Мотоинструктор: многие ДТП с участием мотоциклистов можно предотвратить. Но людей нужно научить ездить

 
26 065
01 октября 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

Очередной мотосезон постепенно подходит к концу. Снова были аварии, снова получали травмы и гибли люди, а на нашем форуме не раз разгорались горячие споры о том, кто в этом виноват. Ясно одно — никого такая ситуация не устраивает. Всем нужны безопасные дороги и взаимовежливые участники дорожного движения. Как этого добиться, в чем можно упрекнуть мотоциклистов, а в чем отношение к ним предвзятое, можно ли ездить по городу на двух колесах и при этом не попадать в ДТП — на эти и другие темы корреспондент Onliner.by пообщался с организатором движения Motohelp Дмитрием Бельским.

Мы застали Дмитрия на площадке. Под его руководством неопытные мотоциклисты учатся здесь не попадать в аварии: рулить куда следует, тормозить где нужно, маневрировать между конусов. Есть группы, в которых люди только-только примеряются к мотоциклу. В других — уже более опытные, поездившие водители. Кто-то приезжает на собственном байке, но в основном ездят на том, что дадут. Это как в автошколе: во-первых, уметь ездить нужно на всем, а во-вторых, если вдруг случится падение — не так жалко поцарапать учебный мотоцикл. А падения случаются и нередко. И это несмотря на то, что скорости здесь невысокие, а байки объемом двигателя всего до 125 кубов. Кстати, уже скоро новичок сможет получить права на управление только подобными мотоциклами. А чтобы пересесть на что-то помощнее, придется сначала отъездить два года.

Дмитрий Бельский

— С одной стороны, это правильно, на таких мотоциклах и нужно учить основные элементы вождения, — говорит Дмитрий. — Но два года — это очень много. Человек должен получить навыки, иметь определенную накатку. Для этого ему будет достаточно одного года, и то в исключительных случаях. Потому что с такими маломощными байками есть свои нюансы. В условиях городского трафика они не способны грамотно разгоняться, на них не так просто адекватно перестраиваться, они не настолько четко реагируют на рычаги управления, оснащаются слабыми тормозными системами, и на них, как правило, не устанавливают качественную резину, которая обеспечивает должное сцепление с дорогой.

— Предполагается, что малая мощность этих мотоциклов убережет на дороге их владельцев, которые еще не обладают достаточным опытом.

— Если человек не справится с мощным мотоциклом, то он не справится и с таким. До 60—80 км/ч на нем все равно разгонишься, но сумеешь ли ты в случае чего грамотно оттормозиться, адекватно отреагировать на дорожную ситуацию? Ведь в городе аварии чаще всего происходят не на запредельных скоростях. Это в комментариях пишут, мол, мотоциклист летел. Он не летел — он быстро разгонялся. И основной фактор, влияющий на дорожную безопасность, — это не кубатура, а навыки водителя. Нужно учиться правильно ездить.

— Но ведь нередко в аварии попадают люди с правами соответствующей категории, с определенным опытом. Неужели их навыков не хватило, чтобы избежать ДТП, или все же бывают ситуации, когда всего предугадать невозможно?

— Существует понятие дорожной стратегии. Даже если мы говорим о тех авариях, когда перед мотоциклом внезапно выехал автомобиль. В плотном городском потоке такое происходит сплошь и рядом. Отчего? От недостаточной видимости, от плохого обзора. Мотоциклиста не видно за другой машиной, и он не видит препятствия. Такое не так давно произошло на улице Ваупшасова.

Подобных аварий можно и нужно избегать. Несмотря на то что в данном ДТП мотоциклист не виноват, он мог бы сбавить скорость, убедиться, что на пути никого не окажется, проверить, из-за чего водитель попутного автомобиля притормозил и так далеко отпустил дорожный поток. Это всё вопросы дорожной стратегии.

Или другая типичная авария, которая также произошла минувшим летом. Мотоциклист движется в среднем ряду и перестраивается левее. Впереди горит зеленый сигнал светофора, возможно уже загорается желтый. Он думает — проскачу. А водитель автомобиля перед ним проскакивать не собирается и тормозит. Тот — газу, этот — по тормозам, в результате случается ДТП, которого не должно было случиться.

Еще один прием — двигаться не по центру вслед за машиной, а равняться на ее левую ось. Этим мотоциклист сделает себя заметнее для водителя, который будет видеть его не только в зеркало заднего вида, но и в левое боковое зеркало. В случае резкой остановки автомобиля байкеру будет проще избежать столкновения.

— А те ДТП, когда у мотоциклиста остается слишком мало времени для того, чтобы отреагировать? Скажем, машина появилась перед самым носом...

— Не всегда мотоциклист падает из-за непосредственного контакта с чем-то. Есть понятие шока. Если водитель мотоцикла не стрессоустойчив, то он растеряется и не сделает того, что следовало бы в тот короткий отрезок времени, что у него есть.

Да и потом ведь необходимо знать, что делать. Прежде всего байкер не должен смотреть на препятствие. Он должен искать возможность избежать столкновения. Страшно сказать: у нас очень и очень многие мотоциклисты даже в спокойной обстановке не в состоянии затормозить где нужно, на условной линии. И тормозят как получится. Типичная ошибка — крутят руль во время торможения. И блокируют переднее колесо. А в результате — падение.

— Многие обвиняют мотоциклистов в том, что они постоянно превышают скорость. Это сказывается на аварийности?

— Конечно, никто не ставит под сомнение то, что ПДД нужно соблюдать. Но даже в пределах допустимого мотоциклист ради собственной безопасности не должен двигаться более чем на 5—15 км/ч быстрее потока. Такую разницу еще можно восполнить благодаря тормозам и соблюдению безопасной дистанции. Бóльшая скорость просто не даст возможности грамотно оценить ситуацию.

Были случаи, когда на перекрестке байкер из-за слишком быстрого ускорения попадал в аварию просто из-за того, что не убедился, что путь перед ним свободен. Он разгоняется, а машина в это время завершает маневр.

— Чаще всего в такие аварии попадают мотоциклисты на спортивных байках. Может быть, дело в технике?

— Я вообще не сторонник спортивных мотоциклов в городе. Категорично. Я считаю, что они не предназначены для городских условий. И связано это с несколькими вполне объективными критериями. Прежде всего на таком байке неудобно сидеть. Да, есть люди, которые физиологически расположены к такой «лежачей» посадке, но большинству так ехать не комфортно. К тому же при такой позе значительно ухудшается обзор, что на дороге критично.

Во-вторых, за обтекателем байкер не чувствует встречного потока ветра и, как следствие, ускорения. Сидя на других мотоциклах прямо, водитель сразу понимает, когда ускоряется, — ветер в лицо, корпус по инерции уходит назад. На спортбайке этого нет. И возникает ситуация, когда байкер (может быть, и не хулиган совсем) стартует, скажем, со светофора и не обращает внимания на скорость. После этого он, возможно, темп сбавит и будет ехать со всем потоком, но в указанный промежуток времени риск ДТП чрезвычайно возрастает.

При таком разгоне очень трудно экстренно затормозить. В случае резкого набора скорости задняя подвеска оказывается загруженной. Если нужно тормозить, водитель сбрасывает скорость и пытается нажать на тормоз. Но из-за низкой загруженности переднего колеса эффективности нет. Он жмет на ручку сильнее, и в момент, когда переднее колесо все таки догружается, оно уже заблокировано. Если вовремя не отпустить ручку тормоза, это приведет к неуправляемому падению. Вот оно — ДТП на ровном месте при разгоне.

Поэтому я считаю, что спортивные мотоциклы во многом обманывают своих владельцев просто из-за своих технических особенностей.

— А что же тогда выбрать?

— На мой взгляд, для города оптимальный вариант — дорожные мотоциклы средней мощности. Водитель сидит ровно, смотрит высоко. При желании на таком байке можно ехать не намного медленнее, чем на спортивном. Но зачем? На нем комфортно себя чувствуешь в городском трафике, есть запас мощности, он лучше входит в повороты, более маневренный. Захотел — загрузил его на дальнюю поездку и в путь.

Можно говорить и о чопперах. Как правило, они мощнее, тяжелее. На них себя чувствуешь как за рулем большого внедорожника — едет плавно, никуда не нужно торопиться, просто ловишь кайф. На таких мотоциклах некомфортно ехать 120—130 км/ч. Они плохо входят в повороты на большой скорости, владельцы об этом знают. Это другая езда. Возможно, именно потому ДТП с такими мотоциклами происходят реже. Но все равно главное — это навыки того, кто сидит за рулем.

— Не кажется ли вам, что эти навыки нужно подвергать более жесткому контролю при сдаче экзамена в ГАИ?

— Обязательно нужно! Как минимум необходимо внести в экзамен дополнительные элементы: «змейку», переключение передач, габаритный разворот. Нужно заставить людей несколько раз четко остановиться на стоп-линии. Причем делать это следует на любом мотоцикле.

Кроме того, я бы предложил ввести вторую часть практического экзамена — картодром. Чтобы человек смог доказать, что он может держаться в трафике при езде на средней скорости, входить в повороты, маневрировать. Можно ввести препятствия, например пешеходный переход. Зажглась на каком-то расстоянии впереди мотоциклиста полоса, значит, он должен там остановиться. Это — элемент внезапности.

Мы обучаем этому на контраварийном вождении. Даже проводили бесплатные занятия. Но они не пользовались большой популярностью.

— А почему?

— Не знаю. Вероятно, кто-то считает, что эти навыки не важны. Я сам общался с человеком, который хотел заменить свой 125-кубовый байк на более мощный. Причем он даже не получал категорию в ГАИ. А зачем, говорит, приду из армии, сяду на мощный мотоцикл и как ездил, так и буду ездить. Мы таких откровенно называем смертниками. Да, вот так жестко, чтобы воззвать к какому-то самосознанию человека, достучаться до него, чтобы что-то в голове прояснилось.

К нам приходят люди, которые уже получили права, но понимают, что нужно учиться. Был случай: парень только получил категорию в ГАИ, поехал домой и упал на первом же повороте. И за неделю упал еще дважды. А права есть. И вот что ему делать? Я считаю, нужно подучиться.

Кто-то думает, что раз у него большой водительский стаж на автомобиле, то на мотоцикле ему будет проще. Но это совсем разные вещи. Проще будет разве что с пониманием дорожной обстановки, однако процесс вождения совсем другой. На мотоцикле ты постоянно работаешь корпусом, там другое управление, раздельные тормоза. Иной раз перестроиться с одного на другое совсем непросто.

А между тем каждое ДТП с участием байкера вызывает повышенный резонанс среди людей. И из-за этого страдают все мотоциклисты, ведь набедокурит кто-то один, а плохо думают обо всех. Мы с этим пытаемся бороться.

* * *

Совсем недавно Дмитрий со своей командой провел бесплатный семинар по контраварийному вождению для работников МЧС. Занятия прошли на территории Центра специальной подготовки.

Помимо контраварийного вождения, во время сбора были отработаны вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Семинар провели специалисты Центра — у них большой опыт.

Они рассказали, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, только 20% из числа погибших в результате несчастного случая на дороге получают несовместимые с жизнью повреждения. До 30% пострадавших можно спасти, если будет своевременно и правильно оказана первая медицинская помощь.

Ведущий специалист сектора тактической медицины и лайфрестлинга Центра специальной подготовки Маргарита Агафонова пояснила Onliner.by, что в ДТП мотоциклисты получают характерные повреждения: осаднение больших участков тела («асфальтная болезнь»), черепно-мозговые травмы различной степени тяжести, переломы конечностей и таза, травмы внутренних органов. Полученные повреждения могут привести к травматическому шоку, жизнеугрожающим кровотечениям, коме и даже клинической смерти. И в таких случаях иммобилизация может предотвратить развитие травматического шока, остановка наружного кровотечения даже подручными средствами предупредит невосполнимую потерю крови, поворот пострадавшего в состоянии комы на бок или на живот обеспечит проходимость дыхательных путей, а непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких вернут к жизни при внезапной остановке сердца и дыхания.

«Большинство пострадавших могут выжить в случае своевременного и правильного оказания им неотложной первой медицинской помощи очевидцами на месте происшествия, а также специалистами, — подчеркнула Маргарита Агафонова. — Поэтому было бы хорошо, если бы все участники дорожного движения имели навыки оказания первой помощи себе и другим».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by