Дорогами Тулузы (Франция): счастье пешехода, безопасные дворы, ночные бабочки и аэробус на перекрестке

 
02 августа 2015 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский; klessk.livejournal.com
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский; klessk.livejournal.com

Город Тулуза лежит в стороне от туристических маршрутов, которыми обычно следуют белорусы. Где она вообще, эта Тулуза, что там делать? Вопросы резонные, а ответа однозначного нет. Во Франции у каждого города свой шарм, своя изюминка. В Тулузе находится гигантский сборочный конвейер Airbus, и это главная местная достопримечательность. Оказавшись в «розовом городе», корреспонденты Onliner.by смотрели и вверх — на взлетающие А380, и вниз — на французские дороги. Продолжаем цикл путевых заметок, сравнивая зарубежную автожизнь с белорусской.

Французы не уважают белорусский «пластик»?

Капиталисты строят отличные дороги, за проезд по которым не жалко заплатить, но недолюбливают карточки, выпущенные в одной маленькой и гордой стране. По дороге в Тулузу из Биаррица один из терминалов на трассе отказался брать «пластик» сразу трех белорусских банков. Пришлось договариваться с оператором, нажав кнопку связи, чтобы оплатить «кэшем», оставив монеты в специальном ящике. Поэтому наличность, если вы выехали на французский хайвей, лучше иметь про запас.

Пробки: что делать, если очень много машин

Белоруска, жительница Тулузы, на встречу к которой мы направлялись, сразу предупредила: в четверг вечером и в пятницу после обеда на городских дорогах лучше не показываться. Вообще! Потому что пробки. А если выехал, закладывай к маршруту на всякий случай два-три дополнительных часа. Тулуза — не Москва, но в пиковые часы она может быть круче Москвы. Заторы на кольцевой достигают десятков километров. Богатый французский город, аэрокосмический центр страны, не справляется с огромным потоком машин.

Эта проблема возникла не вчера. Бурное развитие промышленности привлекает сюда десятки тысяч людей. Вместе с пригородами население Тулузы составляет около 1,3 млн человек. И больше чем у половины из них есть автомобиль. В целом по Франции на 1000 человек приходится около 600 машин.

Вроде бы все сделано по канонам — есть кольцевая, город пронизывает сеть магистралей непрерывного движения. Существует система перехватывающих паркингов, где можно оставить машину бесплатно, а потом сесть в метро. И все равно в Тулузе — автобум, автохаос, а каждый вечер и утро, исключая, может, летние месяцы, десятки тысяч Peugeot и Citroen тянутся медленно под жарким солнцем — плетутся обреченно и привычно.

Культура «пробкостояния» на высоте — никаких объездов по обочине, глупых маневров и хамства.

Проблему заторов в городе решают различными способами — увеличили полосность на ТКАД (в отдельные дни по кольцевой проезжают около 130 000 машин), разработали сложную систему для реализации управляющих воздействий в условиях заторов. Внедрили системы для информирования водителей о дорожной ситуации — чтобы могли вовремя свернуть и поехать в объезд.

Внешнее кольцо безнадежно стоит, внутреннее свободно: на табло показано время, которое понадобится, чтобы доехать до ключевых объектов

А главная «антипробковая» мера, по мнению местного горисполкома, — активное развитие общественного транспорта. В городе пустили скоростной современный трамвай, увеличивают количество автобусных маршрутов. Какое-то время всерьез обсуждали футуристическую идею — запустить назло пробкам воздушную железную дорогу SkyTran. Но оказалось, дорого.

Трамвай в Тулузе. Фото klessk.livejournal.com
Общественный транспорт движется по выделенным полосам — там же могут ехать автомобили такси и специальных служб

Машины из центра — вон!

Оставив машину на парковке у отеля, в центр города идем пешком. Центр Тулузы некоторое время назад очистили от автомобилей, действуя жестко и решительно. Часть улиц превратили в пешеходно-велосипедные. Хочешь прогуляться к кафедральному собору? Оставляй свое «железо» за городом, садись в метро и гуляй сколько влезет.

Французы — люди дисциплинированные. В каком-нибудь Марселе, конечно, все иначе, но за несколько дней поездок по Тулузе нас ни разу не подрезали. Если говорить о центре, то на одну лишь дисциплинированность местные инженеры по организации дорожного движения не рассчитывают. Там, где стоять запрещено, не ограничиваются запрещающей разметкой и значком с эвакуатором, который может приехать, а может и нет. Все потенциально опасные места — на перекрестках, у пешеходных переходов, вблизи университетов и школ — утыканы по краям заграждениями различных типов — заборами, тумбами, кругляшами из бетона, столбами и столбиками. Есть вопросы с эстетикой, но если знаки не работают, как иначе проблему решить?

Каннский вариант

Типично французская организация перекрестков с низкой интенсивностью движения. Такие круги — по всей стране.

«Спящие полицейские» в Европе встречаются и погуманнее. В Тулузе любят такие.

Выделенные велодорожки почти везде, хотя велосипедисты активно лезут на проезжую часть.

Еще одна французская особенность — светофоры дублируются на уровне глаз водителя, чтобы было удобно.

Канны. Два типа светофоров поначалу кажутся «излишеством», но быстро привыкаешь и, вернувшись в наши края, интуитивно ищешь тот, что поменьше

Практически на всех перекрестках разрешен поворот налево. Есть светофоры (с «крестом»), которые подскажут водителю, поворачивающему налево, остановится встречный поток или нет. Удобно, потому что не нужно гадать.

А вот дорожные работы, как и у нас, часто ведут в разгар рабочего дня...
Во французских городах запутаться сложно. Используются «четкие» знаки указания направления движения с тремя типами шрифтов в зависимости от удаленности объекта

Счастье для пешехода

Пешеходные бульвары в центре городов формируют абсолютно другое их восприятие — это город не для машин, а для людей! Светофоры в Тулузе тоже настроены исключительно в интересах пешеходов. Зеленый при нажатии на кнопку срабатывает мгновенно — в такую скорость поначалу сложно поверить. И пусть Citroen с Peugeot подождут.

Переходов во французских городах много, искать место, где бы перебежать дорогу, не приходится. Если нет светофора, активно используются различные способы заужения проезжей части.

Подземные пешеходные переходы во Франции отсутствуют как класс. Под землю «зарывают» машины

Когда за перекрестком — самолет

Несколько раз в месяц, в зависимости от меняющегося графика, в окрестностях Тулузы можно наблюдать любопытнейшее зрелище. По небольшим городкам на трейлерах везут ночами запчасти для авиалайнеров. Конечная цель — завод Airbus. По узким улочкам плывут элементы фюзеляжа, посмотреть на шоу стекаются сотни зевак. Дорожное движение, разумеется, в это время перекрывают.

«Конвой» Airbus. Фото aviapassion.forumactif.com
Расписание можно найти на сайте www.igg.fr. Впрочем, верить ему можно не всегда. Прождав полночи, грузовиков с крыльями и хвостами мы так и не увидели

Дворы без машин — это здорово

Мы заглянули в типовой двор жилого комплекса, чтобы понять, соприкасаются ли там машины и люди. Кажется, архитекторы постарались сделать так, чтобы свести этот контакт к минимуму. В центре жилого «колодца» — клондайк для пешеходов, детей, мам с колясками, а машины остаются с внешней стороны здания.

Парковочные места закреплены за каждой квартирой. Есть и подземный паркинг.

Специальный въезд для пожарных, закрытый шлагбаумом, — простое решение на случай ЧП, когда пробраться к подъезду нужно как можно быстрее.

Практически во всех дворах установлены системы видеонаблюдения

На светофоре к вам подойдут... 

Приятный в целом город, почти домашний, не суматошный, Тулуза вечером преображается.

В приближенных к центру кварталах бурлит ночная жизнь, выходят на работу девицы, молодые и не очень. Стоишь на светофоре, а в окно уже стучится мадам, улыбается и кричит что-то то ли про 30, то ли про 50 евро. А рядом, там, где не светят фонари, сидят ребятки на видавших виды «корчах» и ждут, чем беседа закончится. Южный город! Что с него взять.

Белорус во Франции: о полицейских, штрафах, парнях на «гольфиках» и культуре вождения

То, что подметили мы, на поверхности. О Франции автомобильной мы поговорили с белорусом Владимиром, которые живет в Тулузе давным-давно и каждый день проделывает путь в 130 километров по дороге из дома на работу и обратно.

— Проблема пробок в городе есть, но ее пытаются решать, — рассказывает он. — Даже несмотря на заторы и плотный трафик, в Тулузе дышится легче, чем в Минске. В Беларуси больше старых машин. Все эти дымящиеся МАЗы… Такое здесь невозможно.

Мне, наверное, повезло. Работаю почти в самом центре. Тем не менее знаю несколько вариантов, как заехать в город, минуя дорожные неприятности. Еще больше повезло с парковкой. Искать место по всему кварталу не приходится. На первом этаже, под офисом, имеется паркинг. Если бы его не было, вероятно, и я бы оставлял машину за кольцевой, добираясь на работу на метро.

— Вы говорите о большом количестве старых машин в Минске, но и в Тулузе автопарк не блещет новизной…

— Известные вещи: в Минске больше внедорожников, а если нет Mercedes, то жизнь не удалась. Так, кажется, думали еще пару лет назад. Здесь наоборот. В гараже у человека может стоять Ferrari или Bentley, но на работу он поедет на Peugeot 206. На маленьком компактном автомобильчике, чтобы было удобно. Шеф моей фирмы и вовсе ездит на скутере. А его бедным никак не назовешь.

— Французы — патриоты в плане выбора машин?

— Большое количество местных марок, разумеется, бросается в глаза. Суть такого «патриотизма» — в оптимальном соотношении цены и качества. Французскую машину, особенно «бэушную», можно дешево купить и дешево обслуживать. Какой-нибудь 7—8-летний Scenic на ходу реально приобрести за 2500—2700 евро. Останется купить страховку, что совсем не дорого, и катайся себе без проблем.

— Scenic, конечно, будет дизельным?

— Разумеется! Нефть падает, дизель на заправках сейчас продают по 1,12 евро, а 95-й бензин — за 1,50.

— А как насчет джентльменов за рулем? Или это нам просто показалось?

— Разница в культуре вождения между Беларусью и Францией сразу же бросается в глаза. Здесь, чтобы увидеть на дороге откровенного хама, надо постараться. Как правило, все едут спокойно, без «шашечек» и резких движений. Камеры стоят на многих перекрестках, фиксируют и скорость, и проезд на желтый свет. Проехал на желтый — получи фотографию, заплати штраф, еще и «пункты» из прав изымут. Что касается скорости, то быстро по многим улочкам не поездишь. Они узкие, а широких проспектов здесь мало. Поэтому нарушают редко.

— Спокойное вождение как-то связано с величиной штрафов?

— Не думаю. Просто люди привыкли не нарушать. В этом регионе — точно. Надо тебе повернуть куда-то — пропустят. Надо выехать — пропустят. Первая машина не остановилась, что крайне редко бывает, — вторая станет железно. Там, где какие-то сужения, обязательно будет действовать правило «елочки». Один автомобиль проезжает слева, один — справа. Это закон.

— Вас во Франции штрафовали?

— Еще в 90-х — за скорость. Второй раз — года три назад, в сельской местности, где не было ни души. Ехал, никому не мешал, говорил по мобильному телефону. Навстречу двигался гражданский автомобиль, а за рулем были полисмены. Развернулись, включили мигалки, тормознули. За телефон здесь раньше изымали три «пункта» из прав (всего их 12) и штрафовали на 90 евро. С 1 июля эти нормы ужесточили. Теперь разговор по телефону за рулем «стоит» 135 евро. Более того, запрещены любые наушники, проводные и не проводные.

Что касается полиции, то ведут себя они как и наши. Будете агрессивно отвечать — будут проблемы. Если нарушения нет, придумывать его не станут. В этом году меня остановили. Была проверка документов и контроль за состоянием резины. Зимняя резина здесь необязательна, но на колеса смотрят. А я как раз ехал на абсолютно лысой «зиме» к ребятам в гараж, чтобы купить комплект б/у. Начал извиняться, они говорят: так еще можешь поездить, полмиллиметра осталось, все нормально. Вот такой человечный подход.

Канны. Еще одна вариация конструктивных элементов, не дающих водителю заехать на тротуар

— Кстати, я читаю Onliner.by каждый день и удивляюсь, как же много в Беларуси ДТП — авария на аварии! — говорит Владимир. — Здесь я вижу ДТП крайне редко. Практически нет побитых машин. Поцарапанные бамперы — да, встречаются, но это из-за плотности на парковках.

Не каждая девушка припаркуется в таком боксе!
Тех, кто паркуется не по правилам, и во Франции наказывают «народные мстители»
Парковочные места для инвалидов: здесь пространство не экономят

— Неужели и ребята на BMW в Тулузе не зажигают?

— Здесь в качестве «хулиганского автомобиля» выступает Volkswagen Golf. На Golf разъезжают темнокожие парни из Северной Африки. Нечасто, но их можно увидеть — сидят в старенькой машине по 4—5 человек, рвут с места под зычный рык глушителя.

— Проблему пьянства за рулем во Франции обсуждают так же активно, как у нас?

— Во Франции разрешено выпить 2 бокала вина или пол-литра пива, а потом сесть за руль. Что касается обсуждений… Пьяных ловят, устраивают рейды, особенно в выходные дни. Стоят у ночных клубов. И профилактические кампании проводили. Но чтобы это было реальной проблемой, я бы не сказал.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by