Представим ситуацию. Вы вышли в мороз на улицу и видите человека, бегущего в одних шортах. Первая мысль? Дурак... На дороге так же. Вот кто-то повернул налево в запрещенном месте. Значит, идиот, потому что знал и нарушил. Но мы же не знаем его истинных мотивов! Нельзя оценивать, а нужно воспринимать людей такими, какие они есть. Или если нас ненамеренно подрезали, что мы делаем? Правильно, делаем злобное лицо, догоняем и еще можем попрессинговать.

Особенность в том, что на дороге общение происходит с помощью невербальных средств и условных символов. Это рождает недопонимание. Мы можем решить, что человек умышленно резко перестроился перед нами. А на самом деле просто не заметил. Мы же уже готовы мстить...

— Вывод из всего этого один: постарайся во время управления автомобилем никому не давать оценки, даже если кто-то грубо нарушает ПДД, — обратился к курсантке инструктор. — Как ты думаешь, почему с нами происходят неприятности? Один водитель всю жизнь ездил по ночам, и все в порядке. А другой единожды выехал и сразу сбил лося.

— Случайность...

— Слово «судьба» знаешь? Нельзя допускать плохие мысли и поступки. Иначе это повлияет на тебя в будущем.

— Кстати, да. Меня перед сдачей централизованного тестирования одолевала безумная мысль: а вдруг мне не хватит листочка? Я ходила и говорила всем кругом об этом. И что вы думаете: конечно, мне не хватило листочка.

— Наша задача — научиться прощать людям ошибки, — продолжает преподаватель. — Это очень и очень тяжело! Помните, как говорят: как же вы можете полюбить бога, которого ни разу не видели, если не можете полюбить друг друга, хотя видитесь каждый день?

Наконец проповедь была закончена, и Краснов предложил Гориной выполнить парочку упражнений. Только в этот момент инструктор обратил внимание, что курсантка постепенно превращается в блондинку.

— А цвет волос на вождение влияет? — не преминули мы задать интересующий многих на форуме вопрос.

— Глупости! Бывало, приходит девушка. Ее уже все родственники убедили, что она неумека, водить не научится никогда и так далее. А она выполняет одно за другим упражнение на ура. Но установка уже задана...

Итак, все к занятию готово: между стульями натянута скакалка. Девушке предстоит поработать ногами, представить, будто она давит педалями — чтобы движения были более быстрыми и не было проблем с реакцией.

— Разрешите пригласить вас на танец, — инструктор включает музыку, чтобы было веселее.

Как он сам замечает, одни из лучших курсантов — профессиональные танцоры, у них хорошо развита реакция, чувство ритма, что помогает при работе с педалями.

— Ножками работай, а ручками махай, — дает указание преподаватель. — Почувствуй ритм диско!

Теперь Юрий Краснов предлагает посмотреть на итоги прошлого занятия сверху. Берет в руки машинку, выставляет препятствия в виде стаканов. И опять повторяет о габаритах, вывороте колес и рулении. Это тоже полезно, чтобы оценить свои действия. Яра ведь интересовалась, как она выглядит со стороны!

— Хочешь, скажем, ты объехать столб, — демонстрирует преподаватель. — Если рано начнешь рулить, то заденешь препятствие боком.

Обучение вождению — это не просто натаскивание на определенные элементы, которые придется сдавать на площадке в ГАИ. Это сложный и поэтапный процесс, что мы подчеркиваем в каждой публикации. Это работа мозга, а не только мышц тела.

В конце занятия участники традиционно подводят итоги.

Юрий Краснов: «Сегодня я рассказал, как следует относиться к окружающим водителям, их действиям и нужно ли их оценивать. Мы выполнили упражнение на развитие моторики, которое я попрошу Ярочку повторить дома. Это несложно. Кроме того, мы посмотрели на процесс обучения со стороны. Иногда надо вылезать из-за руля и показывать ситуацию сверху».

Яра Горина: «Было полезно посмотреть на себя со стороны: как угадать точку, в которой надо выворачивать руль. Какие-то вещи уложились в голове. А еще я научилась ловить мячик другой рукой, как советовал инструктор. Правда, разбила чашку. Насчет отношения к водителям. Иногда у меня бывает, что хочется на кого-то ругнуться. Но надеюсь, на меня ругаться не будут».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by