Такие номера выделывают! ГАИ проверила регистрационные знаки

 
19 октября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова
Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

Что только ни происходит с автомобильными номерами: отдельные цифры вдруг «исчезают», к некоторым липнут кленовые листочки, а иногда регистрационные знаки просто-напросто снимают. Сотрудники минской ГАИ провели спецрейд и посмотрели, как соблюдаются требования, связанные с автономерами. У одних была стерта краска, у других знаки висели вкривь и вкось. А вы, например, знали, что по стандарту даже болты, которыми прикручивают номера, должны быть строго определенного цвета? За некоторые нарушения, между тем, можно получить штраф от 1,8 млн рублей!

— Внимание, розыск! На Логойском тракте водитель серебристого Opel Omega совершил ДТП и скрылся с места происшествия. На универсале установлены номера Брестской области, — заговорила милицейская радиостанция, как только мы сели в Skoda ГАИ.

Регистрационные знаки всегда были индивидуальной приметой автомобиля, по которой в считанные минуты можно было найти разыскиваемого водителя. Сейчас с вводом все большего числа камер скорости, а в скором будущем и сканеров неправильной парковки значение номеров только возрастает.

Если же кто-то скрывает номера, то возникает логичный вопрос: почему? Значит, есть основания? Такая машина всегда вызывает подозрение и будет с высокой долей вероятности остановлена сотрудниками ГАИ. Но сейчас инспекторы решили провести специальный рейд, касающийся соблюдения требований. Для справки: есть отдельный стандарт «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств» (СТБ 914-99), в котором прописаны все нюансы — как, под каким углом и где крепить номера, допустимы ли отклонения или нет.

Вот, например, фраза, касающаяся болтов: «Для крепления должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке изображение символа Республики Беларусь, буквы, цифры или окантовку». Теоретически за темные шляпки саморезов можно получить штраф. На практике же к такому придираются редко.

На улице Денисовской инспектор замечает черную Audi A6 без номеров. За рулем — женщина. Ее просят остановиться возле края проезжей части.

— На вашем автомобиле отсутствуют регистрационные знаки. Знаете, что это является нарушением и может трактоваться как сокрытие? За него предусмотрен штраф от 10 до 20 базовых величин, — говорит сотрудник Минской ГАИ Артем Цыбулько.

— Вчера только сняла с учета, — растерянно протягивает документы водитель.

Рядом на пассажирском сиденье лежат «транзитники». Автомобиль явно будут продавать. Судя по документам, его действительно недавно сняли с учета. Но это не значит, что номера должны перевозиться в салоне. По пункту 194.2 ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортного средства без установленных в предусмотренных местах регистрационных знаков (временных номерных знаков).

Однако в двух случаях, по словам инспекторов, транспортное средство все же может законно двигаться без номеров. Первый: если машина куплена в салоне, у собственника есть 10 дней для ее постановки на учет в ГАИ. Второе исключение — в техпаспорте стоит штамп «Номера не выдавались» (такое тоже бывает).

Едем дальше. Вскоре в потоке сотрудник ГАИ обращает внимание на красный Volkswagen, у которого световозвращающий прямоугольник висит кое-как. Ощущение, что еще чуть-чуть и он соскользнет на проезжую часть.

— По стандарту знак должен устанавливаться перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства с отклонением не более трех градусов, — цитирует СТБ Артем Цыбулько. — Но в данном случае даже не надо транспортира, чтобы зафиксировать нарушение.

Когда автомобиль был остановлен, оказалось, что номер даже прикреплен с помощью болта, правда почему-то только одного. Водитель признается: «Я даже не знал, что у меня такая беда». Он с готовностью принимается исправлять ситуацию, но не выходит — придется отложить. Сотрудник ГАИ просит его учесть замечание и отпускает без составления протокола.

С транзитными номерами бывает еще одна проблема. Они выдаются на строго определенный срок — 90 дней. Продлить его невозможно, подчеркивают в ГАИ. Разумеется, некоторые автовладельцы не укладываются. За передвижение с просроченными «транзитами» предусмотрена ответственность — по ч. 5 ст. 18.12 Кодекса об административных правонарушениях штраф от 1 до 3 б. в., за повторное в течение года такое же нарушение — от 2 до 5 б. в.

Неслучайно в микрорайоне Лошица инспектору показался подозрительным фургон Renault с наклейкой «Понять и простить». Но проверка документов показала: «транзиты» получены всего полторы недели назад. Времени до истечения срока еще много.

По дороге мы замечали много припаркованных автомобилей без номеров. К стоящим без нарушения претензий нет, говорят в ГАИ. Но если на такой машине кто-то будет передвигаться, то, скорее всего, водителя попросят объясниться. В результате разбирательства можно получить штраф в размере 1,8 млн рублей минимум.

Как раз следующий автомобиль, на который обратил внимание сотрудник ГАИ, припаркован. Правда, у белого Iveco была открыта водительская дверь, а рядом находился мужчина. Задний номер у грузовика как будто выцвел. Это выглядит по меньшей мере странно, особенно с учетом того, что большинство камер скорости «стреляют» именно по задней части кузова.

В свое время Центр фиксации правонарушений заявлял, что есть методы, позволяющие вычислить автомобиль, даже когда задний номер частично скрыт. Но при этом специалисты подчеркивали: обо всех таких фактах в обязательном порядке сообщается в ГАИ, сотрудники которой проводят разбирательства.

— С 40 метров цифры точно не рассмотришь, — делает вывод инспектор, глядя на регистрационный знак Iveco.

Через минуту уже выслушивает объяснения водителя:

— Сам как-то стерся на мойке. Спереди ж нормальный. Ладно бы специально, а так… Кстати, как можно заменить?

— Такие работы проводит полиграфический центр МВД. Вам необходимо обратиться туда поскорее. Движение с таким регистрационным знаком запрещено.

Вообще же гарантийный срок службы автомобильных номеров по тому же стандарту — не менее пяти лет. Что произошло со знаком Iveco, выяснять не сотрудникам ГАИ. Они лишь фиксируют нарушение. Но в последнее время водители частенько стали жаловаться: после первой-второй мойки краска облупливается, слезает, появляются белые пятна. В таком случае советуют обращаться к специалистам.

На улице Бабушкина очередная остановка. Инспектор заметил Mazda, фаркоп которого скрывал цифру регистрационного знака. Водитель отреагировал довольно нервно: «Все по заводу». Впрочем, такое звучит неубедительно. Если нужно кружить вокруг машины, чтобы прочитать номер, это неправильно. Стандарт вторит: «Места установки знаков должны выбираться таким образом, чтобы исключалось их загораживание элементами конструкции транспортного средства».

Сейчас уже похолодало, мотоциклистов практически не встретишь, а к ним претензий не меньше. Излюбленный прием — разместить номер в хвосте байка, чуть ли не параллельно поверхности дороги. Это может квалифицироваться как сокрытие регистрационного знака.

Точно таким же нарушением считается размещение номеров под лобовым или задним стеклом. На втором городском кольце сотрудник ГАИ попросил притормозить водителя ярко-синего Opel Omega. Судя по регистрационному знаку, находившемуся за задним стеклом, автомобиль был поставлен на учет недавно.

— Машина была в покраске, — стал объяснять автовладелец. — Рамка осталась дома, потому и не повесил номер.

На самом деле это слабый аргумент для ГАИ. Но водителя отпускают без штрафа, который, напомним, в худшем случае мог бы составить 3,6 млн рублей. Ведь камере скорости, другим автомобилистам не объяснишь, почему привычное место под регистрационный знак пустует.

Уже в конце рейда был остановлен совсем неожиданный автомобиль — эвакуатор, у которого не было переднего номера. Машина с проблесковым маячком оранжевого цвета слишком заметная, к тому же на бортах указаны номера мобильного телефона. Очевидно, водитель не хотел скрывать опознавательные знаки. Тут дело в другом.

— Бампер проржавел, я его отдал на покраску. Потому номера и нет, — развел руками мужчина. Ему поверили, но попросили впредь ездить с обоими регистрационными знаками.

Этот рейд, во время которого не было составлено ни одного протокола, носил упреждающий характер. Но в ГАИ подчеркивают: в дальнейшем за такие нарушения могут последовать не только предупреждения, но и вполне серьезные штрафные санкции.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by