Механизм ДТП: как расследовали аварию, в которой погибло четверо дальнобойщиков

 
26 ноября 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Следственный комитет, Управление МЧС по Гродненской области
Автор: Виталий Петрович. Фото: Следственный комитет, Управление МЧС по Гродненской области

Утром 10 января этого года в Новогрудском районе произошло ДТП, в котором погибло четыре человека. Все четверо находились в автомобиле Volkswagen Golf: дальнобойщики ехали со своим преподавателем в Барановичи, на экзамен по перевозке опасных грузов. С учетом последствий аварии расследованием уголовного дела занималось Главное следственное управление Следственного комитета. Сейчас, после того как приговор вступил в законную силу, следователи раскрыли корреспонденту Onliner.by некоторые подробности.

Зимнее утро, около 10:00. Трасса Р11 (Поречаны — Новогрудок — Несвиж), Новогрудский район. Со стороны Новогрудка в направлении Лиды в попутном направлении на некотором удалении друг от друга движутся автомобили Nissan Pathfinder и Kia Sportage. На дороге снежная каша. Проезжую часть чистили, обрабатывали песчано-соляной смесью. Но недавно выпавший снег еще не успел растаять. Машины движутся по разъезженным колеям. Водитель Nissan замедляется, ему нужно поворачивать налево. Внезапно сзади с его автомобилем сталкивается Kia, которую затем выносит на полосу встречного движения, где происходит лобовое столкновение с Volkswagen Golf. Последствия ДТП страшные — из пяти человек, ехавших в Volkswagen, в живых остался только один пассажир. Машина разбита настолько, что с первого взгляда непросто даже определить ее марку. На место выезжает ГАИ, «скорая», следственно-оперативная группа.

Первоочередные сведения. Механизм ДТП

О том, как проходило расследование уголовного дела, рассказал старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета Алексей Тылецкий. По его словам, первоначальные данные были собраны еще на месте происшествия, после того как опросили участников ДТП.

Водитель Nissan пояснил, что заметил в зеркало заднего вида фары приближающегося автомобиля, а также видел машину, ехавшую навстречу. Понимая, что ему нужно замедляться для поворота, он принимает решение принять правее, чтобы пропустить автомобиль, двигавшийся сзади, предполагая, что тот сможет беспрепятственно проехать. Мужчина также отметил, что включил указатель правого поворота и стал смещаться правее.

«По его словам, принимая такое решение, он думал в первую очередь о своем автомобиле, а также о том, как предотвратить возможное столкновение с учетом состояния дороги. У него — большой водительский стаж, много лет работы в качестве водителя-дальнобойщика. Мужчина подчеркивал, что действовал исходя из собственного опыта», — отметил Алексей Тылецкий.

В этот момент происходит столкновение Nissan Pathfinder и двигавшегося следом Kia Sportage. Последний автомобиль врезается в заднюю левую часть Nissan. На фотографии видно, что машины не разминулись совсем немного. Однако этого хватило, чтобы Kia оказалась в полосе встречного движения и столкнулась с двигавшимся навстречу Volkswagen.

Показания, подтверждающие именно такие действия водителя Nissan (включил правый поворотник и стал уходить правее), дал и пассажир этой машины. Он, к слову сказать, также водитель-дальнобойщик, мужчины работали в одной компании.

«Первоначально с такой версией произошедшего совпадали и показания водителя Kia, однако впоследствии он, так же как и его пассажирка, их изменили», — рассказал старший следователь.

Нелогичные маневры Nissan и занос Volkswagen?

Именно на этом впоследствии пытался настаивать водитель Kia. По стечению обстоятельств, и в этой машине ехали коллеги: директор одной из частных торговых фирм и его работница. Первоначально водитель еще на месте ДТП давал пояснения, которые полностью укладывались в версию произошедшего: увидел стоп-сигналы автомобиля впереди, пытался затормозить, но не успел, машину понесло, она столкнулась с Nissan, оказалась на встречной и столкнулась там с Volkswagen.

Однако позже, уже в качестве обвиняемого, мужчина изменил свои показания. После взятия под стражу он стал жаловаться на самочувствие и несколько дней провел в больнице. При том что сразу после произошедшего ему была оказана помощь и о каких-то серьезных проблемах со здоровьем речи не шло.

Мужчина отказался от первоначальных показаний, заявив, что после ДТП медики ввели ему лекарственные препараты, которые повлияли на психологическое и умственное состояние. Медработников в итоге опросили: никаких сильнодействующих медикаментов, которые могли бы оказать такое воздействие на организм человека, обвиняемый, по их словам, не получал. К тому же промежуток времени между оказанием помощи и опросом был значительным.

И все же водитель Kia настаивал на своем. К допросу он собственноручно составил схему произошедшего. По его словам, водитель Nissan перед ним включил не правый поворотник, а левый, и сместился левее для выполнения поворота. Мужчина утверждал, что принял решение опередить Nissan справа — ширины проезжей части ему для этого хватало, хотя из-за снега он не видел, где заканчивается дорожное полотно и начинается обочина. Он якобы начал выполнять свой маневр, однако автомобиль перед ним неожиданно стал уходить вправо. Чтобы смягчить последствия ДТП, водитель Kia намеренно задел Nissan, после чего произошло столкновение со встречным Volkswagen.

Чтобы объяснить нелогичные на первый взгляд действия водителя Nissan, обвиняемый высказал мнение, что Volkswagen находился в заносе и частично выехал на встречную полосу. Nissan, чтобы избежать столкновения, ушел вправо, и в Volkswagen врезалась Kia.

За то время, пока длилось следствие, у обвиняемого сменилось несколько адвокатов. Тем не менее именно эту версию (с некоторыми оговорками) мужчина и отстаивал в суде.

Его пассажирка, женщина, долгое время отказывалась давать показания. Несколько раз с ней пытался поговорить следователь (для того, чтобы прояснить ситуацию), однако безрезультатно. Впоследствии она изложила ту же версию, что и водитель Kia.

«Идет в лобовую»

В Volkswagen находилось пятеро человек: четверо водителей-дальнобойщиков, которые ехали в Барановичи для сдачи экзамена по перевозке опасных грузов, а также их преподаватель, который должен был на этом экзамене присутствовать. В результате ДТП выжил только мужчина, ехавший в качестве пассажира на заднем сиденье. Его показания — единственное свидетельство, которое было у следователей относительно того, как двигался Volkswagen до момента столкновения.

«Мужчину опросили. Он опроверг версию о том, что Volkswagen был в состоянии заноса. Напротив, исходя из его слов, автомобиль двигался прямолинейно со скоростью около 70—80 км/ч в своей полосе, так как пассажир видел в окно снежный отвал справа на расстоянии метра-полутора от машины. Мужчина вспомнил, что за мгновение до аварии услышал крик пассажира с переднего сиденья: „Идет в лобовую!“ И практически сразу же произошел удар», — отметил Алексей Тылецкий.

Особо информативными показания выжившего пассажира следователи считать не могли. Однако они все же давали дополнительные сведения и опровергали версию водителя Kia, утверждавшего, что Volkswagen занесло.

Более того, впоследствии благодаря показаниям спидометра и тахометра в Volkswagen сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз смогли установить примерную скорость машины на момент столкновения — 74 км/ч. Она совпадает с показаниями выжившего пассажира.

Дополнительные сведения

Скорость автомобилей Nissan и Kia экспертам точно установить не удалось, так как столкновению с Volkswagen предшествовал еще один удар. Водитель Kia утверждал, что на его спидометре было примерно 60 км/ч. Однако и эти показания в скором времени подверглись сомнению.

«Нами было установлено, что незадолго до столкновения автомобиль Kia совершил обгон большегрузной машины, двигавшейся в попутном направлении. По словам водителя большегруза, его собственная скорость была где-то 60 км/ч, а Kia, раз обогнал, двигался быстрее, где-то около 80 км/ч. При этом водитель большегруза отметил, что обгон был выполнен уверенно, в разрешенном для этого месте, где хорошо просматривалась дорога», — рассказал старший следователь.

По информации Следственного комитета, в момент столкновения легковых автомобилей этот большегруз находился на расстоянии порядка двух километров. Момента столкновения его водитель не видел, но он наблюдал задние огни Kia. По словам мужчины, сначала загорелись стоп-сигналы, затем они сместились влево, а потом вправо.

«В соответствии с другими собранными доказательствами (в частности, заключением автотехнической экспертизы об угле и месте столкновения) и вместе с показаниями водителя и пассажира Nissan это укладывалось в версию следствия: Kia тормозит, сталкивается с Nissan и выезжает налево, на встречную полосу, а после столкновения с Volkswagen машину отбрасывает вправо, через полосу движения на обочину», — отметил Алексей Тылецкий.

Эти показания противоречили словам водителя Kia, который утверждал, что прежде уходил правее Nissan, для того чтобы опередить эту машину.

Кроме того, показания обвиняемого ставили под сомнение место столкновения. «На месте происшествия были обнаружены детали, которые давали основания предполагать, что столкновение произошло на значительном расстоянии от места поворота. В частности, осколок фары Nissan находился метрах в 50. Зачем на таком удалении водителю Nissan было начинать поворот налево?» — добавил старший следователь.

Потерпевшие

Все то время, пока длилось следствие, результатов ожидали семьи погибших, те, кто был признан потерпевшими по данному уголовному делу. У погибших остались жены, дети. Большинство детей уже взрослые, но в одной семье без отца остались двое несовершеннолетних: девочка-подросток и трехлетний ребенок.

Мы связались со вдовой одного из погибших, Анной Владимировной (имя и отчество изменены). Она заметила, что вся эта история со сменой показаний обвиняемым вызвала у нее, так же как и у других потерпевших, непонимание. «Нам казалось, что он пытается сделать виноватыми всех, кроме себя. Может быть, сменой показаний он выигрывал время, я не знаю. Все экспертизы указывали на его вину, а он все равно гнул свою линию, говорил, что все куплено, следствие куплено, суд куплен. На суде он нам так и сказал: мол, прощения просить не буду, потому как сам пострадал в этой ситуации больше чем кто-либо», — рассказала женщина.

Поначалу, сразу после аварии, с ней никто не связывался. Но накануне сорока дней по случившемуся ей позвонила жена обвиняемого, водителя Kia. «Она спросила, нужно ли мне чем-то помочь. Я сразу ответила, что никаких денег не возьму и помощи мне не нужно. На что она сказала, что мы с ней находимся в одинаковом положении. Нет, не в одинаковом, ответила я, у вас никто не погиб», — вспоминает вдова. Ее мужу было 45 лет.

Суд

Водителю Kia предъявили обвинение по ч. 3 ст. 317 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть четырех лиц) Уголовного кодекса. Следствие пришло к выводу, что мужчина нарушил п. 85 ПДД (водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами, стоящими или движущимися по соседним полосам движения), а также п. 3 ПДД, определяющий, что на дорогах Республики Беларусь установлено правостороннее движение транспортных средств (это связано с тем, что автомобиль Kia оказался на встречной полосе).

«При этом даже если бы следствие пришло к выводу, что ДТП произошло так, как описывал водитель Kia, ему также были бы предъявлены обвинения в нарушении ПДД, но только других пунктов. Судебные эксперты прямо сказали, что даже в таком случае у водителя Kia была возможность путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если бы он двигался с той скоростью, о которой сам говорил», — пояснил Алексей Тылецкий.

Новогрудский районный суд 17 августа вынес решение: водитель Kia был признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть четырех лиц. Ему определили наказание в виде шести лет лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на пять лет. Все иски потерпевших также подлежат удовлетворению.

Сторона защиты с таким приговором не согласилась. Он был обжалован, однако оставлен в силе решением Гродненского областного суда.

Послесловие

Алексей Тылецкий рассказал, что нередко в подобных делах обвиняемый меняет показания. В таких случаях следствие опирается на объективные данные — заключение экспертов, показания свидетелей. «Следователь оценивает общую картину произошедшего, ему известна вся имеющаяся информация, в то время как сторонам она может быть неизвестна», — подчеркнул он.

По словам представителя Следственного комитета, в тот день на трассе Р11 водитель Kia просто не был готов к тому, что Nissan будет снижать скорость. «Этот поворот, куда должен был свернуть Nissan, — он обозначен, но не особо кому-то известен. Там расположен всего один участок, можно сказать хутор. В итоге из-за неверно выбранной скорости и дистанции, с учетом состояния дороги, которое было на тот момент, водитель Kia не смог избежать столкновения. Вполне вероятно, что, пытаясь избежать удара, он одновременно применил экстренное торможение и попытался уйти влево. В результате машину понесло», — отметил Алексей Тылецкий.

Он также подчеркнул, что при расследовании уголовных дел следствие не может опираться только на одну из версий произошедшего. Бывает так, что люди неосознанно дают ложные показания, вводя следователя в заблуждение. «К примеру, дальнобойщик, которого водитель Kia обогнал до аварии, подъехал к месту ДТП одним из первых. Мужчина помогал пострадавшим, доставал из Volkswagen погибших. Так вот он долгое время утверждал, что извлекал с заднего сиденья Volkswagen женщину. Ему говорили, что доподлинно известно, что в этом автомобиле находились только пятеро мужчин. Нет, он настаивал, что доставал женщину, описывал, как она была одета, где сидела и так далее. Затем мы установили его действия на месте ДТП. Прежде всего он подбежал к автомобилю Kia, откуда действительно помогал доставать пассажирку. И только потом направился к Volkswagen. Но шок от произошедшего, четверо погибших — все это наложилось в его сознании и исказило понимание случившегося. И такое происходит часто», — рассказал старший следователь.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by