Авансовый наглеж — вместо машины тебе возвращают твои же деньги. Расследование Onliner.by

 
07 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

«Предлагает пригнать автомобиль из России, заключает договор, просит аванс в $1000, а взамен через два месяца получаешь вместо машины эту же сумму. Где все это время прокручивались деньги?» — на этого предпринимателя, работающего в Минске, в редакцию Onliner.by поступила уже не одна жалоба. Примечательно, что в интернете о нем практически нет негативных отзывов. Он старается не оставлять следов и даже при малейшем упоминании требует стереть его данные. Можно ли все эти действия считать мошенническими?

На одном из минских сайтов по продаже автомобилей от имени данного предпринимателя оставлено почти 500 объявлений. Удивительная плодовитость! Предлагаются как ходовые модели бюджетных марок, так и автомобили премиум-класса на любой вкус и кошелек. У них есть одна общая черта: практически все продаются по весьма заманчивым ценам.

«Собираюсь приобрести автомобиль. У продавца очень хорошие цены. Может быть, кто-нибудь покупал у него машину или знает что-нибудь о нем? Буду очень признателен за любую информацию», — спрашивал один из участников нашего форума. Правильный ход: сейчас, прежде чем делать столь дорогостоящую покупку, нужно все узнать о продавце автомобиля.

— Планировал приобрести BMW 5-Series в кузове E60, — рассказал нам пользователь. — Вскоре мне пришел ответ в «личку». Хорошие люди отговаривали от сделки. Объяснили, что предприниматель товаров не поставляет, берет аванс на сумму от $100—200 и выше, а по истечении двух месяцев их возвращает. На этом мой интерес, собственно, закончился.

Другой читатель форума, зарегистрированный под ником apache, рассказал свою историю: «Знакомых заинтересовал Kia Sportage, который продавался примерно за $13 тыс. в эквиваленте. Это ниже, чем в среднем по рынку. Хорошая комплектация. Якобы проверена, есть все справки, книжки, не бита и не крашена. Доставка именно этого автомобиля, что подчеркивается в объявлении, в течение месяца. Однако требуется предоплата в $1 тысячу.

Ладно. Проверяем продавца. ФИО, УНП... Вроде бы ничего криминального. Зарегистрирован не в Минске, работает не по месту регистрации. Вроде бы мелочь. В кэше Google нашлась одна жалоба на интернет-магазин с тем же УНП.

Идем дальше. В объявлениях о продаже автомобилей на российских сайтах нашли этот Kia Sportage. Пробег втрое ниже, чем в нашем предложении. Но главное, что фото совпадают. Только в РФ просят... вдвое больше. Разумеется, возникли вопросы: как можно купить автомобиль за полцены? А доставка бесплатная? Не говоря уже про прибыль... Сразу стало ясно, что дело нечистое».

Еще одному пользователю Onliner.by по имени Павел также приглянулся Kia Sportage. Цена была на $5—6 тысяч ниже, чем в среднем в Беларуси на эту модель. Он связался с продавцом, стал задавать вопросы: «Почему такая низкая цена, ведь даже в России эти автомобили стоят дороже?» «Я не знаю, какие цены выставляют перекупы», — был ответ. «А почему вы называете того, кто первым выставляет автомобиль на продажу, перекупами?» Чем больше было конкретики в вопросах, тем менее вразумительные поступали ответы. В конце концов предприниматель совсем перестал присылать письма.

Мы, конечно, не знаем, как было бы на самом деле с тем же Kia. А вдруг продавец действительно доставил бы автомобиль? Пока тут уместно сослагательное наклонение. Но нам удалось связаться с людьми, которые реально передавали аванс данному предпринимателю.

— У этого человека я пытался купить телевизор, — рассказал нам участник нашего форума Дмитрий. — На сайте был указан срок доставки — 12 дней. Я попросил привезти побыстрее. Мне продавец сказал, мол, обычно это занимает неделю. Однако в договоре было указано два месяца. Но мне показалось, что в беседе мы нашли взаимопонимание, и это не насторожило. Затем предприниматель попросил предоплату. Она составила $200, в договоре же было указано 3 миллиона рублей. Но ни через неделю, ни через 12 дней телевизора я не получил. Тогда попросил вернуть деньги. Меня сразу тыкнули в пункт договора, мол, есть же еще два месяца. За несколько дней до истечения этого срока я получил письмо по электронной почте, что могу забрать свои 3 миллиона рублей по паспорту в отделении банка.

Дмитрий предполагает, что предприниматель и не думал доставлять телевизор. Тем не менее пользователь нашего сайта считает, что в какой-то мере ему повезло. Изначально он хотел заказать у этого «ипэшника» больше бытовой техники в новую квартиру: плиту, холодильник и так далее, но его смутили сроки поставки (неделя показалось слишком долго), и он попросил привезти только телевизор.

— Нашел объявление о продаже ноутбука ниже рыночной стоимости. Ранее аналогичным способом купил фотоаппарат, поэтому дешевизна не смутила, — рассказал еще один пользователь нашего ресурса Y. P.. — На сайте был указан срок доставки две недели, в договоре — два месяца. Сразу обратил внимание на несоответствие. Продавец заверил, что это сделано умышленно — с запасом, на случай если не успеют. Но заверил, что всегда укладывается в срок. Составили договор. Выдал аванс в 3 миллиона рублей. И началось...

По словам пользователя, срок доставки переносился несколько раз, предприниматель объяснял сложностями, возникшими на таможне. Потом продавец перестал отвечать на звонки, а в конце концов за два или три дня до истечения двухмесячного срока пришло письмо по электронной почте, что аванс вернется банковским переводом.

Оба несостоявшихся покупателя предполагают, что их деньги могли быть использованы: либо их положили на срочный депозит, либо давали взаймы под проценты.

— Я сам снял эти три миллиона со срочного депозита в белорусских рублях, — продолжает Y. P.. — В то время ставки по вкладам в рублях доходили до 50%. Так что это самая убедительная версия.

Как нам удалось выяснить, ранее у этого предпринимателя было два интернет-магазина. На данный момент они закрыты. Теперь он себя позиционирует как продавец автомобилей из России. По нашей информации, «ипэшник» очень трепетно относится к своему имиджу. Не дай бог кому-нибудь начать что-то узнавать о нем, сразу требует убрать любое упоминание, не говоря уже про негативные отзывы.

Мы решили сами позвонить ему. Представились покупателями. Дескать, нам приглянулся пятидверный Citroen C4.

— Почему так дешево? — спросили мы у продавца.

— Понимаете, с россиян берут НДС, а для белорусов он будет нулевым, — для новичка на авторынке объяснение звучало вполне правдиво.

— А какие условия?

— Если все подходит, то оформляем договор, вы оставляете аванс в 1000 у. е. Около месяца, плюс-минус неделя, занимает доставка. Потом я пригоняю, и проверяем на вашей СТО, — было ощущение, что продавец готов пойти на все наши условия, только бы согласились выдать аванс.

Делаем вид, что очень заинтересовались автомобилем, и задаем несколько вопросов по нюансам. Например, что за царапины на заднем бампере? Это было явно неожиданно для нашего собеседника. Он попросил паузу в полчаса, «пока изучит вопрос».

— Да, есть сколы, — признал он, когда мы перезвонили.

Честно говоря, у нас возникло чувство, что оценка сделана по фото, а предприниматель в глаза не видел автомобиль.

Затем мы попросили выслать образец договора. Обратите внимание на пункт 5.1.1: «В случае невозможности поставки автомобиля Поставщик обязуется вернуть сумму уплаченного покупателем аванса». Ну не смог я! На вот, держи...

У двух несостоявшихся покупателей, которые передавали аванс, мы спросили: «Обращались ли с заявлением в правоохранительные органы или хотя бы в Общество защиты прав потребителей?» Пользователи утверждают, что нет, но если найдутся такие же «потерпевшие», то готовы написать групповое заявление.

Впрочем, не факт, что предпринимателя удастся привлечь хоть к какой-то ответственности. Юрист Сергей Зикрацкий, к которому мы обратились за комментарием, рассказал: «Да, продавец, судя по словам несостоявшихся покупателей, ведет себя непорядочно и не намерен исполнять договор. Но квалифицировать его действия как мошенничество нельзя. Речь идет скорее о неосновательном обогащении: ведь он возвращает деньги (если бы он отказывался, то другой вопрос). Однако ни в Уголовном кодексе, ни в Кодексе об административных правонарушениях я не припомню статьи, по которой его можно привлечь к ответственности. Тем не менее это может заинтересовать правоохранительные органы».

В общественном объединении «Потребитель» пояснили, что у несостоявшихся покупателей все же есть возможность подать в суд: «Во-первых, можно попытаться принудить предпринимателя исполнить условия договора. Он в этом случае обязан будет предоставить доказательства, почему не может доставить товар. Во-вторых, есть возможность потребовать выплаты морального вреда — ведь услуги оказаны не были. Но, подчеркнем, многое будет зависеть от позиции ответчика и его доказательств».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by