Таксистка ночной смены Екатерина: «Флирт может быть уместен где угодно, но только не в машине»

 
17 декабря 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

«Таксисткой я стала на спор, — эту историю Екатерина рассказывала, наверное, тысячу раз. Когда первое удивление пассажира от вида девушки за рулем проходит, люди сразу интересуются, почему она выбрала именно эту профессию. — Три года назад ради шутки сказала другу, что справлюсь с такой работой. Он посмеялся: „Тебе слабо“. Но вскоре я уже прилепливала желтые наклейки на кузов своего Renault Safrane, нашла перевозчика. Так я ушла из бизнеса, променяв косметику на „баранку“. И сейчас, если честно, не жалею. Правда, выигрыш за спор от друга так и не получила». О плюсах и минусах приятной внешности девушки-таксистки, причинах лихачеств, эволюции минских служб и варении борщей — в материале Onliner.by.

Екатерина назначила встречу перед самым заходом солнца — таков стиль ее жизни. «Я жуткая „сова“», — объяснила водитель. График ее работы — от заката до рассвета. Довольно странный выбор для девушки в этой опасной профессии, не так ли? Даже коллеги отговаривали: мол, ты же девчонка видная, куда тебе по ночам кататься? Но именно работа в позднее время привлекла Екатерину.

— Условием того спора с товарищем было продержаться 2—3 месяца. Поначалу ломало морально, не понимала, что со мной происходит. Выдерживать в замкнутом пространстве — салоне автомобиля — привычки и разговоры незнакомых людей, которые меняются в течение смены, не так-то и просто. К тому же несложно догадаться, в каком состоянии часто ездят на такси некоторые минчане ночью. Одни жалуются на судьбу, другие начинают устраивать скандалы. У меня самой случались истерики (после смены), хотелось все бросить, никого не видеть. Но потом появился какой-то азарт, адреналин, я полюбила ночной Минск.

В поисках ультраурбанистических пейзажей для фотосета мы оказались на территории ТЭЦ. Признаться, в темное время суток мы бы сюда не приехали — особенно если примерить на себя роль таксиста. «Заброшка», глушь, лишь гаражи и аутентичные кирпичные стены, ограждающие город от коптящих труб. «А я б поехала», — уверенно заявила Екатерина. Сам собой возник вопрос: неужели в карьере таксистки не случалось опасных инцидентов?

— Неадекватных клиентов я научилась распознавать по первому взгляду и первой фразе. Наверное, это пресловутая женская интуиция. Совсем недавно приехала на вызов. Подошел мужчина и с ходу стал хамить: «Это ты, курица, меня повезешь?» Сразу ответила «нет» и просто развернулась, а диспетчеру все объяснила: хотите — вызывайте другую машину, а может, и не стоит. Но самая неприятная ситуация со мной приключилась за городом. Мужчина вызвал такси к складским помещениям у гродненской трассы. Сел, сказал, что нужно еще товарищей забрать — в нескольких километрах отсюда, мол, подберем их и поедем дальше. Ну, хорошо. Вскоре в машину сели три мужчины, двое из них были довольно мощного телосложения, уже во время поездки начали буянить. Говорят, езжай, дорогу покажем. Навигатор ничего не показывает. И на этом фоне происходит пьяный дебош, звучат оскорбления, угрозы интимного характера. Я бы вызвала ребят-таксистов с помощью «Центра», но, во-первых, нужно звонить оператору, чего не сделаешь в присутствии клиента-буяна, а во-вторых, я не знала, где именно нахожусь. Среди разговоров услышала пункт назначения — ул. Слободская. Одной рукой рулила, второй кое-как набирала сообщение в мессенджере в корпоративный чат: помогите, боюсь нападения. Мы все же добрались до Малиновки. На улице нас ждал кортеж таксистов. Они чуть ли не перегородили улицу. Куда ни глянь — везде виднелись плафоны. Когда пассажиры вышли, тут же стали совсем спокойными, уже никто не буянил. Вызвали милицию, и этих ребят забрали.

Глядя на Екатерину, сложно представить, что она готова на смелые действия в экстремальных ситуациях, но решительность ее характера выдают тон разговора и, пожалуй, непристегнутый ремень. По ПДД таксистам в городе разрешено не пользоваться ремнем — из соображений безопасности. По тем же причинам не берут в такси совсем миловидных девушек. Намекают: вам эта работа не подойдет. Хотя Екатерине — «девчонке видной», как ее характеризуют коллеги, — удалось пробиться.

— Сейчас в стране есть проблемы с трудоустройством. Знакомые девочки и даже пассажирки нередко спрашивают: люблю водить, хорошо знаю город — а можно к вам? Я, если честно, отговариваю. С мягким характером и миленьким личиком здесь работать не получится. Отец меня воспитывал в какой-то мере как мальчика, прививал мужские черты. Его принцип: те, кто тебя не знает, пусть думают, что ты стерва. Сейчас мне те наставления помогают. Когда я слышу комплимент в свой адрес, обычно культурно заканчиваю эту тему: «Спасибо, но не стоит». Легкий флирт может быть уместен где угодно, но только не в машине, не в условиях один на один. Потому и отвечаю подругам: в такси не иди — замуж там не выйдешь. Катать других людей — кайф не для каждой. Мужчины, видимо, на психологическом уровне считают себя потребителями — они же платят. Потому малейший намек или чуть кокетливая улыбка будут восприниматься как легкодоступность.

В салоне Volkswagen нет и намека на «девичесть»: планшет, смартфон, удостоверение, предельная чистота. Лишь маленькая фигурка домовика намекает на пол водителя. Мы поинтересовались, есть ли разница для клиента, кто находится за рулем?

— Чаще всего люди просто на миг удивляются. Фразы «не женское это дело», «сиди дома и вари борщи» я слышу не часто. Все же женщина за рулем у нас, к счастью, перестала быть редкостью. К слову, борщами меня не испугать — я научилась совмещать мужскую профессию и кухню. У адекватных людей это должно вызывать хоть каплю уважения. Как я поступаю с недовольными — уже рассказала. В последнее время стали чаще появляться заказы «только женщина-водитель». Вызывают матери, чтобы отправить детей, например, в школу. У многих моих коллег установлены автокресла (хоть это и не обязательно по ПДД). Также за последний год в столице увеличилось число мусульманских семей. Их религия требует от девушек не появляться в обществе в сопровождении мужчин-неродственников. Мы для них — самая удобная возможность передвигаться по Минску. Девушку хотят видеть за рулем, рассчитывая на более аккуратный стиль вождения, внимание к клиенту. Некоторым настолько важно, чтобы водитель был приятным (точнее, приятной), что они готовы ждать по полчаса, пока я освобожусь.

Мы не могли пропустить мимо ушей фразу об аккуратном стиле вождения. Нередко от горожан можно услышать мнение, что таксисты лихачат чаще других. У Екатерины нашелся контраргумент:

— Недавно обсуждали историю, как таксист, не дождавшись, пока его пропустят, проехал во двор по газону и тротуару. Но я бы, наверное, поступила так же. Человек ехал на вызов — семья опаздывала на поезд в Новороссийск. Нужно было во что бы то ни стало успеть. Из моей практики, таксисты становятся решительнее на дороге (а порой и резче, наглее), только когда спешат на вызов — чтобы помочь человеку вовремя прибыть в нужное ему место. Меня лично часто пропускают, когда я спешу. Если сильно надо, вылезаю из окна. Видя женщину за рулем такси, автомобилисты уступают.

Мы обратили внимание на машину Екатерины — бюджетный, но новый Volkswagen из салона. Сразу вспомнилось требование городских властей о допуске к услугам такси машин не старше 10 лет. В жизни нашей героини тоже произошли изменения — на смену Safrane пришел Polo Sedan. По ее словам, за последние полгода клиентов стало несколько меньше, а вот конкурентов, наоборот, прибавилось.

— Поездка на такси в сознании минчан стала идентична походу в ресторан. В такой ситуации можно выехать только на уровне сервиса. На этом фоне «нелегалы» почти исчезли, тут и активизация транспортной инспекции помогла. На немолодых «корчах» горожане уже не хотят ездить. Иногда оператора просят подать только новый автомобиль. Я их понимаю. Такси — это сервис, и он должен быть достойным. Если надо будет — я готова и галстук надеть. Хотя бы для того, чтобы клиент улыбнулся перед тем, как покинуть мою машину.

Читайте также:


Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by