На велосипеде в Барселону: 3 тысячи километров на пути к морю

 
10 января 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский. Фото: vk.com/b_boy_steelman, открытые источники
Источник: Родион Мирский. Фото: vk.com/b_boy_steelman, открытые источники

В эти снежные холодные дни хочется вспомнить о лете и поездках в теплые края: шорты, пляж, велик… В слово «путешествие» вкладывают разные смыслы. Например, поездка, на которую отважился второкурсник Иван, лишь у немногих ассоциируется с понятием отдыха. Парень отправился в столицу испанской Каталонии на велосипеде — прямиком из Минска. Он проехал в общей сложности около 3100 километров, крутя педали. Путь занял около двух с половиной недель. Считайте: в день выходило примерно по 200 км. О необычном велоприключении — в рассказе Ивана.

— Мое велосипедное хобби длится более двух лет. И вот минувшим летом я решил: почему бы не отправиться в путешествие? Весь путь я не мог проделать на велосипеде — некоторые дороги на моем маршруте пролегали через горы (от Франции к Испании, например). Но основную часть путешествия крутил педали. Стартовал из Минска, добрался до Гродно, позже через Польшу, Германию, Бельгию — в Париж, а уж оттуда — в Барселону. Поехал бы и дальше, но тогда решил, что для первого раза хватит. В день ехал по 180 километров, пару раз делал броски (в том числе ночные) по 270—280. Это случалось, когда до цели оставалось совсем немного и останавливаться не хотелось. Все, что мне было нужно в дороге, поместилось в специальном велосипедном рюкзаке. Иногда ночевал в палатке в лесу, иногда у случайных знакомых. Чуть не опустил руки, как только пересек границу с Польшей. В местечке Сокулка случилась поломка, которую смогли устранить только в мастерской за несколько часов. Пришлось переночевать в машине у поляка, который подошел, когда увидел, как я вожусь с байком. Вот так благодаря хорошим отзывчивым людям мне и удалось проделать такой путь.

В своей поездке Иван не обращал внимания на сбор оплаты для автомобилистов: ему дорога далась бесплатно. Он может и не знать, что из 16,5 тыс. км испанских трасс почти 3000 км являются платными. Сумма зависит от многих параметров: расстояния, категории транспортного средства, сезона (зима или лето) и даже от часа пик в течение дня. Владельцу легковушки за проезд по AP-1 (Burgos — Armiñón,84 км) придется отдать €12, по AP-2 (Zaragoza — AP-1, 215 км) — €24. Минимальная цена — €1,45 (AP-51 по маршруту Villacastín — Ávila, 24 км). Если по трассе ехать транзитом, цена изменится в ту или иную сторону.

— Спустя 19 дней после старта из столицы РБ я въезжал в Барселону. Было 4 утра, как раз в те сутки я оставил за плечами 280 километров. Первое, что поразило, — сами улицы. Кажется, они вовсе не предназначены для автомобилей. Если в мире захотят устроить где-нибудь вело- или мотогород, то Барселона лучше других подойдет для этой цели. Чего стоит хотя бы тот факт, что на большинстве улиц организовано одностороннее движение — по крайней мере, так мне показалось. Для автомобилистов, возможно, это минус: одна полоса заставлена припаркованными авто, по второй движутся машины (да и пешеходы тоже). Довольно забавно выходит: чтобы развернуться, нужно объехать квартал. Но для мобильного двухколесного транспорта это не проблема. Прямо скажу, мне понравилось, что власти решили не перекраивать город, не сносить старые дома, среди которых можно встретить настоящие архитектурные произведения, чтобы расширить дороги. Испанцы решили оставить как есть, оставить дух Барселоны. Самые широкие улицы здесь — это транспортные магистрали, по которым можно добраться из одного конца города в другой, плотного потока на них я не наблюдал. На них уже по четыре ряда, правда, два из них заставлены стоящими авто. Так что велы и скутеры все равно остаются в приоритете. По крайней мере, для них легко найти место стоянки.

Тема парковки в Испании безгранична. Чтобы описать ее в трех словах, для начала нужно разграничить понятия разных зон. На синей (área blava) места обозначены прерывистой синей линией на асфальте и знаком с изображением руки, опускающей монету. Нужно оплатить €2—3 в паркомате за нужное время, а талон положить под лобовое стекло. Ночью стоянка бесплатна. В зеленой зоне (área preferent) цена не выше, но жильцы близстоящих домов имеют преимущества. На área residents могут останавливаться только резиденты. Еще одна незнакомая белорусу зона — расчерченная диагональными желтыми линиями разметки — предназначена только для загрузки/разгрузки, посадки/высадки пассажиров. Места, где парковка запрещена, выделяются желтым цветом на асфальте.

— Для удобства двухколесных здесь сделано многое. Самое простое и одновременно лучшее решение — прокат байка с возможностью взять его на одной парковке, а оставить на другой. Понятно, что в городе, где сейчас на термометрах должно быть плюс 9 градусов, есть больше смысла вкладывать в развитие велоинфраструктуры, чем в родном Минске. Тем не менее на некоторые решения я посматривал с завистью. На тех самых магистралях, о которых я говорил, предусмотрена отдельная дорожка для велосипедистов — между тротуаром и проезжей частью. Она конструктивно отгорожена от автомобилей пальмами, было очень приятно ездить. На ней встречались специальные светофоры для байков, велосипедно-пешеходные двухуровневые развязки (вместо наших ступенек). У нас ребята типа меня — на дороге «недолюди». Там же намного более уважительное отношение. Своими глазами видел, как на узкой улочке какой-то паренек ехал на велосипеде на одном заднем колесе по проезжей части, а за ним медленно, но терпеливо плелся автомобиль.

Уважение, о котором говорит Иван, получило отражение в некоторых правилах движения в Испании. Так, в 2014 году были ужесточены требования к обгону велосипедистов. Минимально допустимая дистанция до них при обгоне должна составлять не менее 1,5 метра. При этом разрешается частично или даже полностью занимать встречную полосу при условии, что не создается помех встречным велосипедистам. Параллельно с вниманием к правам двухколесных спрос с них тоже строг. Например, за езду без шлема или разговор по мобильнику во время движения потребуют штраф вплоть до €200. Полиция может отследить нарушителя по номерам (если это мотоциклист или скутерист) даже в другом государстве ЕС и выслать на его родину квитанцию на оплату штрафа.

— Однажды мне не посчастливилось познакомиться с полицией. Я нарушил, когда катался на скутере вместе с парнем, у которого жил (познакомился с помощью каучсерфинга). Там действует жесткое правило пропуска пешеходов. Если человек ступил на «зебру» в другой от водителя стороне дороги, его обязаны пропустить, остановиться. В целом, как мне показалось, на нарушения пешеходов закрывают глаза, никто не будет бегать за человеком из-за перехода в неположенном месте. В общем, по привычке и по незнанию я проехал, выходит, не предоставил преимущество. После завернул на первом же перекрестке направо. А там меня уже поджидал полицейский. К слову, по городу они тоже передвигаются на скутерах. Человек в форме быстро переговорил с моим знакомым (у него есть автомобиль, но он предпочитает два колеса). Испанец не спорил, признал: были неправы, без лишних слов забрал квитанцию, и мы поехали кататься дальше. Парень так и не озвучил мне сумму, оплатить не просил.

Система штрафов в Испании также весьма интересна и многогранна. Полицейские имеют право взимать штрафы на месте. При этом выдается официальная квитанция. Иностранцы должны заплатить штраф сразу наличными, или их автомобиль может быть задержан до уплаты штрафа. Если заплатить сразу, то дается скидка в 50%, но при этом теряется право на обжалование. Если квитанция приходит по почте и нарушитель оплатит в течение 20 дней, то скидка сохраняется. После начинается процесс по принудительному взысканию штрафа. Для сравнения приведем несколько цифр: за превышение до 20 км/ч — €100, до 30 км/ч в городе — €300, на трассе — €100. Причем двигаться со скоростью меньшей, чем половина от максимально разрешенной, тоже запрещено и тоже облагается штрафом.

— В целом, как я заметил, люди стремятся соблюдать правила. Пусть и любят погонять на загородных трассах — там максимальный скоростной режим высок, видел знаки «130». Но испанцы на авто и на таких дорогах едут с превышением на 10—20 км/ч. Нередко слышны недовольные сигналы клаксона. Но в городе они будто превращаются в идеальных водителей — не более 50 км/ч. Ту самую стереотипную «южную горячесть» на улицах не проявляют, в какой-то степени компенсируют общением. То есть на перекрестке, ожидая зеленый сигнал, водители болтают друг с другом. О чем — не понял, испанский язык не знаю. Может, о погоде или дороге? В любом случае, обсудить есть что.

Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by