Троллейбусы — отдельно, платная парковка — отдельно. Скоро изменится транспортная жизнь на Привокзальной площади

 
UPD
06 ноября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Скоро наступит время больших перемен для Привокзальной площади в Минске, приметами которой всегда были хаотическое скопление маршруток, дефицит парковочных мест и куча остановок общественного транспорта. Обещают, что транспортный хаос сменится систематизацией: троллейбусы и автобусы — отдельно, платная стоянка — отдельно. Изменится организация дорожного движения, что коснется обычных водителей. Изменения будут введены через некоторое время, а пока подробности нововведений раскрыли специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС).

Многие горожане давно обратили внимание, что Привокзальная площадь, на которой ежедневно бывают до 180 тысяч человек, готовится к транспортному реформированию. Появились геодезисты, рабочие, стройтехника... Но даже если посмотреть сверху, задумка все равно ясна не до конца. Требуются пояснения экспертов. Итак, как будем ездить возле вокзала? Что планируется изменить? И когда проект будет завершен полностью?

— Подготовка к данному этапу, который можно назвать ключевым, началась больше года назад. Сначала перед чемпионатом мира по хоккею переконфигурировали улицы Кирова и Бобруйская, изменили стоянку такси возле здания вокзала (правда, пока без электронного контроля), затем опробовали систему безналичной платной парковки на улицах Гикало и Ленинградской, — рассказывает председатель БАЭС Юрий Важник. — Теперь реализуется ряд важных изменений, в основе которых будет систематизация и упорядочение транспортных потоков, парковок и остановок. Кое-какие детали запланированы на чуть более поздний срок.

Одна из ключевых проблем, о которых все время говорили эксперты, — взаимоудаленность транспортных объектов, в первую очередь остановок. Интермодальное время связи (поезд — электричка метро, поезд — трамвай, поезд — автобус или троллейбус) составляет до 10 минут и более! Для места, где самое интенсивное пешеходное движение в городе, это очень много. По сути, огромное число людей вынуждают совершать ненужные действия.

Чтобы облегчить жизнь пассажирам, провожающим и всем, кто бывает на Привокзальной площади, решено было принципиально разделить две зоны. Справа (если стоять лицом к зданию железнодорожного вокзала) появились очертания терминала для общественного транспорта.

Слева будет платная парковка для легковых автомобилей.

Посередине построили островок безопасности, который будет служить разделителем. Это как в детской комнате убрать игрушки за ребенком: машинки в один угол, конструктор — в другой.

Четыре остановки, разбросанные по всей Привокзальной площади, решено было объединить одним терминалом. С высоты хорошо видно, что тут будет два канала — один для троллейбусов, другой для автобусов. Тоже своего рода систематизация.

Предполагается, что сюда будет попадать поток общественного транспорта с ул. Кирова, после посадки-высадки пассажиров он продолжит движение по ул. Ленинградской, а потом выедет на ул. Свердлова — в направлении Лошицы.

А часть автобусов, чего раньше не было, будет разворачиваться и двигаться по ул. Бобруйской (в направлении пересечения с ул. Свердлова). Для этого изменят режим работы светофоров — понадобится выделение еще одной фазы. Как это скажется на пропускной способности и без того загруженного узла?

Эксперты хорошо знают о проблеме. Они уверяют: проведены специальные расчеты, ранее был изменен режим работы светофоров на ул. Бобруйской и пл. Богушевича. А тестовый режим для Привокзальной площади опробуют сначала в выходные, когда поток транспорта не такой большой.

— Раньше задачу водителям троллейбусов на Привокзальной площади здорово осложняли маршрутки и легковые автомобили, припаркованные в два, а то и в три ряда, — обращает внимание Юрий Важник. — Теперь такой проблемы не будет. Общественный транспорт получит приоритет.

— Но справится ли узел с возросшей нагрузкой?

— По нашим расчетам, да. При отсутствии препятствий время сообщения сократится, это облегчит задачу водителям и сделает общественный транспорт быстрее для пассажиров. Мы ожидаем, что в пиковые моменты там будут проезжать 90 автобусов и троллейбусов в час.

Нужно обратить внимание, что въезжать в зону терминала сможет лишь общественный транспорт. Там появится знак «Въезд запрещен». Фактически это уберет транзитное движение автомобилей с участка улицы Кирова. Легковушкам там можно будет только развернуться.

— В процессе исследования выявилась большая проблема с маршрутками, — говорят эксперты. — Их можно разделить на две группы. Одна осуществляет регулярные перевозки по городу. Другая — это микроавтобусы, которые не имеют права перевозить по маршрутам, но настойчиво зазывают пассажиров в Слуцк, Полоцк, Солигорск и так далее. Около полусотни бусов разных мастей и направлений днем постоянно находятся возле вокзала, используя лазейки в законодательстве. В частности, они занимают места на парковке, создают неудобство своим пассажирам и прохожим. Порядка там не будет, пока с ними не разберется транспортная инспекция. Городские маршрутки определили на ул. Кирова. Они будут высаживать и забирать пассажиров с нынешней остановки автобуса №47. Прочим же по-хорошему место на автовокзале. Однако борьба продолжается.

Вторая часть Привокзальной площади будет отдана под платную парковку (напомним, она расположится слева, если стоять лицом к вокзалу). Размер — 80 машино-мест. Оплатить можно будет как на ул. Гикало: через SMS, USSD-запрос, банкомат (платежный терминал), мобильный банкинг (система ЕРИП), специальное приложение для смартфонов или купив парковочный талон. Как показывает опыт, в основном люди шлют «эсэмэски», часть переводит деньги через ЕРИП и совсем немногие оплачивают стоянку, заполняя бумажные карточки. Кроме того, платной станет стоянка на ул. Кирова и в Михайловском переулке.

— Первые дни парковка будет эксплуатироваться в тестовом режиме, — обращают внимание специалисты.

Как подчеркивают эксперты, парковка должна работать в особом вокзальном режиме: «Сейчас там жизнь устроена хитро и сложно. Кто-то занимает место на целый рабочий день, кто-то стоит сутками. Бросает машину, прыгает в московский поезд, а возвращается через несколько дней. В итоге не хватает места тем, кто приехал на автомобиле встретить родственников или друзей».

Разумеется, кто-то переместится во дворы, в которых на данный момент стоит до 500 машин. Специалисты уже сейчас планируют провести следующий этап проекта именно в жилых зонах. Тут есть два сценария. Первый — традиционный: установить на въезды во дворы шлагбаумы, одним махом решив злободневную проблему. Второй — сделать эту зону также платной и параллельно ввести карточку жильца.

— Во время исследования мы выяснили, что менее чем в половине квартир этих домов кто-то живет постоянно, — комментирует Юрий Важник. — Там много офисов, арендное жилье и так далее. То есть договориться об установке шлагбаумов и получить кворум вряд ли получится. Поэтому наиболее подходящим нам кажется второй вариант. Но тут сталкиваемся с другой проблемой — плата за стоянку во дворах никогда не взималась и еще предстоит внедрить карточку жильца, которая пока в Минске нигде не применялась. Разработанная технология все это позволяет, но обычно возникает масса вопросов. Что если в семье две машины? А если человек зарегистрирован по другому адресу, но живет здесь? На все нужно найти ответы.

Уникальность реконструкции Привокзальной площади не только в том, что экспертов привлекли на ранней стадии, а не как обычно — когда завершились работы и в полной мере проявился транспортный коллапс. Пару слов о внутренних нюансах, о которых, как правило, не говорят. Во-первых, финансирование работ проводилось за счет парковочных денег. То есть стала активной система платных стоянок, город увидел в этом смысл. Во-вторых, существенно изменились подходы. Это уже не называют строительством, что было бы обременительным в плане оформления бумаг, получения разрешения и так далее. Надо все называть своими именами — совершенствование дорожного движения! В-третьих, получилась чрезвычайно эффективная, без бюрократии работа многих городских организаций — «Гаражи, автостоянки и парковки», «Горремавтодор», СМЭП, ГАИ, «Столичный транспорт и связь», «Минсктранс», администрация района. Это к тому, что подобные решения могут применяться и в других сложных узлах — возле рынков, торговых центров, гипермаркетов и так далее.

— Раньше на пятачке перед железнодорожным вокзалом все друг другу мешали, царила неразбериха и людям было некомфортно, — подытоживают в БАЭС. — Одним из приоритетов было сделать общественный транспорт удобнее для минчан и убрать с парковки «лишние» машины, из-за которых не могли припарковаться те, кто приехал на вокзал. В эти выходные мы будем внимательно отслеживать ситуацию на площади и вносить коррективы.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by