Чечня: провести медовый месяц на мотоцикле в Грозном

 
26 июля 2015 в 10:36
Источник: Яра Горина
Источник: Яра Горина

Сегодня героями нашей рубрики стали по-настоящему храбрые молодожены из Минска. Храбрые хотя бы потому, что мало мужей могут похвастаться тем, что их половинка с радостью согласилась провести медовый месяц где-нибудь в районе Чечни. Тем более поехать туда на мотоцикле и большую часть дороги ночевать в палатках. Наш постоянный читатель Олег рассказал Оnliner.by, как это было.

— Есть байкерская поговорка: уронил — женился. Так вышло и у нас: моя на тот момент будущая жена упала с мотоцикла на нашем первом свидании, — вспоминает Олег. — Отделались легким испугом.

Может показаться удивительным, что новоиспеченная супруга после этого решилась провести свадебное путешествие на мотоцикле. Олег убежден: жена готова поехать с ним хоть на край света, по крайней мере 10 000 километров они уже преодолели.

* * *

Изначально мы ехали в Грузию и планировалось, что в Чечне будем лишь проездом, но встреченные путешественники убедили: бояться не стоит, можно и Грозный посмотреть. Оказалось, это действительно так. Конечно, российские блокпосты стоят, военные с автоматами на изготовку, документы проверяют, но все это мирно, с улыбками. Никаких вопросов не возникало.

Чеченцы тоже весьма доброжелательны. Уровень жизни пусть и не самый высокий, но никогда не скажешь, что в этих местах была война. Например, Грозный — полностью отстроен и выглядит достойно. Особенно эффектно город смотрится при ночном освещении. Впечатляет масштаб мечетей. Трудно представить, что вокруг этой красоты практически пустыня.

Сразу удивляет большое количество оружия: не раз замечали у людей в пробках пистолет на поясе. Хотя сами пробки тут редкость, в основном заторы из-за того, что водители пропускают правительственный кортеж.

Сами чеченцы в общении приятны, их гостеприимство можно сравнивать с грузинским. Отличие лишь в том, что в Чечне в какой-то степени сохранилась древнейшая традиция неприкосновенности гостя. В полной мере мы почувствовали себя гостями страны, когда у блокпоста остановился Mercedes представительского класса, хозяин которого пригласил нас к себе в дом. Очень часто просто тормозили проезжающие водители, предлагали помощь — даже без надобности. Нам удалось немало пообщаться с местными, они просили нас по приезде в Беларусь рассказывать, что в Чечне живут мирные люди, которые рады гостям. Не могу сосчитать, сколько раз мы слышали фразу: «Приезжайте к нам в гости!» Стоит заметить только, что сами чеченцы при этом советуют не искать приключений в горных районах и отдаленных деревнях, где, по их мнению, живут «дикие» люди. А еще сетуют на тех «блудных сынов», которые не смогли прижиться в Чечне, покинули родину и занимаются тем, что создают у иностранцев неверное представление о целом народе.

Конечно, мы были вежливы и старались проявлять осторожность. И, если вежливость была в чести, то предосторожности временами казались даже излишними. Как-то мы решили оставить мотоцикл на стоянке. Нас убедили ничего не снимать, мол, поклажа останется на месте. Так оно и вышло.

Конечно, как и во многих районах на Кавказе, в Чечне не стоит переоценивать свои силы в кафе и ресторанах, где порции настолько огромные, что можно накормить ими несколько таких семей, как мы. Надо отдать должное, если клиент «разгоняется» с заказом, ему об этом скажут. Я не разгонялся, но свои порции так и не смог одолеть — впереди же еще была дорога.

В центре Грозного запрещено движение на мотоциклах, и везде можно увидеть соответствующие знаки. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров ввел такой запрет из-за высокой шумности этого вида транспорта. Местные просветили: «Поезжайте, вы же издалека приехали». Мы так и сделали. Нас остановили практически сразу, однако объяснение, что мы приехали из Беларуси и хотим посмотреть Грозный, решило проблему — для туристов делают исключение. Правда, ощущение, что за нами наблюдают, не пропадало. В какой-то момент мы сбились при движении по навигатору и чуть было не свернули на проселочную дорогу — тут же машина с тонированными стеклами перегородила путь и включила звуковые сигналы. Пришлось развернуться.

К слову, две центральные улицы в Грозном названы именами глав федерации и республики: проспект Путина и проспект Кадырова.

Милиция, вооруженная автоматами, выглядит довольно угрожающе, фотографировать таких стражей порядка рука не поднялась. Вообще, оружейных магазинов в Чечне очень много. Обычно они так и называются — «Оружейные» или «Охотничьи». Размеры у этих «супермаркетов» внушительные. Однажды мы видели даже умилительную картину соседства миниатюрной белорусской «Милавицы» и огромного «Оружейника» в три этажа. Вдоль трассы таких соседств невероятное количество: маленькие продуктовые магазинчики располагаются в тени торговых центров с боеприпасами.

Самые популярные машины в Чечне — белые Lada Kalina, Lada Priora и даже «Жигули». Как-то попали в «жигулевую пробку» — вся трасса была ими забита. По рассказам, эти авто покупают не столько из-за недостатка средств или дешевизны, скорее их ценят и любят.

Из правил поведения стоит вспомнить запрет на алкоголь — и не только для водителей. Относятся к этому очень серьезно. Один из местных немало удивил нас своей убежденностью, что взрывать алкогольные магазины не только можно, но и нужно, потому что приезжать и ломать чужие традиции как минимум неприлично.

Дороги в Чечне в целом хорошие. Есть какие-то проблемные участки, но их совсем немного, и они ремонтируются или восстанавливаются. Зачастую такие места перекрыты дорожными службами. Взять машину напрокат в Чечне, вероятно, будет проблемой, но ехать путешествовать на своей можно вполне.

По горным дорогам мы не катались из-за предупреждения местных о «диких людях» (традиционалистах). Ко всему прочему, поскольку я путешествовал с женой, а на улице стояла тридцатиградусная жара, мне не очень хотелось надевать на нее «плащ-палатку». В городах местные традиции обязывают туристок не оголять плечи и колени (платки должны носить только чеченки), но в горах к этому несколько иное отношение.

Нужно быть готовым — ПДД водители не соблюдают вообще. Впечатление, что там и правил никаких нет. Как-то мы остановились на светофоре, и водитель, увидев, что мы не местные, предупредил: «Ребята, вы поаккуратнее, у нас тут правил не соблюдают». Такие предупреждения мы слышали неоднократно. Впрочем, стоит отметить особую культуру на дороге: если кто-то кого-то обгоняет, то водители не увеличивают скорость, не догоняют и не учат, они притормаживают, пропускают. «Наверное, человеку надо, торопится», — объяснил нам один автолюбитель. В целом же движение можно описать как резкое и очень быстрое: неожиданно перестраиваются, указатели поворота не включают, видимо, принципиально, плюс ко всему — беспрерывно сигналят. Система такая: посигналил — перестроился, повернул и так далее. Нашему спокойному водителю придется туго, определенная закалка тут нужна.

Подтвердим один из стереотипов: на свадьбах там действительно стреляют. Свидетелями такого действа мы стали прямо на столичной дороге: свадебный кортеж и очередь из автомата. Высовываются из люков машин и палят в воздух. Не знаю, боевыми ли патронами, но громко.

Заправок хватает — проблем не было. Отличаются они от наших лишь наличием молитвенных комнат в самом здании или отдельно стоящих.

Безусловно, трудно представить активный туризм в Чечне, хотя бы потому, что моря там нет, а достопримечательности скорее природного характера. Загореть можно точно — от жары у нас не раз выключался навигатор. Но места живописные: впечатляют и горы, и реки, и зеленеющие равнины. Но больше всего удивляешься местному духу, невероятной приветливости, общей самобытности и национальному самосознанию людей, которые там живут.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by