Рожденные ездить, а не летать. Обзор спецавтомобилей варшавского аэропорта

 
34 564
07 декабря 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Даже трансконтинентальный лайнер, бесстрашно покоряющий высоты, на земле, увы, становится неповоротливым и беспомощным. На подмогу ему по спецполосам летного поля спешат автомобили — большие и маленькие: топливозаправщики, передвижные трапы, автобусы и многие другие, а на задворках всегда наготове кроссоверы спасателей, мощные пожарные машины, снегоуборочная техника. Корреспондентам Onliner.by удалось попасть в гаражи варшавского аэропорта имени Шопена. Даем репортаж!

Прежде чем попасть на летное поле, нам пришлось пройти такой же строгий контроль, как пассажирам. Проверили документы, вещи, сами мы прошли под рамкой металлодетектора. Поверьте, содержимое сумок и карманов верхней одежды изучали не формально, а очень даже скрупулезно. Процедура эта обязательна для сотрудников аэропорта. Наш сопровождающий также был ей подвергнут. Никаких исключений! Еще один обязательный момент перед выходом на летное поле — яркий световозвращающий жилет.

Для водителей спецавтомобилей аэропорта отведено отдельное служебное помещение, которое напоминает хостел средней руки: раздевалки как в спортзале, кухонька, комната для отдыха. На чужаков шоферы смотрели с некоторым удивлением. Но узнав, что это журналисты из Беларуси, даже обрадовались.

Тут же гараж, в котором хранится некоторая техника (далеко не вся). Вот, например, автомобиль с насосом для ассенизации. Да-да, а как, вы думали, очищают туалеты самолетов? Не с воздуха же нечистоты сбрасывают!

Рядом стоит машина-близнец, но с запасами питьевой воды — естественно, для нужд пассажиров и экипажей самолетов. Главное, не перепутать автомобили!

Здесь же маленькие машинки-трудяги, которые в основном и снуют по летному полю. Они используются для доставки багажа, трапов и так далее. Мы их еще увидим не раз!

А этот автомобиль выполняет важную функцию: в цистерне содержится реагент, с помощью которого обрабатывают фюзеляж и крылья самолетов перед взлетом. Оператор управляет подъемным механизмом, который позволяет направить струю на труднодоступные участки поверхности воздушного судна. Спецсостав не даст образоваться льду, который утяжеляет самолет и ухудшает аэродинамические качества крыла, снижает подъемную силу.

Как правило, в качестве реагента используются этиленгликоль и противокоррозионная присадка. Химическая противообледенительная система — одна из самых популярных для гражданских судов. Хотя есть и другие способы предотвращения образования льда.

В аэропорту предусмотрено много трапов: большие, маленькие, открытого и закрытого типа. Большинство доставляются к воздушному судну все теми же маленькими машинками.

Наконец выдвигаемся на летное поле. Примечательно, что тут действуют свои ПДД. В частности, есть разметка для автомобилей, выделяющая спецполосы. Это только кажется, будто машинки движутся хаотично. На самом деле все подчинено строгим правилам. А скорость ограничена 40 км/ч.

Перед знаком «Осторожно, самолет!» водитель обязательно притормаживает и смотрит по сторонам. Причем формальность соблюдают все без исключения. В аэропорту, где каждые три минуты садится или взлетает воздушное судно, это не лишняя, а вынужденная мера предосторожности.

Подъезжаем к самолету Scandinavian Airlines, в который как раз идет посадка. Пассажиры направляются в Копенгаген. Пока они неспешно располагаются в салоне, вокруг кипит работа.

Идет погрузка багажа. Машинка-трудяга доставила несколько прицепов. Сотрудник аэропорта выкладывает чемоданы на ленту, которая отправляет их прямо в багажный отсек.

Пользуясь случаем, заходим в салон автобуса, который доставил пассажиров. Он несколько отличается от городских собратьев, зато очень вместительный — это сделано специально, чтобы люди могли перевезти ручную кладь. Максимальная скорость транспортного средства — 50 км/ч.

Обращаем внимание на легковой Volvo. Как оказалось, это тоже служебный автомобиль — на нем доставили специалистов Scandinavian Airlines, проводивших осмотр самолета. Ходить пешком по летному полю строжайше запрещено. Так что передвижение на машине — тоже вынужденная необходимость.

«Тягник» — это слово лучше всего подходит для описания данного транспортного средства. С помощью него самолеты буксируют к телескопическим трапам и вывозят на взлетно-посадочную полосу. Этот лайнер, например, скоро вылетает в Доминиканскую Республику.

А это авиационный топливозаправщик. Разумеется, самолеты на АЗС не ездят, топливо им доставляют к борту. В цистернах перевозится несколько тысяч тонн.

Часто мы слышим, как из-за снегопадов откладываются и отменяются авиарейсы. Одна из причин — невозможно в достаточной мере убрать взлетно-посадочную полосу. Но из варшавского аэропорта имени Шопена такие сообщения приходят редко. Его сотрудники с достоинством подчеркивают: «Наше оборудование одно из лучших в Европе для зимних условий».

Снегоочистительная техника — это автомобиль на базе Mercedes с норвежским навесным оборудованием Overaasen. Спереди установлен шестиметровый отвал-плуг, который способен убрать огромную массу снега. Потом щетка подметает оставшееся. А идеальную чистоту создает огромный «фен», растапливающий горячим воздухом остатки и выдувающий грязь.

Напоследок заезжаем в гараж аварийно-спасательной части, которая базируется тут же, в аэропорту. Нам с нескрываемым удовольствием и гордостью показывают машины из разряда «на всякий случай». Надо заметить, что техника самая современная и в чем-то уникальная.

Быстрый и легкий кроссовер Ford Kuga — эдакая машина-разведчик. В случае экстренной ситуации на ней выезжают к месту ЧП и передают оперативные сведения. На крыше установлены светодиодный щит и громкоговоритель. Чтобы пассажиры в панике не разбегались, их созывают в одну безопасную точку.

Автомобиль компании Rosenbauer — основная мощь спасателей. Огромная красная машина создана специально для работы в сложнейших ситуациях (как, например, возгорание самолета с огромным запасом топлива), в условиях высокой температуры и очень агрессивной среды.

У «пожарки» — четыре оси, два двигателя Caterpillar (суммарная мощность — 1340 л. с.). Говорят, что передвигается очень быстро, а управляемость — как у легковушки.

Чтобы доехать до самой дальней точки аэропорта, понадобится максимум две с половиной минуты. Однако поляки считают, что это все равно много. Поэтому был создан «филиал» аварийно-спасательной части, где дежурят еще две пожарные машины.

Ствол может выступать на высоту в двадцать метров и подавать воду, пену или порошок сверху — прямо в очаг возгорания.

Кроме пожарной техники есть автомобиль быстрого реагирования с самым современным медицинским оборудованием, а также штабная машина, которая оснащена видеокамерами, мониторами и всей необходимой аппаратурой для координации действий.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by