Наша читательница минчанка Галина вместе с мужем отправилась на работу по контракту в Австралию, страну с левосторонним движением. Там, в столице, они прожили уже больше года. Канберра примерно в 2,3 раза больше Минска и вмещает в себя почти в 7,5 раза меньшее население (355 тысяч человек). С такой небольшой плотностью, как можно предположить, в городе нет забитых парковок, пробок, для машин есть много пространства. Так ли это? По словам девушки, при развитой автомобильной инфраструктуре она чаще пользуется автобусом, нежели личным транспортом. В чем же феномен?
Австралия настолько огромна, что, перемещаясь внутри страны, зачастую в целях экономии времени лучше выбирать самолет, чем какой-либо другой вид транспорта. К примеру, расстояние от Сиднея до Мельбурна около 800 км, что равно 2 часам полета или 8—10 часам на машине. И это еще не самое дальнее. До некоторых уголков Австралии вообще не добраться ничем, кроме самолета. Из Сиднея до Перта самолет летит около 5 часов, ведь надо преодолеть почти 3,5 тыс. км. Железная дорога в Австралии развита только в штате Виктория. В остальных же ее либо вообще нет, либо поезда слишком медленные.
Автобусы в этой стране, как и во многих европейских, движутся по выделенной полосе и с хорошей скоростью. В знойную австралийскую жару практически в каждом автобусе работает кондиционер, остановки на большинстве маршрутов осуществляются по требованию пассажиров. Их названия, как ни странно, не объявляются, так что придется вооружиться мобильником с GPS и следить за маршрутом.
Несмотря на развитый общественный транспорт, австралийцы все равно предпочитают иметь свой личный. На машинах здесь ездят практически все: молодежь от 16 и те, кому уже давно за 70. Вполне обычным считается наличие огромных парковок внутри школьной зоны. Большинство парковок — платные. Особенно это касается мегаполисов (Сидней, Мельбурн, Брисбен). В центре больших городов имеются пешеходные улицы, куда машинам въезд вообще запрещен, а если где-то и есть место для парковки, то цены зашкаливают.
Все это сделано специально, чтобы в центре было меньше машин. В крупных городах Австралии много бесплатных перехватывающих парковок, куда можно добраться на авто, оставить его там, а дальше сесть на поезд или автобус и ехать в центр города.
На улице же машины можно парковать там, где нет запрещающих знаков. Платных уличных парковок здесь очень много, встречаются и бесплатные, иногда можно увидеть авто прямо на газоне.
Это скорее исключение, встречающееся при проведении крупного спортивного мероприятия или массовых народных гуляний. В большинстве своем австралийцы живут в частных домах, поэтому имеют собственные гаражи у дома.
Те, кто живут в многоэтажках, также могут не беспокоиться, где оставить машину, так как в домах есть подземные паркинги, где для каждой квартиры выделено машино-место.
Какие автомобили можно встретить на улицах Австралии? Абсолютно все: большинство, конечно, японские Toyota, Nissan, Lexus, Infiniti, Mazda и другие. Есть корейские Kia и Hyundai, но довольно часто можно увидеть и европейские BMW, Volkswagen, Citroen, Peugeot, Renault, а также американский Jeep. Что касается цвета, преобладают светлые тона и белый. Сказываются постоянная жара и прямые солнечные лучи. Водители встречаются разные, как и у нас в Беларуси. Одни подчеркнуто уступают дорогу, пропускают, другие специально нажмут на газ, чтобы не дать перестроиться. Самые наглые автомобилисты — шоферы автобусов. Сзади на кузовах средств общественного транспорта размещена надпись «Уступи дорогу». Вот профессиональные водители этим и пользуются.
Есть здесь также уникальная местная модель авто, которая встречается кроме Австралии разве что в Новой Зеландии. Марка называется Holden. Первый завод основали еще в 1856 году, а после 1931-го материнской компанией Holden стала General Motors.
В какой-то момент ловишь себя на мысли, что вокруг видишь машины только с местными номерами (что естественно, страна ведь — большой остров). В основном авто новые, создается впечатление, что только что из салона. Может быть, все потому, что пошлина на ввоз б/у иномарки составляет около 20 000 австралийских долларов (1 австралийский доллар примерно равен 11 000 наших рублей). Платить ее нет смысла: гораздо дешевле купить новое авто, и если захочешь продать, то сделать это уже внутри страны. Очень много в Австралии машин с автоматической коробкой передач. И это совсем не из-за лени к вождению на «механике», а скорее, из-за безопасности. Местность достаточно гористая.
Штрафы за нарушения огромные. Например, за превышение допустимой скорости на 40 км/ч — штраф чуть больше 500 австралийских долларов, за превышение разрешенной скорости внутри школьной зоны сумма увеличивается в три-четыре раза (в зависимости от штата). За превышение максимально допустимого содержания алкоголя в крови водителя на 0,15 промилле и более — штраф до 3500 австралийских долларов. Эти суммы вполне оправданы, ведь австралийскому водителю и так многое позволено: качественные дороги, высокие скорости на автомагистралях (до 110 км/ч), до 0,5 промилле алкоголя в крови.
Есть также несколько увлекательных фактов об австралийских дорожных знаках. Так, например, многие из них дублируются надписями. Внизу белого треугольника в красной рамке так и написано «Уступи дорогу», это же касается знака «Движение без остановки запрещено» («Stop») и «Въезд запрещен». Надпись «Держитесь левой стороны» тоже часто можно встретить.
Уникальные предупреждающие знаки с изображением животных Австралии (кенгуру, вомбата или коалы) не могут не привлечь к себе внимания. Их миниатюры даже продают в сувенирных лавках.
Предупреждающий знак о пешеходном переходе на дороге выполняется в желтом цвете и изображены на нем только ноги человека. Заметно, что пешеходных переходов в Австралии немного. То есть они конечно есть, особенно в центре городов, где много туристов. Удивительным же остается тот факт, что в некоторых городах встречаются улицы, где ни только нет ни одного перехода, а нет даже дорожек для пешеходов.
Перед пешеходным переходом часто можно встретить светофоры, висящие под углом 30 градусов и мигающие желтым. Как и во всем мире, переходить улицу здесь разрешено на зеленый. Есть нюанс — сигнал светофора очень короткий, если не знать одну местную хитрость, не удастся даже перебежать дорогу. Оказывается, идти можно и на мигающий красный, который в два раза длиннее зеленого.
Зато повсюду полно велодорожек и специально выделенных полос для велосипедистов. Глазу водителя двухколесного транспорта откроются потрясающие пейзажи зеленого континента.
В Мельбурне есть несколько уникальных правил, которые встречаются только в Австралии. Так, например, если вы едете по центру города и нужно свернуть направо, то сначала следует перестроиться в специально отведенную крайнюю левую полосу, а из нее, пропустив параллельный и встречный потоки, повернуть направо. Весьма и весьма необычно.
Мельбурн также известен как город трамваев. Здесь есть улицы, которые принадлежат только трамваю и пешеходам, или улицы, где трамвайная колея используется и как полоса для автомобилей.
Движение в крупных городах достаточно активное, поэтому в них очень много развязок, мостов, тоннелей. Особенно это касается Сиднея. Тот, кто только что приехал в этот город и решил прокатиться на машине по центру, должен быть готов навернуть не один круг по одним и тем же улицам и потратить много времени, прежде чем удастся разобраться, куда выводит тоннель или полоса на дороге. Навигатору, кстати, здесь тоже тяжело, так что на него надежды нет никакой.
...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by