Степан и его команда. Почему ребята бесплатно помогают автомобилистам

 
16 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Это движение в соцсети «ВКонтакте», можно сказать, возникло наперекор помощи за деньги. Таксисты ведь всегда готовы «прикурить», завести заглохший автомобиль и поменять колесо, но только за плату. Сложно поверить, что кто-то сейчас будет помогать безвозмездно. Однако это именно так. В минском паблике «Взаимопомощь на дорогах», в котором уже 4300 подписчиков, всегда готовы выручить в экстренной дорожной ситуации. Вместе со Степаном Мордвиновым, руководителем группы, мы отправились делать репортаж.

— Обычно нам звонят или пишут прямо в паблике, — садится в свой Peugeot 406 парень. — Но если вижу машину на «аварийке», то всегда останавливаюсь и спрашиваю, нужна ли помощь. Однажды ехал ремонтировать свой автомобиль. Обратил внимание, что на противоположной стороне стоит «Москвич», рядом — пожилые люди, возятся с колесом. Возвращался обратно, а они все еще там. Понимаете, минимум за полтора часа так никто не остановился, чтобы помочь. Оказалось, провалился порог. Домкрата не хватает, чтобы приподнять автомобиль, и невозможно заменить колесо. У меня все было с собой. Подложили дощечку, быстро поставили запаску. А старики все это время буквально молились на меня: «Это нам Бог тебя послал!»

В данный момент на страничке группы указаны номера мобильных телефонов 160 человек, которые готовы приехать и помочь. Для удобства все данные размещены по районам. Многие волонтеры оставляют краткие комментарии: «Есть набор инструмента, неплохо разбираюсь в авто. Всегда готов помочь», «Авто — джип. Дернуть, прикурить, дотянуть», «Есть сканер lexia. Могу посмотреть, что с вашим Peugeot или Citroen. Есть немного ключей, домкрат, трос. Обитаю в районе улиц Филимонова, Запорожская».

К волонтерам предъявляется лишь одно требование: не брать деньги за оказанные услуги. Именно потому администраторы популярного паблика, например, наотрез отказываются от любой рекламы, сотрудничества с эвакуаторщиками, автосервисами и так далее.

— Это исключительно водительская инициатива. Все началось с того, что мне самому как-то понадобилась помощь, — рассказывает Степан. — Вечером забыл выключить фары — на следующее утро сел аккумулятор, надо было «прикурить». Таксист, которого я вызвал, зарядил сумму, которой у меня с собой не было. За полцены помочь отказался. В тот раз пришлось идти домой, заряжать аккумулятор. А потом в холода мне помог сосед — «дернул» машину. Затем я сам начал останавливаться, если видел, что кто-то сломался.

Сейчас как раз такой случай. На пр. Дзержинского две машины. На ДТП не похоже. Очень неприятно, когда поломка застает врасплох, а ты не можешь даже съехать к обочине! Еще хуже — если не понимаешь, в чем причина и что делать. По словам ребят-волонтеров, иногда люди пребывают в полной растерянности — не знают, куда звонить, какие действия предпринимать, и просто сидят в салоне.

Но водитель минивэна не из таких. Объясняет, что уже вызвал эвакуатор. Сначала он даже не понял, что мы от него хотим. Однако потом поблагодарил за то, что остановились.

— Люди реагируют по-разному: кто-то смущается, кто-то удивляется, — вспоминает Степан Мордвинов. — Многие не верят, что мы помогаем бесплатно. На страничке паблика спрашивают, в чем, мол, подвох. Довольно сложно объяснить, зачем мы это делаем. Считайте, таким образом хотим сделать дороги местом, где всегда помогут, где каждый уважает каждого.

Кто эти люди? Студенты, менеджеры, сотрудники предприятий. В общем, кто угодно. Простые ребята на недорогих машинах, у которых тоже не так много времени. Но в любой момент они готовы сорваться, чтобы прийти незнакомому человеку на помощь. У некоторых есть специальное образование, но перебирать двигатель на дороге они, конечно, не будут. Суть проекта — в экстренной помощи: помочь завести автомобиль или дотянуть до сервиса, гаража, стоянки.

Выезжаем на МКАД, где большой поток и постоянно кто-то стоит на «аварийке». Даже если машина находится на обочине — это уже опасность. Сколько раз в стоящие автомобили врезались другие водители! Так что ребята, помогая завестись, в том числе влияют на безопасность.

Кстати, о безопасности. Волонтеры всегда становятся перед сломавшейся машиной и просят второго водителя отойти на обочину: разговоры только за пределами проезжей части!

Тем временем замечаем Volkswagen Jetta, стоящий на обочине кольцевой дороги. Притормозим? Однако Степан объясняет: «Он не сломался, а ждет передачи из Бреста. В этом месте часто назначают встречи». Чуть дальше, в районе поворота на ул. Слободскую, припаркован грузовик — это традиционное место. Обычно не замечаешь, сколько автомобилей стоит на МКАД не по правилам… Проехав круг по внешнему кольцу, мы очень удивились, увидев и строителей, которые ремонтируют придорожные строения, и каких-то предпринимателей, перекидывающих товар из машины в машину, и просто остановившихся поговорить.

Как говорят волонтеры, 95% внештатных ситуаций на дороге связаны с шестью причинами: автомобиль «замерз», сел аккумулятор, двигатель не заводится, нет инструмента, застрял, проблема с системой охлаждения. Разумеется, добровольные помощники сами должны быть готовы к любому ЧП. Степан нам демонстрирует свой комплект спасателя: трос, набор инструмента, домкрат, лопату, питьевую воду, техжидкости (антифриз, масло).

Двигаемся дальше. Проспект Жукова. В крайней правой полосе стоят два автомобиля. Однако выясняется, что наша помощь уже не нужна — проблема решена. Обычно в подобных ситуациях люди звонят друзьям и лишь в крайнем случае обращаются в службы эвакуации. Если бы больше автомобилистов знало о паблике в соцсети «ВКонтакте», то звонили бы напрямую волонтерам.

— Хотя есть же более современные способы — например, через приложение, — замечаем. — Это быстрее и удобнее.

— Да. Однако, во-первых, такой продукт стоит денег, а у нас нет возможностей оплатить услуги программистов. Во-вторых, нам нужен полный контроль — чтобы не оказалось потом, что кто-то вдруг начинает использовать приложение для рекламы и пр., — отвечает Степан.

Все же о волонтерах узнают очень разные люди — от владельцев стареньких «Жигулей» до обладателей навороченных Toyota Land Cruiser Prado. Ребята говорят: «Нам не важно, на какой машине ездит человек. Готовы помочь всем, кто к нам обращается». В то же время они негодуют, когда за мелкую техническую помощь берут деньги: «В экстренной ситуации таксисты наживаются на обычных автомобилистах, попавших в беду. Официально за свои услуги, например чтобы „прикурить“ машину, они берут 60 тысяч рублей. По факту тариф другой. А в морозы — вообще третий».

Возле автовокзала «Восточный» замечаем стоящую поперек движения Honda Civic. Степан совершает разворот только доехав до разрешенного места. Это, кстати, хороший пример — в какой бы ситуации ни был, не нарушай ПДД!

— Чем помочь? — выходит парень из машины.

— Да уже все. Спасибо! — похоже, ребята удивлены невесть откуда взявшемуся «тимуровцу».

Конечно, специальной статистики волонтеры не ведут. Но навскидку, говорят, помогли нескольким сотням человек. Кому-то подвезли бензин, кого-то дотащили до СТО. Степан вспоминает недавний случай на пр. Дзержинского: «Жара. В крайней правой полосе женщина суетится возле автомобиля. Гляжу — в салоне грудной ребенок. Так и до теплового удара недалеко! Заглянул под капот — соскочил шланг охлаждения. Быстро перетянул патрубок, залил антифриз. Все!»

Случается, конечно, спекулируют помощью. Однажды обратились артисты, мол, помогите, на концерт опаздываем. Волонтеры вошли в положение, отвезли, а оказалось, что это были «корпоративщики». Позвонили, объяснили, что с коммерцией дела не имеют.

Проезжая около ТЦ «Титан», замечаем Volkswagen Golf с поднятым капотом. Вот кому точно нужна помощь! Но пожилой водитель словно чего-то испугался, замахал руками: «За мной уже едут!» В общем-то, реакция мужчины в чем-то предсказуемая: что за ребята? А вдруг денег начнут просить? В обществе, где за все принято платить, безвозмездная помощь воспринимается как нечто ненормальное.

Возвращаясь к вопросу «зачем?», Степан называет еще один мотив: «Мне несложно потратить семь минут и один литр топлива. Представляете, сколько времени и денег я сэкономлю для человека? Потом он кому-то поможет. Тот еще кому-нибудь. Через шесть рукопожатий помощь вернется мне. Закон сохранения доброй энергии в действии».

Снова кольцевая дорога. Рядом со съездом к Зацени стоят сразу три автомобиля на «аварийке». Поочередно притормаживаем у каждого. Водителю Alfa Romeo стало плохо. Наотрез отказывается от помощи.

У парня, управлявшего BMW, проблема с дворником. Меняет его сам. Вскоре он нас опередил на МКАД.

Третий водитель, как оказалось, остановился просто так.

— В паблике мы постоянно открываем новые разделы: поиск попутчиков, юридическая помощь после ДТП, советы при покупке автомобиля, — рассказывает Степан Мордвинов. — Сейчас вот новая идея — хотим найти гараж за символическую цену, чтобы каждый участник группы мог бесплатно и самостоятельно отремонтировать машину.

Еще несколько часов мы кружили по всему Минску. Объехали всю МКАД, вглядывались в стоящие у края проезжей части автомобили на проспектах, сворачивали на мелкие улочки. Но никому экстренная помощь не понадобилась. Только ребята на ул. Есенина, возившиеся возле Citroen, вздохнули: «Вот 20 минут назад ваша помощь пригодилась бы, а сейчас уже справились».

…На самом деле появление таких энтузиастов — это общемировой тренд. Когда повсеместно требуют платить и платить, возникает желание делать наперекор — безвозмездно. Так что если ваш автомобиль сломается, а рядом притормозит машина с зеленой наклейкой, стилизованной под диск, — не волнуйтесь, это свои.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by