Отхожее место. На остановки выбрасывают тонны мусора — нарушителей снимают фотоловушки

 
30 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Мусорная проблема неожиданно обнаружилась на местных и республиканских дорогах. Автобусные остановки в основном стараниями дачников превращаются в свалки. Дорожники говорят: «Наша второстепенная задача опустошать урны постепенно стала основной. Вместо ремонта и строительства дорог мы занимаемся вывозом мусора: только в Минской области ежедневно собираем тонны отходов. А сколько на это уходит денег!» Бороться с нарушителями пытаются с помощью фотоловушек, но пока большого эффекта новая мера принести не успела, хотя некоторые граждане умудрились попасться по несколько раз. Во время репортажа по окрестностям Минска корреспонденты Onliner.by пробовали разобраться в ситуации с отходами, которые оказываются на обочинах и остановках.

Утро буднего дня. Движемся по местной дороге МКАД — Городище — Старое село. «На самом деле можно проехать по любой трассе — везде картина примерно одинаковая: мусор на обочинах, горы пакетов возле остановок, иногда даже на проезжей части, — говорит заместитель генерального директора „Минскоблдорстроя“ Александр Белянкин. — Обычно это происходит так. Выезжая с дачи, люди захватывают пакет с мусором и выбрасывают на ближайшей остановке. Это удобно, но является нарушением законодательства».

Александр Белянкин

За примерами далеко ехать не пришлось. Притормаживаем вблизи деревни Новая вёска. На автобусной остановке возле урны сложены пакеты. Некоторые уже разорваны бродячими собаками. Хорошо, что не ветрено, иначе мусор разнесло бы по всей округе. Примечательно, что об ответственности за свалку строительных и бытовых отходов предупреждает табличка, которая размещена прямо на остановке.

— Урны установлены, чтобы пассажир мог выбросить обертку от мороженого или кожуру от банана, — объясняют свою позицию дорожники, — но не тащил бы сюда мешки со строительным мусором, обломки шифера или огромные пакеты с объедками.

Особенно много работы, по словам сотрудников «Минскоблдорстроя», после выходных. Дежурная бригада, которая передвигается обычно на грузовой «Газели», фактически весь понедельник занимается только уборкой мусора. Так сказать, ликвидирует последствия массовых выездов на шашлыки.

Чтобы читатели могли представить масштаб проблемы, дорожники называют такие цифры. У «Минскоблдорстроя» 23 филиала по всей области, в каждом — по 2—3 бригады. То есть около 60 «патрулек», как их еще называют, заняты исключительно мусорной проблемой.

— Примерно 10% бюджета уходит на уборку дорог. В денежном выражении это 15—20 миллиардов рублей. За такую сумму можно отремонтировать и уложить новое покрытие на 15—20 километрах какой-нибудь трассы, — рассуждает Александр Белянкин. — А нужно всего-то, чтобы люди выбрасывали отходы в отведенных для этого местах.

Едем дальше. Остановка «Дачи». Урну буквально выдрали с корнем (вандализм — еще одна большая и отдельная проблема). Рядом в кучке лежат пакеты. Тут же кто-то вынес стекло и бросил на землю — осколки разлетелись во все стороны. Мало приятного приходить на такую остановку.

— А еще мухи, неприятные запахи, словом, антисанитария и даже риск создания аварийной обстановки, — считают дорожники. — Вот что будет, если бутылка выкатится на проезжую часть? Правильно, на скорости водитель может начать маневрировать. Того и гляди не справится с управлением, выедет за пределы проезжей части или вовсе на остановку...

Сиюминутно убрать мусор невозможно. «Патрулька» проезжает раз в сутки, обычно утром. На следующий день бригаду опять ждут горы пакетов. Напоминает сизифов труд.

Дубенцы. Рядом несколько садовых товариществ. Так что картина примерно такая же, как в среднем по трассе: груда пакетов после пикников. Дорожники грузят их в кузов «Газельки». После этого мусор отправится на базу, там его перекинут в мусоровоз и отвезут на свалку.

— Хорошо. Может, стоит пойти на поводу, установить большой контейнер, раз урны не хватает? — спрашиваем.

— Обождите, сейчас покажу, — усмехается Александр Белянкин.

Через пять минут паркуемся возле деревни Старое село. На остановке — контейнер, лежащий на боку. Рядом 10—15 мешков, в основном со строительным мусором. Натуральная свалка! На остановку, во всяком случае, не похоже.

Буквально в километре — такая же картина. Возле поворота к деревне Закаблуки тоже поставили контейнер. Его опрокинуть не успели. Заполнен он доверху, а рядом — еще мешки.

— Неужели ставить второй контейнер? — спрашивает заместитель генерального директора «Минскоблдорстроя». — В Воложинском районе мы пошли на поводу. Поставили второй, третий, четвертый, пятый... А количество мусора только увеличивалось.

Это как с парковками: сколько ни строй, все равно будет мало. Очередная точка лишь увеличивает спрос, порождая новый масштаб проблемы. Мусор начинают свозить уже не только с ближайшей деревни, но и с дачного поселка, расположенного поблизости. Потом со всей округи, района и так далее. Только вот на фоне горы отходов рискует затеряться автобусная остановка, которая будет похоронена под чьими-то объедками и пластиковыми бутылками.

— Все-таки дорога не место для свалки. Это то, что мы видим каждый день. Пейзаж полей с пшеницей и березовыми рощами не должен сменяться горами мусора. В конце концов, это создаст неприятное впечатление у туристов, приезжающих в нашу страну, — заключает Александр Белянкин. — Мы возмущаемся, когда кто-то выбрасывает окурок на проезжую часть из окна автомобиля. А тут бедствие помасштабнее.

В самóм Старом селе на остановке нашли разбросанные бутылки. Свинство! Там же установлен киоск. По идее его владелец должен обеспечить уборку прилегающей территории. Эта обязанность прописана в договоре, который с ним заключают. Но в данном случае киоск заколочен. Прибраться некому... Опять на помощь спешит патрульная машина дорожников.

Близ этой деревни обнаружилась еще одна проблема. Если во всех случаях, приведенных выше, обычно фигурировали дачники, выбрасывающие мусор по дороге домой, то здесь речь о более серьезном нарушении. Кто-то целенаправленно с грузового автомобиля скидывал строительный мусор. Наскидывал аж на целый съезд.

— Свалку обнаружили на прошлой неделе, — рассказывают дорожники. — Началось разбирательство. Сразу было неясно, чьих это рук дело. Установили автомобиль. После этого оформили административный материал. Просим назначить нарушителю штраф в 50 б. в. (сейчас — 9 миллионов рублей).

Да, с недавних пор дорожники стали применять новую технологию обнаружения нарушителей — с помощью так называемых фотоловушек. Это замаскированные камеры, которые размещают в неприметном месте: на столбе или дереве. Они направлены на остановку и реагируют на движение.

Когда кто-то появляется в зоне обзора объектива, камера делает серию снимков и может передавать фотографии в режиме реального времени по мобильной связи. Потом полученные кадры анализируют. Затем составляются протоколы и отправляются в Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Специалисты трактуют выброс мусорного пакета на остановке как нарушение законодательства об обращении с отходами по статье 15.63 Кодекса об административных правонарушениях. За это предусмотрен штраф — от 5 до 50 б. в., предпринимателю — до 200 б. в., юрлицу — до 1000 б. в.

Иногда фотоловушку замечают. Один водитель уже выгрузил пять мешков со строительным мусором, но в последний момент заметил камеру. Загрузил все обратно в багажник и сам поехал сдаваться в милицию.

Нам продемонстрировали свежие фотографии тех, кто попался фотоловушкам. Разные люди разного возраста. Возможно, они думают, что не делают ничего предосудительного? Наверняка. Рассуждают: «Я же привез пакет к централизованному месту, откуда его заберут. Не бросил в лесу, не высыпал на обочине». То есть это не злостные нарушители, а просто не осведомленные об особенностях законодательства. Почему же они так поступают? Очевидно, проблема требует анализа, а не только штрафных санкций.

— Мы этим вопросом плотно занимались, изучали, откуда вообще везут мусор, — рассказывает главный инженер Владимир Мелешко. — В основном с дачных массивов. Например, в Дзержинском районе в одном месте расположено 14 садовых товариществ (СТ). Формально контейнеры для мусора есть в каждом. Однако при более детальной проверке оказывается, что где-то заварены, где-то амбарный замок висит (якобы его снимают в выходные), где-то они стоят в самом дальнем углу. В чем же причина? Товарищества платят за вывоз мусора. Чем его больше — тем выше сумма. Поэтому некоторые председатели СТ экономят, таким образом снижая затраты. Но ведь мусор никуда не девается — он оказывается на обочинах, остановках.

Кстати, сколько стоит услуга по вывозу мусора? Например, жители деревни Городище (Минский район) платят 75 тысяч рублей в месяц, чтобы раз в неделю к ним заехала специальная машина. Разовый вывоз строительных отходов в Минске обойдется в $30—50 (в зависимости от вместительности автомобиля). Однако ведь можно совсем не платить. Некоторые считают, что это должно быть безвозмездно, хотя такого не бывает — просто за них платят другие.

На фоне всего этого произошло смещение ответственности. По сути, коммунальной проблемой сейчас занимаются дорожники, отвлекаясь от основных обязанностей. А кто же вместо них будет латать ямы и реконструировать наши дороги?