Цены зеленеют, солнышко блестит. Что происходит на «бэушном» рынке?

 
14 октября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий

Продать автомобиль за сумму, отданную при покупке, в Беларуси всегда считалось чуть ли не нормой. Приобрести машину было как положить деньги на банковский депозит. Шоковое снижение цен в автосалонах круто изменило ситуацию на «бэушном» рынке. Но менталитет у многих белорусов пока остается прежним: «Я купил свой Peugeot 406 за $5 тыс., так почему я должен продавать его за $1,5 тыс.?» Корреспонденты Onliner.by посмотрели, что выставлено на площадках некоторых автохаусов. На фоне обилия новых автомобилей из России встречаются также «европейцы» и старый премиум-класс, пригнанный на волне 2011 года.

Минский авторынок в Малиновке во все времена был показателем. Походив по рядам, можно было понять, что пользуется спросом у среднего и не очень класса. Когда-то тут толкались шумные «перекупы» и «перегоны», а покупатели в основном интересовались десятилетними «немцами». Сейчас все изменилось: площадку заняли более крупные игроки — автокомиссионки. Но как и в старые добрые времена, народный барометр остается верен себе — в одном месте собраны наиболее типичные автопредложения. Посмотрим на объявления?

Из России с болью

Больше всего на площадках — новых автомобилей из России. Это было предсказуемо, но все равно мы удивились: Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan представлены в ассортименте. В описании неизменно подчеркивается: «Новая машина». Цены зависят в первую очередь от комплектации, но в целом стоимость рыночная и сопоставима с ценами у дилеров. Сотрудники автохаусов говорят, что подвоха нет: «Были те, кто хотел купить автомобиль для перепродажи. Прогадали и теперь пытаются вернуть хоть часть денег. Некоторые объясняют, что машина не понравилась, мол, всю жизнь ездил на премиум-классе, а как пересел на бюджетную модель, то разочаровался».

Есть другое объяснение слишком привлекательной цены. Например, известная история приключилась с Opel Mokka. В связи с громким уходом марки из России проводилась акция. Кроссоверы, по слухам, продавали за $11,5 тыс. в эквиваленте. Рассылка с привлекательным предложением была отправлена клиентам. Многие от столь заманчивой сделки отказаться не смогли. В результате часть машин попала на площадки белорусских автохаусов. Только выставляются Mokka уже по цене от $15 тыс. и выше.

— В какой-то момент к нам стали массово привозить практически новые Lada Granta — с пробегом всего в 3—4 тыс. километров, — делится своими наблюдениями коммерческий директор одного из комиссионных магазинов Дмитрий Сероокий. — Это означает, многие купили не то, что хотели. Когда после Нового года цены не повысились, а, наоборот, понизились и Volkswagen Polo Sedan стал стоить столько же, сколько и Lada, многие решили избавиться от старой новой машины в пользу более комфортабельного варианта.

Дмитрий Сероокий

Многие минские автохаусы устанавливают фильтр: подержанные автомобили, которые были приобретены в России, берут не очень охотно. «Причина банальна: в конце прошлого года на пике ажиотажа белорусы покупали подержанные машины впопыхах. А когда приехали домой — разобрались, что все не так уж хорошо. Загнали на СТО, там выяснилось, что ремонт даже в гаражах обойдется слишком дорого. Теперь неудачный автомобиль пытаются сбыть», — объясняют сотрудники комиссионок.

Еще одна проблема — история «бэушных» машин из России. Некоторые не прошли проверку, которая длится до двух месяцев. Что теперь делать с проблемным автомобилем? Каждый отвечает на вопрос по-своему. По нашим сведениям, на услуги местных авторазборок сейчас большой спрос…

Из Европы едут малолитражные «французы»

Еще одним откровением стало то, что из Европы автомобили все же ввозят. В первую очередь гонят те машины, которые не представлены в российских салонах. Например, 1,5-литровые компактвэны, подпадающие под наиболее выгодные условия нынешней растаможки.

Речь, как правило, о французских производителях — Renault и Citroen. Характерные приметы: автомобили выпущены три-пять лет назад, объем двигателя обычно 1,5 литра, дизель. На рынке присутствуют как 5-, так и 7-местные варианты. Что в первую очередь отличает от «бюджетников», так это более широкий спектр опций.

Недалеко от «французов» выставлен испанский собрат — Seat Alhambra 2010 г. в. Объем двигателя — 1,4 литра, механическая коробка передач. Цена — 15,5 тыс. Из плюсов — взаимозаменяемость запчастей с «близнецом» Volkswagen Sharan.

Из «немцев» представлен Volkswagen Touran, прошедший проверку на практичность, вместительность и универсальность, а также подходящий под растаможку. Вот типичный образец: кожаный салон, полный электропакет, подогрев сидений, климат-контроль и т. д. Цена — 15 950.

Относительно новый сегмент для нашего рынка — малолитражки с крохотным объемом двигателя. В моторе Toyota Yaris третьего поколения всего 1 тыс. кубических сантиметров. Но «фишка» этой машины в другом. В Беларуси и России официальные дилеры ее не продают. Такую модель просто-напросто не купишь в салоне. На улицах наших городов она практически не встречается, хотя в Европе — чрезвычайно популярный автомобиль. За редкий экземпляр у нас просят $9,1 тыс.

На самом деле не так уж много по сравнению с предложениями в Германии. В дрезденском автохаусе за аналогичную модель, правда прошедшую рестайлинг, гибридную, с двигателем в 1,5 литра и коробкой-автомат, хотели 12,9 тыс. евро (прибавьте растаможку).

Отдельно стоит упомянуть микроавтобусы. Их на площадках автохаусов представлено несколько. «Это застрявший сегмент с 2014 года, — говорит Дмитрий Сероокий. — Такие автомобили в очень хороших комплектациях практически не обесценились. Стоимость на них снижается медленно. Но их никто не покупает. Это шок для продавца: машина стоила $40 тыс., а надо снизить до $25 тыс. К реальной цене он будет идти год, если не больше».

Старый новый премиум

А это самый сладкий и интересный сегмент. Многие сначала купили новый автомобиль в России и только потом задумались: а куда девать старый? Откровенные «корчи» в комиссионные магазины не берут — репутация важнее. В основном на площадках минских автохаусов встречаются кроссоверы и марки премиум-класса, которые были ввезены на волне 2011 года. По инерции продавцы ориентируются на их прошлую стоимость, забывая про реалии нынешней ситуации: «В 2011-м за Volkswagen Passat B6 (1,9 TDI) я отдал $17 тыс., ну не может он сейчас стоить вдвое меньше».

В качестве примера нам продемонстрировали BMW 5-Series (2008 г. в.) с 2-литровым мотором: «Год назад за этот автомобиль перекупщики предлагали $18 тыс. Тогда владелец наотрез отказался. Сейчас за $13,3 тыс. машина никому не нужна».

Volkswagen Touareg сейчас снова стал хитом продаж, но уже на «бэушном» рынке. За модели с 3-литровым дизельным двигателем, которые получили хорошие отзывы, покупатель готов отдать не более $13 тыс. Это как минимум странно: кажется, не так давно эти внедорожники стоили от $24 тыс.

По нашим наблюдениям, наименее охотно снижают цену владельцы BMW и Mercedes. Например, за 13-летний E-Class с механической коробкой переключения передач просят $9 тыс. Если верить рекламе, за такую же цену можно приобрести новый Volkswagen Polo Sedan. Да, это автомобиль другого класса, но у него на одометре — не 191 тыс. километров!

Так же упрямо держится неоправданно высокая стоимость у кроссоверов. Этот сегмент чрезвычайно популярен у белорусов, но не настолько, чтобы за 10-летний SUV отдавать $16—17 тыс. Очнитесь: немного доплатив, вы сможете купить в салоне Toyota RAV4 или Nissan Qashqai.

Хотя некоторые продавцы уже поняли, что упираться никакого смысла нет. Рассчитывать на внезапное (с чего бы?) повышение цен на авторынке не стоит. Взять хотя бы классический неликвид Mercedes ML (2006 г. в.) с 5-литровым мотором. Сегодня на него выставлена цена в $13,9 тыс., но очередь все равно не выстраивается. Да, чем больший объем двигателя — тем сложнее реализовать машину.

Как и другие эксперты, Дмитрий Сероокий считает, что дешеветь автомобили в ближайшее время не будут: «Сейчас цены замерли на определенном уровне. Ситуация несколько выровнялась и даже стабилизировалась. Будет вялотекущая обстановка, которую смогут оживлять разве что краткосрочные акции от дилеров».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by