Эксперт: демпинговые цены на автомобили когда-то закончатся, и вопрос, что будет потом

 
15 января 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Больше года мы живем под диктовку российских цен. Это глобально сказалось на всей автосфере в Беларуси. Отдельные дилеры ликуют, но частные СТО вынуждены закрываться, сильно просел рынок запчастей, подержанные машины продаются с трудом и задешево. С экспертом Дмитрием Хлыстовым беседуем о негативных последствиях автобума, ином уровне сервиса, меняющемся сознании белорусов и о том, что будет, когда закончатся демпинговые цены.

— Продажи дешевых автомобилей растянулись. В конце 2014-го все думали, что это временное явление, и массово бросились в Россию. Потом была вторая, третья волна… Сейчас туда ездят как в свое время на шоп-туры. К чему это привело?

— Каждый, кто хотел и имел деньги, купил машину. А ожидавшие бóльших «скидок» — выиграли больше. Если курс российского рубля по отношению к доллару опять снизится, то экономия окажется еще более существенной. Но возникает вопрос: а есть ли смысл вкладывать деньги в железо?

— Белорус скорее сэкономит на еде, чем на машине. Наш авторынок всегда называли перегретым.

— В таком случае он уже давно сгорел… Сейчас люди по-прежнему жаждут получить автомобиль. Но теперь это можно сделать еще и дешево, даже если у тебя нет достаточной суммы — добираешь кредитом и покупай! Хочешь — новый седан, хочешь — старый внедорожник. У потребителя огромная свобода выбора в этом смысле. Если раньше мы говорили, что купить машину можно за три тысячи долларов, то теперь это реально сделать вообще за одну. За данную сумму огромный выбор 15—20-летних легковушек. Эти автомобили по-прежнему ездят и будут ездить дальше, однако они обесценились. Для автомобилистов ничего плохого в этом нет. Но не забывайте, что машину надо еще обслуживать и содержать.

Дмитрий Хлыстов

— Отлично! У людей есть выбор на любой кошелек. Минусы в такой ситуации разве есть?

— Вторичка продается задешево, а дорогие варианты мало кому нужны. При этом число предложений значительно превышает спрос. Когда раньше наступал «последний шанс», то все бежали очень быстро, зажав в кулаке энную сумму денег. Теперь стало нормальным менять автомобиль раз в несколько лет. Есть такие люди, и это не воспринимается уже как нечто необычное.

— Ну а что будет через пять лет, когда срок гарантии на «бюджетники» закончится?

— А посмотрите, что происходит в России! Такие машины уже присутствуют на вторичном рынке соседней страны. Некоторые образцы, особенно отдельных корейских производителей, имеют весьма непрезентабельный вид — следы коррозии, протертые салоны, изношенный педальный узел. Будем прямо говорить: ресурс у них гораздо ниже, чем у старых добрых «немцев».

— Хотя Polo Sedan называют новым Passat B3…

— Volkswagen и Skoda, в частности, лучше сохраняются. А любая пятилетняя Audi вообще выглядит отлично. Как и Peugeot, Nissan или Toyota.

Кстати, на наших рынках подержанных автомобилей продаются «бюджетники», выпущенные в 2011—2012 годах. Некоторые частные владельцы, фирмы отъездили пять лет гарантии, выплатили лизинговую стоимость и решили сменить машину. Только покупали они, допустим, за $12—13 тысяч, а продавать вынуждены вдвое дешевле. Таковы нынче законы рынка. Автомобиль уже нельзя рассматривать как вложение денег, это прямые затраты. Хотя некоторые белорусы по-прежнему считают это своеобразным депозитом.

— Интересный аспект. Где-нибудь во Франции менеджер крупного банка может ездить на стареньком Citroen, подпирать дверь чуть ли не доской и совершенно не переживать по этому поводу. Насколько мы приблизились в мышлении к европейцам, для которых автомобиль отнюдь не показатель успешности человека?

— По-моему, мы в процессе приближения к миру западного потребителя. Стало меньше воздыханий по поводу любимой «ласточки», с которой автолюбитель не желает расставаться. Тот, кто отъездил пять лет на новой машине, не хочет готовить ее к продаже. Теперь действует простая житейская логика: домучил и избавился.

Раньше, конечно, более ответственно подходили к обслуживанию автомобиля. Ухаживали, расходники меняли вовремя, запчасти выбирали оригинальные, пусть и подержанные. Сейчас к машине стали относиться как к предмету: довел до ручки — выбросил объявление в интернет — избавился. Это становится народной формулой.

— Однако, судя по комментариям, многие все так же поклоняются некоторым премиум-маркам… В сознании они все еще остаются культом и иконой.

— Пожалуйста! Можно ездить на BMW. Это солидная машина. Ухаживать, беречь, холить и лелеять. Или не делать этого. В любом случае пока кто-то «молится», автомобиль все дешевеет и дешевеет. Сейчас огромное количество предложений по премиум-маркам, но не забывайте, что многие — это банальный неликвид. Мой приятель продает BMW X5 (2003 г. в.) с объемом двигателя 4,4 литра. Машина большая, мощная, комфортная. Одно «но»: он уже устал ездить на заправку и обслуживать ее. Готов продать за $6,5 тысячи. И это не единичный пример. На рынке много предложений 12—13-летних Mercedes ML, Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne с неэкономичными моторами. Эти автомобили потеряли уже не одну цену и все равно продаются. Можно без проблем купить любой из этих внедорожников. Так неужели это круто? Вовсе нет! Многие за эту сумму выбирают новый Hyundai Accent и прекрасно себя чувствуют.

— Давайте не будем забывать про обслуживание. На нашем форуме жалуются, что машины дешевеют, а запчасти дорожают…

— Неправда! Рынок запчастей очень сильно просел. Спрос упал на 60—70%. Из-за этого конкуренция стала более жесткой, цены еще больше снизились. Это также связано с покупкой новых автомобилей. Все больше владельцев обслуживают свои машины на дилерских станциях по гарантии. А если осталось старое транспортное средство, то оно, как правило, тихо ржавеет во дворе, его используют крайне редко, разве что в качестве подменки. Из-за влияния российского рынка многие белорусские автосервисы и магазинчики переживают сильнейший кризис.

— Вместе с тем уровень сервиса растет. Автомобилистам это только на руку.

— Конечно! Зачем бегать по Малиновке или Ждановичам в поисках какой-нибудь запчасти, чтобы потом привезти на сервис и узнать, что надо еще какую-то комплектующую. Экономия — $5, единицы по старинке выбирают тернистый путь. Сейчас у хороших СТО есть снабженцы, которые решают проблему, они держатся за клиента. Но все равно много автосервисов закрылось.

— Нелогично: машин же прибавилось, а подержанных автомобилей в Беларуси гораздо больше, чем новых. Более того, говорят, что некоторые «бюджетники» настолько добротные, что их снимают с гарантии, дабы не переплачивать за услуги дилерского центра, и обслуживают в гаражах.

— В современных условиях меняется логика обращения с автомобилем. Новые машины, которые ломаются гораздо реже, просто пригоняют на проверку. А старые практически не обслуживают. Их владельцы по разным причинам предпочитают поддерживать свои транспортные средства в полурабочем состоянии и не инвестируют в них. Насчет добровольного снятия с гарантии. Есть информация о том, что их обслуживание действительно перемещается в гаражи. Что в том же Volkswagen Polo Sedan менять? Масло и фильтр? Но вопрос выживаемости частных СТО, которые платят налоги, содержат штат сотрудников и арендуют помещения, стоит остро: как компенсировать затраты в нынешних экономических условиях?

— Значит, нужно предлагать новые услуги, понижать цены, повышать уровень сервисного обслуживания…

— А зачем? Даже при большом обороте сейчас не стоит ожидать прибыли.

— В то же время есть мнение, что игроки, долгое время диктовавшие свои условия и правила потребителю, уходят быстро и мучительно. Ведь нареканий по поводу качества обслуживания белорусскими сервисменами и их расценок было много всегда.

— Это понятно. Но имеется и другая сторона вопроса. Вот у меня есть приятель. Вместе с компаньоном он держал несколько станций в Минске, потом закрыл их, механиков уволил, а сам арендовал помещение в пригороде, поставил три подъемника и теперь самостоятельно обслуживает машины. Фактически свел затраты к минимуму и выживает. Его бывшие сотрудники либо устроились на низкооплачиваемую работу, либо сидят дома без дела.

Другой знакомый продолжает заниматься обслуживанием автомобилей только из-за сына. Хочет передать СТО по наследству. Раньше к нему надо было записываться за три недели, теперь можно приезжать в любой момент. Нужны ли еще комментарии?

— Думается, мало удовольствия было возиться со старой машиной. Сейчас многие ездят на новых автомобилях, не надо открывать каждое утро капот и судорожно искать запчасти. Это связано с повышением уровня автомобильной культуры.

— Это связано исключительно с покупкой машин по низким ценам в России. Ведь снижение спроса ощущают не только автосервисы. В автомагазинах нынче продается только масло, стеклоомыватель и коврики.

— Ну просела целая сфера. И что? Таковы реалии рынка… Их определяет потребитель, как и должно быть.

— Да я к тому, что демпинговые цены в России когда-то закончатся! Беларусь в 2000-е была перевалочной базой для автомобилей из Европы. Тут с ними что-то делали, наводили предпродажный шик-блеск и продавали в РФ. А из-за диспропорции в курсовых разницах и нашей извечной привязке к доллару все вдруг изменилось. Двери из большой страны открылись, и нас захлестнули дешевые (в валюте) товары. Но нужно понимать, что это еще старые запасы, сделанные в относительно благополучное время. Когда-то всему настает конец.

— Что вы имеете в виду?

— Очевидно, что разница в валютных курсах была застрахована или рынок дотировался государством. Так дешево машинокомплект стоить просто не может. До чего дошло! В Германию возят Kia Sportage, собранные в Словакии и проданные в России. Мягко говоря, это очень необычная ситуация.

— В таком случае ваш прогноз: когда закончатся славные времена дешевых автомобилей?

— Никто не знает ответа на этот вопрос. Но точно скажу, что долгое время работать с минимальной выгодой, покрывать все расходы и надеяться, что когда-нибудь достанется лакомый кусок пирога, невозможно. Сейчас в России наблюдается ожесточенная конкуренция между Volkswagen и Renault. А многие дилеры просто ушли, потому что не хотят работать в минус.

— Хорошо. Допустим, новые автомобили подорожают. Чего тогда ждать белорусам?

— Видимо, дилерам придется изменить условия приобретения машин и предлагать новые услуги вроде «Платите $500 в месяц и забирайте новый автомобиль» или же искать другие альтернативные пути продажи. Зачем новая машина, если есть недорогая б/у из РФ? Просто мы вспомним, что всегда ездили на подержанных, а не новых. А пока мы идем по российскому пути. К 2018-му автомобили, купленные в 2014-м, станут бэушными, их захотят продать и опять начнется движение.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by