Тест: пьяная компания на «восьмерке». А вы так «У»меете?

 
36 718
25 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Некоторые водители неправильно вращают рулевое колесо: их автомобили виляют, попадают не в ту полосу, при повороте чуть ли не выезжают на встречную. Это результат ошибок, допущенных при обучении. Вот чтобы такого не случилось, наш преподаватель Юрий Краснов натаскивает курсантку. Многие советы пригодятся даже бывалым автомобилистам!

Очень хорошо мастерство водителя заметно при прохождении большой восьмерки. Если машина «теряет» траекторию, при выходе из круга автомобиль нужно «ловить», допускаются большие «заломы», то это свидетельствует о банальном неумении управлять с помощью рулевого колеса направляющими колесами. На корню душим ошибки курсантки!

Яре Гориной предстоит вспомнить три способа вращения рулем: эффективный, неэффективный и притормаживание. Ее руки должны помнить первые занятия в классе. Тогда у девушки здорово получалось.

— При заходе на круг лучше немного недорулить, чем перерулить, — объясняет Юрий Краснов. — Когда недоруливают, то корректируют траекторию спокойно. Если переруливают — начинают дергаться.

А вот тот самый бордюр им. Гориной. В прошлый раз курсантка задела его колесом. Преподаватель еще раз объясняет, как предотвратить такие происшествия: «Нужно понимать, с какой скоростью входить в поворот и поворачивать руль. Потому что иначе в начале маневра или при его окончании возникнет проблема — или выедешь на встречную, или заденешь бордюр».

— На «восьмерку» нужно потратить много времени, — предупреждает инструктор. — Только опыт позволит почувствовать траекторию, скорость и так далее.

— У меня, кстати, уже был негативный опыт правого поворота, — вспоминает курсантка, которая уже приступила к практическим занятиям в автошколе. — Мне казалось, что я снизила скорость, а оказалось, что этого было недостаточно. Если бы не инструктор, который резко затормозил, то была бы проблема.

Сначала преподаватель сам демонстрирует, как нужно ловить траекторию, держать ее и выезжать с изгиба на прямую: «На выходе с круга разгоняйся, а перед поворотом сбрасывай скорость».

Теперь девушка садится за руль... и боится!

Ей хотелось бы выполнять все на небольшой скорости. Но преподаватель строг и требует переходить с первой передачи на вторую и даже третью, тем самым подстегивая выполнять упражнение быстро:

— Газ, притормозила, отпустила и рули! Слышала, как «бздынькнула» педаль тормоза? Значит, неправильно отпускаешь ее! Стаскиваешь стопу с педали, а надо переносить!

Переключение рычага КПП при увеличении и снижении скорости — важное условие сегодняшнего занятия. Вопреки расхожему мнению, Краснов заметил, что сначала нужно учиться на «автомате», а уже потом садиться за «механику». От простого — к сложному. Это закон педагогики.

Пока Яра нащупывает траекторию, преподаватель решил затронуть тему положения рук на руле: «На форуме нас упрекают, что они должны обязательно находиться на точках „10—2“. Мы уже отвечали: это необходимо для спортсменов, которые ездят на пределе. Обычному же водителю гораздо важнее заранее увидеть и спрогнозировать опасность, и основные его реакции — торможение и подача звукового сигнала. Маневрирование — это последний рубеж. В автомобильных программах профессиональные спортсмены показывают нам не как держать руль, а как готовиться к опасности. Так же может готовиться и простой водитель, если успеет».

Задача девушки на прямой разогнать автомобиль, включить вторую или третью передачу, а при заходе на круг, во-первых, выжать педаль сцепления до упора, во-вторых, нажать педаль тормоза и снизить скорость до определенной величины, в-третьих, перейти на нужную передачу.

— У новичков иногда случается торможение центральной нервной системы. Их нужно учить поэтапно, а не так, как обычно действуют опытные водители, — упреждает преподаватель. — Например, курсант едет на третьей передаче, а инструктор ему командует сначала тормозить, а потом выжимать педаль сцепления. В результате ученик, при попытке выжать сцепление перестает контролировать силу нажатия на тормоз. Он или останавливается как вкопанный на двадцать метров раньше, либо отпускает педаль и машина по инерции начинает разгоняться. А курсант в панике забывает вообще все. А если попробует взяться за рычаг КПП, то все еще усугубляется. Поэтому наша задача распределить действия по времени и очередности.

Наиболее сложный момент — снижение скорости перед маневром. Нужно уметь это делать своевременно и до нужной величины. Скорость выполнения маневра зависит прежде всего от видимости и обзорности.

— Вот! Новый поворот, и Краснов ревет, — затягивает инструктор, тем самым подбадривая девушку. — Что он там несет? Какой крутите руль?

Сначала мы думали, что курсантке потребуется много-много кругов, чтобы привыкнуть. Но ошиблись: прогресс явный и она довольно быстро освоила алгоритм действий.

Тогда преподаватель решает перейти к заездам на время. В прошлый раз это здорово стимулировало азартную Яру Горину. Как будет в этот раз?

— У тебя слишком вялый разгон на второй передаче. Не бойся переключать рычаг КПП. Не смотри на пассажиров, — устраивает штурм инструктор.

Первый круг девушка проехала за 32 секунды. Но преподаватель знает, что курсантка может лучше.

— Что за детская скорость? Я сейчас усну, — подстегивает он Яру. — Быстрее! Ты не можешь заглохнуть.

— Но могу вписаться в коварные бордюры!

Второй круг занял 31 секунду.

Однако Краснова уже не остановить, он на всю громкость включает магнитолу и кричит во все горло: «Давай быстрее!»

Несмотря на истошно орущие динамики и давление со стороны инструктора, Яра улучшает результат. Итог — 29 секунд.

А теперь начинаются ягодки — вопят не только динамики, но и сидящие сзади пассажиры. Эдакий тест: пьяная компания.

— Я не пойду работать в такси, — заключает девушка. Тем не менее круг она проехала за 27 секунд!

— А мне очень понравилось, как ты перешла на вторую передачу. Как будто заправский шофер, — хвалит Краснов. — Главное, что ты в стрессовой ситуации знаешь, что нужно делать.

Переходим к новому упражнению. Преподаватель говорит, какую включать передачу. Опытный водитель и так ехал бы на пределе, скажем, «второй» или «третьей». Но девушка пока не чувствует, и ей нужна помощь.

— Вторую, — командует инструктор.

— Ой, это страшно, — волнуется курсантка.

— Теперь выжми сцепление, снижай скорость, включай первую, подхвати машину. Зачем ты переносишь ногу на педаль тормоза?

— Это не считается.

— Ладно, представим, что был пешеходный переход и ты готовилась к остановке.

Яра сама не могла поверить, что будет проезжать «восьмерку» на третьей передаче, однако это так.

— Правда, круто? — радуется Краснов.

— Ага...

— Только ты третью включай, а не пятую. И не смотри на рычаг, — после неправильных действий курсантки машина стала дергаться.

Видно, что девушка устала и, как говорится, «поплыла». Инструктор это тоже заметил и решает объявить окончание занятия: «На сегодня хватит».

В конце занятия его участники традиционно подводят итоги. Юрий Краснов: «Пока еще у тебя не тот уровень, чтобы выезжать в город. Хотя некоторые начинающие водители не смогли бы ездить на этом упражнении и переключать при этом рычаг КПП по желанию инструктора так, как ты сегодня этому научилась. В конце занятия мы немного попрессинговали тебя и сделали зачин на новое занятие. А вообще, сегодня за тобой было приятно наблюдать: ни одного бордюра не задела, только сбила несколько фишек».

Яра Горина: «Сегодня мне как-то попроще было, потому что предыдущие занятия не очень получались. Говорят, машина с коробкой-„автоматом“ более предпочтительна для новичков, а в обычной машине приходится дергать рычаг, хотя это мне кажется несовременным».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by